Г л а в а 1. Общая характеристика основной литературоведческой 20 страница
Романтизм характеризовался не просто сменой стиля, а колоссальными сдвигами в области пафоса, в сфере выработки новых жизненных стратегий. В романтизме с его культом личности преобладала ирония -трагическая, романтическая, саркастическая.
Романтизм как тип духовного освоения жизни (тип сознания) и как возникшая на его основе художественная система - являет собой целую эпоху в духовно-эстетическом развитии человечества. В чем же заключается суть романтизма как конкретно-исторической стороны творческого метода?
Поскольку в данном случае нам действительно важна суть, а не история проблемы, не будем персонифицировать позиции, в результате синтеза которых и сложилось научное представление о феномене романтизма, излагаемое здесь. Отметим лишь, что наиболее близки и наиболее стыкуются с позицией автора учебного пособия взгляды И. Ф. Волкова. Его идеи и положены в основу предлагаемой концепции [24,123-156].
Главной во всякой художественной системе, взятой со стороны метода, является концепция личности, основу которой составляют принципы духовного (а затем и эстетического) освоения действительности. Какова же романтическая концепция личности?
Для романтизма характерен культ личности - самоценной, полностью независимой от окружающего мира (прежде всего oi социума), целиком предоставленной самой себе. Характер героя - и это главное - является исключительно его собственным достоянием, достоянием индивида, а не привнесенным со стороны, из мира, чуждого личности. Если говорить о типе взаимоотношений личности с обществом, то «болезнь» романтизма заключается в полном обособлении, в полной эмансипации личности от связей с миром. Личность для романтиков вовсе не является «совокупностью общественных отношений». Чайльд Гарольд Байрона, Рене Шатобриана, Ио-зеф Берглингер Вакенродера, «отверженные» Гюго, Михаэль Кольгаас Клейста, Петер Шлемиль Шамиссо - одинокие, обособившиеся, покинутые, разочарованHbte, никем не понятые романтические герои.
|
|
Абсолютизация личности, ничем не ограниченная личная свобода -основа основ романтизма. На смену искусству долженствования (долг -
102
АИ - превыше всего) пришло искусство, сводившее все к свободе человеческой воли. Такой концепции личности до романтизма не было. Разумеется, цена романтически понятой личной свободы была велика: романтики расплатились за такую свободу потерей целостности личности, потерей ее органических связей с миром.
Итак, романтики осознали ГИ как самоценность, потеряв, правда, при этом АИ. Отсюда - разрыв гуманистических и авторитарных идеалов, но с идеологическим преобладанием ГИ. Романтизм начался с романтической иронии (возможно, граничащей с трагической), а не с центрального идиллического идеала. Это художественное направление породило «тоску по идеалу», если так можно выразиться, и очертило ту зону, те принципиальные предпосылки, без которых идеал недостижим. Самого цельного идеала как такового в романтизме еще нет, а продукт ею распада уже есть; следовательно, есть стремление к идеалу, есть косвенное выражение его -от противного. Что отрицается и на основе чего - все это уже в каком-то смысле служит показателем потенциальных приоритетов. Смутный романтический идеал таился в подтексте концепции личности. (В скобках заметим, что идеология индивидуализма - почва не только для романтического восприятия человеческой личности, но и для модернизма и постмодернизма в искусстве конца XIX-XX вв. Однако последние, в отличие от романтизма, уже знали «реалистическую» целостность человека. И, отвергая ее, они отвергали то, к чему романтизм, возможно, подспудно стремился. Во всяком случае, постмодернистский распад и абсолютизация распада личности вызывали иронию по поводу совсем других ценностей, тех, которых романтизм еще не знал.)
|
|
Романтический тип сознания, превративший личность в абсолютный центр мира, явился результатом широкого общественно-исторического движения эпохи набирающего силу капитализма, когда личная инициатива и предприимчивость, активность ценились чрезвычайно высоко. В философии проекцией такого сознания явился субъективный идеализм Фихте, в политической сфере - бонапартизм и культ Наполеона, в области социологии и политэкономии - ряд социальных утопий, где ставка при переходе к идеальному общественному устройству делалась на «силу примера», т. е. на все те же неограниченные возможности личности.
|
|
Что касается искусства, где принципы духовно-идеологического освоения жизни трансформировались в принципы художественной типизации, то здесь большим завоеванием романтизма явились оригинальные характеры самоценной личности. Причем конкретно-исторические характеры. И это (даже наряду с интересом к конкретно-историческим обстоятельствам) отнюдь не превращает романтизм в реализм. Кстати, абсолютизация уникальности личности (и
103
нахождение в этой уникальности универсальности) позволила романтизму воспроизводить ее не только в современном облике, но и в образах любой другой эпохи: мифологических, библейских, сказочных («Каин» Байрона, «Освобожденный Прометей» Шелли, «Демон» Лермонтова).
|
|
Принципиальное различие методов, лежащих в основе двух великих художественных систем, - в типе связей между характерами и обстоятельствами. В романтизме они даны во внешней взаимосвязи, они независимы, изолированы друг от друга. В реализме же диалектически понятое взаимодействие, взаимоотражение определяет сущность того и другого. Иначе говоря - мотивировка характеров разная.
Заметим, что в художественной практике встречается достаточно много переходных форм, когда трудно определить точно тип взаимодействия характера и обстоятельств (и, соответственно, отнести эти формы к тон или иной художественной системе). К такого рода переходным формам можно в разной степени отнести «Дубровского» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Шуаны» Бальзака, «Дон Жуана» Байрона.
Игнорирование принципа обратной связи личности и обстоятельств (или абсолютизация самоценности личности) создало предпосылки для творческого воспроизведения такой концепции личности, которая наиболее адекватно может быть воплощена в лирической поэзии и музыке. Именно в этом роде литературы глубоко субъективный характер идеалов, не требующий сложных мотивировок и вместе с тем яркий и выразительный, нашел свое полноценное воплощение.
Романтизм, как и все предыдущие художественные системы, сочетал в себе очень сильные и очень слабые стороны, он обострял полярные противоречия, но не умел примирять их. Романтизм утверждал самоценность личности - путем абсолютизации: цель и средства во многом не совпадали. Тем самым романтики лишили себя перспективы и вынуждены были прибегнуть к «несерьезной» иронии, поскольку несоответствие их идеала реальной действительности было более чем очевидно. Идеал романтиков был иллюзорен, он не имел никакого соответствия в реальной жизни, был в безнадежной оппозиции к ней. Такой отвлеченный идеал задумывался как форма протеста -■ очень наивная и бесперспективная. Отсюда - елмо-ирония по поводу неполноценности своих идеалов (со всеми вытекающими «деструктивными» последствиями). Отсюда - либо идеализация прошлого, либо пристрастие к экзотике (оппозиция цивилизации), либо демонстративный уход в иной мир. в фантастику.
Такова содержательная структура романтических произведений.
Во избежание путаницы подчеркнем разницу между романтизмом и романтикой. Если романтизм был квалифицирован как гип сознания и
104
художественная система, состоявшаяся на основе этого типа, то романтика, на мой взгляд, - это указание на поэтизацию и высокую степень интенсивности переживания возвышенных, но абсолютизированных идеалов. Романтика - это восторженное, бурное, некритическое переживание идеалов романтизма, а впоследствии и не только романтизма.
Следует отдать должное романтикам: они в конечном счете способствовали тому, чтобы был по-новому поставлен вопрос о гармонии личности и общества. Открыв и абсолютизировав принцип личной свободы, они не сумели примирить его с принципом объективной необходимости общественного бытия. Художественного решения этого противоречия на качественно новой основе - на основе конкретно-исторических связей индивида с обществом - сумел добиться реализм XIX века.
Реализм совершил дотоле невиданное. Радикальные обновления в сфере поэтики и пафоса происходили за счет привнесения в художественное сознание диалектики. Отражение многогранности и «текучести» человека, соответствующих его истинной природе, позволили достичь вершинного этапа в становлении литературно-художественного сознания человечества. В человеке наконец-то стали видеть весь эстетический спектр: в своем развитии человек ускоренно воспроизводил все этапы развития человечества. Цельность этого плана стратегий заключалась теперь в тенденции, а не в тотальном преобладании одного пафоса. Реализму оказался по силам весь спектр художественных возможностей.
Особенность реализма следует видеть вовсе не в том, что художники научились изображать «все как в жизни», «жизнь как таковую». В искусстве это в принципе невозможно. Просто фактов, «голых фактов» в литературе (да и не только в литературе) не существует. Любой переданный человеком факт есть «факт плюс точка зрения». Рассказать что-то в художественном смысле всегда означает взять на себя смелость и ответственность сотворить концепцию личности и оценить ее. Без этой установки нет художественного творчества, невозможно самовыражение. С точки зрения роли фантазии, творческого воображения реализм не менее литература, чем романтизм или классицизм. Даже более! Колоссальная степень жизнеподобия. впечатление имитации, ограничение творческой фантазии рамками жизнеподобия - все это не столько минусы, сколько плюсы реализма. Они свидетельствуют о том, что механизмы формирования личности освоены в небывалом объеме. И это не погубило художественное мышление, а создало предпосылки для фантастического взлета.
Реализм - это чрезвычайно оригинальная, уникальная художественная система, отразившая человека в таком многогранном измерении, которое ни до, ни после никакой иной художественной системе пока не удавалось. Духовность человека была показана как продукт естественной материал ь-
105
ной эволюции человека земного. Цельность человека - телесное начало, характер, личность - стала предметом реализма.
Как следует понимать конкретно-исторический характер реализма («все как в жизни»)?
По глубокому замечанию И. Ф. Волкова, «конкретно-исторические формы обретают значительную художественную ценность лишь в тех случаях, когда несут в себе существенное общезначимое содержание» [24, 155]. Индивидуальное в реализме стало формой выражения и существования всеобщего - но такого всеобщего, которое кристаллизуется, осознает себя в конкретном. До тех пор, пока в личности видели неизменное, универсальное содержание, ее индивидуальность имела одну функцию: показать внеисторическую сущность, Кем-то (Чем-то) заданную. Личность прямо, непосредственно выражала помимо нее существующее содержание. Творческая проблема состояла в том. чтобы как можно ярче выразить, проиллюстрировать раз и навсегда данное неизменное (не конкретно-историческое) содержание.
Как только индивидуальную личность поставили в связь с обстоятельствами, которые, очевидно, можно понимать как диалектическое взаимодействие АИ и ГИ, стало ясно: для того чтобы воплотить индивидуальность, надо понять закономерности динамического равновесия АИ и ГИ на каждом исторически-конкретном этапе общественного и личностного развития. Теперь требовалось не брать готовое универсальное, а всякий раз заново обнаруживать, создавать его через индивидуальные личностные проявления. Суть и смысл творческого процесса бесконечно усложнились, но зато личность впервые предстала в своем истинном качестве: самоценной и в то же время заимствующей свою самоценность в совокупности общественных отношений. Личность стала духовно ответственной, хотя и детерминированной обстоятельствами. Индивидуальность личности стала вечной проблемой, всякий раз по-новому возникающей духовно-творческой задачей. Личность стала определяться связями с социумом: узкосоциальными и общечеловеческими. Если добавить сюда еще и биологическую (психофизиологическую) предпосылку (и одновременно детерминацию) личности, становится ясно, что с помощью личности писатели-реалисты укрощали космос; личность стала моментом космоса - целостностью.
Поскольку личность стала вмещать «все», появилась необходимость получить какое-то представление о сосуществовании противоречивых элементов «всего». Ведь «все» означает взаимосвязь взаимоисключающих компонентов: любовь - ненависть, радость - печаль, добро - зло и т. д.
106
Такое представление о жизни противоречий, о законах их сосуществования могла дать диалектика. Она и стала существенной характеристикой творческого метода реализма (подробнее об этом см. в разделе «Психологизм в литературе»).
Что касается вопроса типологии реализма, то это отдельная проблема, в которой много неясного. Здесь мы не будем ее анализировать. Отметим лишь, что иногда, ориентируясь на второстепенные признаки, реализмом называют то, что таковым не является (или перестало быть). Например, социалистический реализм в его одиозных проявлениях стал вновь нормативной художественной системой, и его исторически-конкретные характеры стали выражать всеобщую заданность (теперь уже - пан социологического свойства). Социалистический реализм лишился диалектического инструментария (живой диалектики души и мысли), при помощи которых сопрягались и всякий раз творились заново индивидуальное и всеобщее, а вместе с ними - и основополагающих признаков реализма.
Постреализм {модернизм, постмодернизм и т. д.) - это, на наш взгляд, потеря противоречивой цельности человека, соскальзывание в эстетическую одномерность - к краям эстетического спектра. Если оценивать этот зигзаг как момент пути духовного развития человека, то такие колебания вполне естественны: это логика пути. И тем не менее факт остается фактом: отход от реализма не ознаменовался пока шедеврами, сопоставимыми с лучшими творениями писателей-реалистов.
Всякий конкретный разговор о художественной системе (или направлении, если придерживаться более традиционной терминологии) начинается с характеристики метода, в основе которого всегда лежит определенная идеология, система принципов духовного освоения жизни. В чем же суть идеологии постмодернизма, которая через метод, становящийся стратегией художественной типизации, предопределила все основные особенности поэтики (стиля) этого самого популярного в XX веке творческого направления?
Проблема генезиса постмодерна чрезвычайно сложна, многопланова и требует отдельного исследования [77]. Среди целого комплекса предпосылок феномена постмодерна (опять же: как типа сознания и только потом уже как художественного явления) - психологических, философских, социально-политических и других - выделим только те, которые непосредственно сказываются на эстетической специфике метода.
Основной идейно-теоретический постулат постмодерна как явления духовного можно сформулировать следующим образом: абсолютизация субъективности, объявление ее самоценной и самодостаточной. На пер-
107
вый взгляд, сильно напоминает главный принцип романтизма. Однако цель и смысл постмодернистской абсолютизации совершенно иные.
Реализм увидел сущность человека в «совокупности общественных отношений». «Модели» реализма, если отвлечься от массы нюансов, не противоречили взгляду на человека как на существо разумное, которое может понять и познать себя и окружающий мир. Аналитическая реалистическая проза исходила из принципиальной объяснимости всего сущего. Постмодерн отверг все, созданное традиционной европейской культурой. Он заменил принцип познания реальности установкой на переживание реальности, на рождение и рассеивание смыслов неподконтрольными разуму пластами сознания. Он провозгласил неверие в разум, в сознание и стал усматривать сущность человека в потемках непознаваемой «души». Отсюда - демонстративное благоговение перед подсознанием, психикой, интуицией.
Это и есть абсолютизация субъективности, объявление ощущений, впечатлений, «хотений» - словом, того, что кажется, а не того, что есть, -самоадекватной, самотождественной инстанцией. Смыслы стали субъективными, ценности - тоже. Отпала необходимость что-либо обосновывать или объяснять. Сами попытки поиска каких-либо универсалий, попытки сведения частного к общим категориям были объявлены методологически устаревшими, неверными. Образное мышление резко противопоставили абстрактно-логическому, и образ стал главным в культуре постмодерна (в том числе в интеллектуальной культуре).
Поскольку вместе с научно-логическим мышлением были утрачены объективные критерии, то верх - низ, добро - зло, прекрасное - безобразное, жизнь - смерть, мужчина - женщина, философия - искусство, культура - природа и т. д. - все уравнялось в правах как момент бесконечного вселенского абсурда. Человек стал непознаваем, мир - тоже.
Что же стали выражать индивидуальные образы постмодерна?
Прежде всего они утратили традиционную установку на концентрацию индивидуальных признаков до степени характера. Характера в постмодерне нет. Отвергая разум, стержневую опору личности, постмодерн «взорван» целостность личности, объявив упорядоченный духовный «космос» личности «хаосом». Индивидуальные характеристики перестали выражать всеобщее в том смысле, как это делал реализм. Абсолютизированное индивидуальное стало выражать только себя, т. е. стало признаком и символом абсурда, сумбурной мозаики, тотальной путаницы. Тем самым индивидуальный «образ ради образа» вновь стал выражать извечно заданное, универсальное содержание - на этот раз принципиально непознаваемое абсурдистское начало, доминирующее в мире.
[08
Опять стало можно «не напрягаться», не изображать сложные модели характеров в их взаимоотношениях со средой. Достаточно было жонглировать фрагментами реальности, метафорами, обрывками смыслов, реминисценциями, искрами скрытых цитат и т. д. Все это очень напоминает игру, забаву. Подручным материалом, как и положено в хаосе, в принципе может быть все, что угодно.
Как можно относиться к «факту» абсурда?
Иронически, конечно. Так. ирония стала «богом» постмодерна, который успешно осуществил «дегуманизацию искусства». Разведя красоту с добром и истиной, искусство, свободное искусство, стало рабски обслуживать капризы подсознания. Именно там обнаружили зону свободы, всю тайну и сущность человека. Имморалистическая традиция в литературе и искусстве стала предметом обсуждения серьезных «аналитиков» и получила все права гражданства в искусстве. Модное слово «амбивалентность» стали трактовать именно как «не разбери поймешь», как уравнивание в правах «верха и низа».
Модель абсурда, апокалипсиса, имитация дословесного, дорефлектор-ного потока сознания (того, что реально до мысли, в широком смысле - до культуры) становятся определяющими в искусстве.
Итак, искусство постмодерна оказалось возможным на базе идеологии абсурда, опирающейся не на сколько-нибудь внятные, теоретически обоснованные концепции, но апеллирующей к непосредственному ощущению абсурда.
Творческие методы - это самая общая платформа, не манифестированная программа (а с классицизма уже и манифестированная). Но самые общие программные принципы, исходящие из идеала прогрессивной личности, так сказать, просвещенного «нашего современника», реализуются всегда во множестве творческих вариантов. Понятием «реализм» отнюдь не исчерпать специфики методов Стендаля, Тургенева, Пруста. Диалектика художественной системы и конкретного творческого метода заключается во все более усложняющихся формах проявления последнего (особенно начиная с эпохи реализма). Но существо этого процесса неизменно. Учтем при этом, что методологическая творческая оснастка накапливается веками. Освоенные методы, приемы преломляются, модифицируются, но никогда не исчезают бесследно. Писатели XX века - реалисты, модернисты., постмодернисты - прошли школу и классицизма, и романтизма, и психологического реачизма.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!