Г л а в а 1. Общая характеристика основной литературоведческой 5 страница
Чем же вызвано такое решительное неприятие целостности?
Объяснение видится в том, что почитатели системного анализа опасаются растворения элементов, структур и систем в «беспредметном» хаосе -во «всеединстве». Что это будет за элемент, если его наделить свойствами целого? Где в таком случае кончается элемент и начинается целое? Не означает ли это, что одно становится равно другому, что абсолютно неприемлемо в силу очевидной абсурдности?
Система, пусть и одноплоскостная, оказывается все же предпочтительнее «хаоса». Подобный подход представляется типичным схоластическим упрощением проблемы. Целостность начинается не с утраты определенности свойств или элементов, но с их всепромщаемости, предполагающей последующую трансформацию свойства (направление ее зависит от многосоставного контекста, т. е. от взаимодействия с иными, также всепроницаемыми свойствами). Потенциальная динамика свойства, могущая привести к изменению его природы, сосредоточена в предрасположенности не к механистическому «взаимодействию», а именно - ко все-проницаемости.
Возвращаясь к новым взглядам и идеям литературоведов, разрабатывающих целостный подход, отметим, что новаторская концепция мирно
34
уживается со старыми методологическими грехами. Прежде всего, ни шагу не было сделано в сторону от заколдованного эстетического круга, и художественное произведение по-прежнему продолжает оставаться (по логике такой интерпретации художественного метода) вещью в себе. Целостность художественная не становится моментом целостности тотальной - и следовательно, общеэстетическая теория вновь лишается фундамента.
|
|
Между тем сам феномен целостности требует научного объяснения. Сегодня представляется уже очевидным, что суть проблемы оказалась гораздо более многомерной, чем те методологические «ключи», которые предлагались для ее постижения. В самом деле, на первый взгляд задача напоминает блуждание в трех соснах. Если невозможно отдельно изучать поэтику и отдельно человека - следовательно, надо каким-то образом синтезировать их и изучать совместно. При таком безупречном, с точки зрения формальной логики, подходе мы имеем только заявку на будущий предмет исследования, только логический ход, а не сам всесторонне обоснованный и осмысленный объект анализа. Уже нет споров о том, надо или не надо совмещать личность и литературу, личность и культуру; весь вопрос сводится к тому, как это сделать.
Думается, возможности решения подобной задачи значительно возрастут, когда мы разберемся в принципах и закономерностях функционирования сознания. Как показывает практика, без теории сознания оказалось невозможным сформировать представление о предмете исследования для эстетики и литературоведения - таков наш исходный постулат.
|
|
Целостность и системность должны быть поняты прежде всего как характеристики качества мышления, а не только как свойства некоего объекта. До тех пор, пока художественное произведение изучается в отрыве от постижения специфики художественного сознания, мы имеем дело с произвольным, гипотетическим, научно малоосновательным и неубедительным подходом.
Итак, сама логика исследования поставила гуманитариев перед проблемой: хочешь понять и познать специфику эстетического - объясни целостность мира, культуры, личности; только когда будут выявлены взаи-мообусловливаемые отношения эстетического и внеэстетического, мы сможем приблизиться к пониманию природы собственно эстетических. художественных феноменов.
Если обосновывать все дальнейшие рассуждения, опираясь на предложенный краеугольный тезис, мы будем поставлены перед необходимостью рассмотреть эстетическое как момент духовного, что невозможно
35
без уяснения природы последнего. Конечно, своя предыстория есть и у такой постановки проблемы [35; 170], однако сама по себе постановка не ведет автоматически к появлению именно целостной теории, поскольку во времена первых научных попыток синтеза не было еще должного представления о сущности духовного.
|
|
Как видим, проблема теории художественного произведения распадается на множество точечных, локальных проблем-теорий, которые требует свести воедино универсально понимаемый принцип целостности. Компоненты проблемы хотя и прорабатывались, но не осознавались именно как компоненты единой проблемы. Продуктивных попыток целостного сведения в единую, универсальную по своему характеру культурологическую гипотезу, насколько нам известно, еще не было. Корень проблемы, поставленной в таком ключе, видится в теории сознания, которая могла бы объяснить феномен духовности, и в частности, его эстетические аспекты. Основу современных представлений о личности составили идеи, почерпнутые в трудах 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Г. Юнга, Э. В. Ильенкова [45; 76; 77; 78; 80]. Деятельностный характер сознания блестяще разработал в своих трудах А. Н. Леонтьев [51]. Наконец, сводную, синтетическую теорию тезисно наметил в своих немногочисленных работах А. В. Егоров [39; 40; 41].
|
|
Таким образом, у предлагаемой литературоведческой теории есть несколько разноплановых источников и, соответственно, несколько аспектов:
• обще методологический;
• личностно-духовный;
• культурологический;
• эстетико-литературоведческий.
По логике самой проблемы невозможно говорить о микроцелостности, не затрагивая вопроса макроцелостности. Природа их идентична. Хочешь понять произведение - разберись с человеком: это не каприз исследователя, а методологический императив. Именно в указанном русле излагаемая гипотеза имеет шанс приобрести законченные контуры общей концепции и, вследствие этого, претендовать на статус теории.
Сама методология постижения целостного объекта должна носить синтетический характер. Попытаемся зафиксировать момент качественной трансформации предмета исследования, повлекший за собой кардинальные изменения в методологии. В данный момент мы имеем дело уже не с «чистым» литературоведением, озабоченным поэтикой как таковой и ее взаимосвязями с иными, столь же автономными, как и поэтика, духовно-социальными сферами. В этом случае мы имеем дело с двумя феноменами
36
различной природы, эстетической и духовно-социальной, между которыми оказалась возможной зона столь интенсивного контакта, что предметом исследования становится уже двуприродная. двуединая, амбивалентная целостность, в которой эстетическое и внеэстетическое предстают разными сторонами одного и того же гибрида.
Две различные природы оказываются поняты как разные стороны одной. Таким образом, анализировать литературу, не затрагивая сущности человека, оказывается попросту невозможным. Тут,-правда, появляются иные проблемы, и главная среди них - не растворить, не потерять «плавающий» предмет исследования.
Целостностный, многоуровневый подход представляется ценным не сам по себе, а только в силу того, что он позволяет адекватно отразить объект. Теперь в художественном произведении мы должны будем (по логике метода) в духовно-социальном видеть предпосылку эстетического. Взаимоотношения разных аспектов единой реальности, кстати, ставят естественный предел целостности: все иные формы общественного и индивидуального сознания становятся предметом эстетического изучения в той мере, в какой они оказываются эстетически организованными.
Вот чем обусловлен интерес литературоведения к экстралитературной проблематике. «Законы» духа по логике всеединства являются определяющими в том числе и для эстетики и поэтики.
Далее, очевидно, проблема будет заключаться в том, чтобы развернуть духовное измерение личности такой стороной, которая, естественно, стала бы «материалом» искусства (ибо если уж и говорить о «материале» литературы, то таковым следует признать не столько слова, сколько то, что они выражают).
Опираясь на известную формулу К. Маркса: «Человек есть совокупность общественных отношений» [54, 265] (берущую свое начало, кстати, у того же Аристотеля: «Человек есть общественное животное»), центром исследований мы сделали биосоциальную совокупность, ансамбль отношений - словом, целостность.
(Прежде чем двигаться дальше, особо следует оговорить момент, связанный с отношением марксизма к предлагаемой концепции. Марксизм как идеология, как учение о «научном коммунизме» вообще никоим образом не связан с данной работой. Что касается традиции мышления, называемой диалектическим материализмом и действительно актуальной для книги, то она (традиция) не только не сводится к марксизму, но и противостоит ему, поскольку последнему как догматической идеологии следует,
37
по большому счету, отказать и в диалектике, и в материализме. Таким образом, диалектический материализм, являющийся методологической опорой данной концепции, некорректно и недопустимо отождествлять, сознательно или бессознательно, ни с марксизмом, ни с вариантами неомарксизма, ни с какими бы то ни было иными социально-политическими идеологиями; речь идет об общефилософской методологии, принципиально деидеологизированной по своей сути.)
Итак, художественное произведение, рассматриваемое нами как целостность, является, в свою очередь, продуктом целостности иного уровня и порядка. Задачей конкретной науки, в данном случае литературоведения, следует считать обоснованный способ локализации глобальной целостности, способ сведения ее до конкретных культурологических «единиц», обладающих известными параметрами. Одной из признанных «единиц» такого рода является художественное произведение, понимаемое как «клеточка» гуманитарного космоса. Как изучать ее?
Вот тут и оказалась в полной мере востребована идея многоуровневого отражения органической, неразлагаемой целостности. Эстетическая целостность, связанная, безусловно, с иными целостностями, на самом деле не так уж страшна, как некий логически сконструированный монстр, обладающий трудновообразимыми свойствами «всеединства»: художественно задействованной оказывается «ближайшая» сторона универсума, «непосредственно» переходящая в зстетическую (но не оказывающая на нее «влияния»!). Факторы порядка экономического, социально-политического, юридического в гораздо меньшей степени актуальны для «философского» литературоведения - в той степени, в какой они стали (если стали) факторами нравственно-философскими, являющимися непосредственными составляющими художественной модели.
Вот почему «красота - добро - истина» проинтерпретированы в работе как нерасторжимая триада. Изучать «красоту» - значит изучать «красоту», но вместе с тем и «добро - истину», без которых красоты как некоего самодостаточного качества просто нет в природе.
Литература, феномен образной природы, совмещает два способа познания, присущих человеку, а именно: образно-интуитивный, базовой формой которого являются образы (символы), и абстрактно-логический (базовая форма - понятия). Это значит, что непременным условием адекватного осмысления литературы выступает способность к совмещению разных культурных языков. И все же научная принципиальность, оборотная сторона гибкости, требует недвусмысленной определенности; литературу в качестве продукта моделирующего сознания можно познавать единственно при помощи
38
сознания рефлектирующего. Иные пути постижения, такие как интуитивное вчувствование. сопереживание, являются всего лишь вспомогательными моментами научного дискурса, и если вести речь об ответственной научной теории, то мы вынуждены, называя веши своими именами, рационально-логически «обнимать необъятное»: познавать целостность как бесконечную системность, отдавая себе отчет в относительности такого познания.
К нам на помощь приходит философски истолкованный принцип дополнительности, позволяющий видеть противоречие (взаимодополнение) в объекте исследования, а также необходимость и возможность синтеза мысли и чувства, абстрактного понятия и живого образа - в конечном счете психики и сознания.
Способы исследования также неизбежно становятся внутренне противоречивыми. Мы одновременно и научно познаем, перекодируем информацию с языка образов на язык понятий, и совсем «ненаучно» сопереживаем, ибо гаммы чувств организованы логикой мысли. Нечуткость к одной из сторон сложного аналитико-синтетического акта оборачивается абсолютизацией либо психологизированного, либо «аналитизированного» отношения, и все возвращается на круги своя. Иными словами, творческая продукция синтетического художественного мышления требует для своего осмысления также мышления синтетического. Однако если в первом случае (художественное творчество) доминанта мышления смещена к образно -интуитивному полюсу, то во втором (познание художественного творчества) - к абстрактно-логическому. Ни о каких свойствах мышления «в чистом виде» речь идти не может.
Рассматриваемая в работе проблема - природа художественной целостности - потребовала такого уровня и качества мышления, который предлагается называть тотальной диалектикой, подчеркивая не уникальность невиданного ранее типа мышления, а степень зрелости неувядаемой материалистической диалектики. Поэтому на вопрос, противоречива ли целостная методология, ответ предлагается такой. Да, противоречива, поскольку противоречив предмет исследования (какова рыба, такова и сеть); однако сам принцип противоречия не является научно порочным, дискредитирующим объективный подход. Надо менять отношение к принципу противоречия - тогда двойственность природы постигаемого объекта будет считаться «нормальной» и, соответственно, адекватно отражаться.
Сказанного, думается, достаточно для того, чтобы перейти к непосредственному и более подробному рассмотрению указанных закономерностей.
39
Итак, ближайшими предшественниками, осуществившими конкретную постановку литературоведческих проблем в излагаемом ключе, автор считает выдающихся теоретиков и историков литературы Г. Н. Поспелова и И. Ф. Волкова, а также их последователя (в определенном отношении) В. И. Тюпу (в необходимом объеме взгляды указанных ученых рассматриваются в основной части работы). Если Г. Н. Поспелов и И. Ф. Волков только ставили в самой общей форме проблему «целостно-системного понимания» литературно-художественного произведения, видя в нем, вслед за Гегелем, единство плана содержания и плана выражения, то В. И. Тюпа, опираясь уже на взгляды Н. Гартмана, Р. Ингардена, сформулировал вопрос о многоуровне-вости эстетического объекта, выделил некоторые уровни и описал их. Центральная его идея о «модусах художественности», зерно которой заимствовано у Н. Фрая, будучи достаточно перспективной в решениии проблем художественного метода, в то же время не стала особо продуктивной в деле построения целостной модели. Автор, как представляется, впервые разработал идею мно-гоуровневости эстетического объекта до степени научной теории, указав на ключевые ее звенья и предложив объяснение процессу «перехода» категории содержания в эстетическую форму и наоборот. Решающим здесь явился выход за рамки литературоведческого и даже эстетического взгляда на вещи; главными оказались проблемы сознания и личности, которые, далее, распространялись и на эстетическую проблематику. В этом смысле предшественниками, которые помогли уяснить специфику эстетических отношений, вписав ее в более широкий контекст, стали философы - последователи материалистической диалектики или совместимые с ней. Прежде всего Э. В, Ильенков, А. В. Егоров (если говорить об отечественной традиции), а также К. Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл (если говорить о традиции западной).
Таким образом, у предлагаемой методологии есть несколько совершенно разных источников, синтез которых и породил «новый взгляд на веши».
Особенностями методологии определяется и научная новизна полученных результатов. К ним следует отнести, в первую очередь, универсальный характер предлагаемой концепции, в рамках которой каждая из бывших и ныне существующих «теорий литературы» обнаруживает свои методологические плюсы и минусы.
Хотелось бы особо подчеркнуть: целостный анализ литературного произведения не отвергает наработанных методик, такой анализ, в идеале, призван способствовать «очищению» их от «греха» абсолютизированно-
40
сти и существенно скорректировать их научное движение в сторону сближения со своими антиподами. Так, например, структурализм в свете предлагаемого целостного подхода вовсе не устраняется, не ликвидируется за ненадобностью. Классический структуралистский анализ Р. Барта новеллы Э. По «Правда о том, что случилось с мистером Вольдемаром» [6] не перестает быть таковым в определенном отношении, однако целостный подход указывает нам на издержки, свойственные одностороннему рассмотрению многостороннего объекта. Исследованные Р. Бартом.«цепочки смыслов», принципы их «порождения и рассеивания» никуда не исчезли. Более того, анализ некоторых стилевых особенностей - поэтики имен, цифр, деталей, художественного синтаксиса, фонетики и т. д. - ни в коей мере не противоречит «законам» целостного подхода, за исключением нюанса: данный анализ поэтики осуществляется в совершенно ином смысловом и формальном контексте, с выявлением специфических связей поэтики с ее «структурой» и полным игнорированием внесловесной реальности как эстетического фактора (следовательно, и ее отношений с поэтикой). Подобный анализ не способен (да и не ставит себе такую цель) доказательно проинтерпретировать эстетическую специфику произведения. Это, если можно так выразиться, вспомогательный анализ, который подчиняется более глубоким задачам многоаспектного целостного анализа (ср. с анализом «Смерти Ивана Ильича», «Войны и мира», данными во второй части пособия ).
Интересно сравнить целостную концепцию с методологическими принципами одной из ведущих в XX веке школ - марксистским литературоведением. Субъективный семантический «анализ смыслов», не скрывающий, а даже подчеркивающий идеологическую ангажированность, тоже является лишь отчасти анализом эстетическим - но уже по другой. нежели в структурализме, причине: принцип идеологический всецело доминирует при оценке собственно художественных достоинств произведения. Произведение искусства в такой оценочной системе неизбежно выступает служанкой политики, морали, религии и других идеологических компонентов. Никакие стилевые красоты здесь не могут иметь решающего значения ~ только относительное.
Целостный анализ отвергает принцип идеологической зависимости исследователя, противопоставляя ему принцип объективного научного рассмотрения. Подчеркнем: речь идет не о творчестве и о произведениях искусства, а об их рациональном, аналитическом рассмотрении. Художественное творчество и его соответствующая продукция или результат -идеологичны по определению; научный же анализ художественных феноменов - внеидеологичен по сути (а не по декларациям), по основополагающим исследовательским установкам.
41
Разумеется, мы далеки от мысли, что отстаиваемая концепция беспорочна и исключительна. Она находится отнюдь не в стороне от различных современных школ и направлений. Автору хотелось бы в меру сил синтезировать опыт этих школ, поскольку он убежден, что существующие литературоведческие методологии можно и нужно приводить к «общему знаменателю». Диалектическая логика просто диктует такой подход. В сущности, вся сложность в том и состоит, чтобы быть действительно диалектичным, чтобы реальные проблемы были адекватно поставлены и осмыслены. Думается, что по-настоящему диалектическая методология еще мало внедрена в литературоведение, которое находится в начальной стадии своего становления.
ГЛАВА 2
МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!