Г л а в а 1. Общая характеристика основной литературоведческой 7 страница



Резюмируем. Диалектический подход к целостности предполагает, что:

1)   каждый момент конкретной целостности может быть одновремен­но моментом иной конкретной целостности (он может рассматриваться в иной плоскости, с иными взаимосвязями);

2)     каждая конкретная целостность как таковая может быть, в свою очередь, моментом целостности иного порядка.

Таким образом, каждый конкретный момент целостности - это мо­мент бесконечности, всеобщности. Научно изучать необходимо и единст-

49

венно возможно конкретную целостность. Изучать сразу «все» нельзя, а «непосредственно постигнуть» - в какой-то степени возможно через об­раз. Образ локализует всеобщность, придавая ей свойства целостности, но такой целостности, сквозь которую видны уже зародыши иных целостно-стей. Иначе говоря, только образ позволяет непосредственно постичь уни­версум со стороны его тотального единства. Именно так можно укротить «дурную бесконечность». Единица членения бесконечности - всегда и только - целостность. А конкретная целостность всегда обладает своим индивидуальным лицом, образом. Она призвана являть нам сущность.

Закономерно возникает вопрос: какого рода «конкретная целостность» исследуется в данной работе? Целостна ведь не только культура сама по себе как специфически человеческий феномен. Целостны и все «компо­ненты», ее составляющие (искусство, мораль, религия, право, политика, экономика, наука, философия), а также «компоненты компонентов»: на­пример, если говорить об искусстве, то каждая отдельная «художествен­ная система» (античность, романтизм, реализм и т, д.), каждый вид искус­ства, творчество каждого художника, каждое отдельное произведение, каждый уровень произведения. Так какая же целостность становится объ­ектом исследования?

В данной работе нас интересует прежде всего эстетический аспект це­лостности словесно-художественного произведения. Границы целостности достаточно растяжимы, что легко объясняется диалектикой: зона границы -процесс перехода количества в качество. При этом будем иметь в виду сле­дующий тезис: каждая конкретная целостность неисчерпаема; равным обра­зом неисчерпаемы и вариангы трансформаций как ее самой, так и отдель­ных ее моментов.

2.2. Целостность художественного образа

Характер постановки и способы решения всех проблем теории литера­туры зависят от исходного момента - от решения вопроса о необходимо­сти и закономерности существования искусства (и художественной лите­ратуры как его вида). Если литература существует, значит, это кому-нибудь нужно?

В сущности, такая перефразировка поэта является глубокой материа­листической постановкой вопроса. Научно этот же вопрос можно сформу­лировать следующим образом: почему духовность человека проявляется

50

(следовательно, не может не проявляться) в форме художественной, про­тивоположной научной? Ведь духовное содержание личности может быть предметом научного исследования. Однако этого оказалось недостаточно для человека, который взял себе в «вечные спутники» искусство.

Вопрос о языке культуры - понятиях, знаках, символах, образах, -ввиду его важности для дальнейшего рассмотрения материала, требует особо тщательного подхода. В этой главе ограничимся только указанием на основные «языки» культуры и описанием их фундаментальных харак­теристик. На самом деле вопрос надо ставить глубже: почему возникли именно такие языки, которые, естественно, породили именно такую культуру? Иначе говоря, вопрос о языках культуры необходимо увя­зать с сущностью природы человека. Природа человека будет предме­том исследования в последующих главах, где рассматриваются психи­ка, сознание и духовность. Основными языками культуры являются языки искусства и науки - образы и понятия. Язык обслуживает отно­шения. Каков язык - таковы, соответственно, и отношения.

Образ ~ это особый способ воспроизведения и познания действитель­ности. Его можно определить как чувственно воспринимаемый индивиду­альный ((представитель» определенных предметов, явлений. За индивиду­альным в образе сквозит всеобщее, универсальное для данного класса яв­лений.

Понятия же обозначают предельно абстрагированную от индивиду­альных признаков сущность. Сущность как таковая вообще не может быть чувственно воспринята. Поэтому научные работы почти лишены эмоций, которые только «затемняют» сущность. Из понятий можно выстроить цепь умозаключений, гипотез, теорий, но невозможно создать образ. Точ­но так же с помощью образа невозможно изложить научную теорию.

Образ «богаче» понятия. Он совмещает в себе конкретное и общее, сущность и явление. Мы уже говорили о познавательных возможностях образов и понятий в отношении целостности. Однако целостность может быть непосредственно воспринята через образ не просто в силу его кон­кретности и единичности. Образ - это не только чувственно восприни­маемое понятие, но еще и способ существования одновременно не­скольких понятий (системы понятий). Образ принципиально многозна­чен, многоаспектен. Наука себе такого позволить не может. Понятия редуцируют объект исследования до одного аспекта, до одного момента, сознательно абстрагируясь от всех остальных. Наука исследует явления аналитически с последующим синтезом, отрабатывая все моменты взаи-

51

мосвязи. Искусство же мыслит суммами смыслов. Причем наличие сум­мы смыслов - непременное условие «жизни» художественного образа. Часто невозможно решить, какой смысл является истинным или какой смысл «главнее». Более того, существует не только проблема актуализа­ции смыслов, но и «самопроизводства» смыслов значительных художе­ственных произведений. Вопрос о смыслах, выраженных «понятийно» и «образно», постоянно будет в центре нашего внимания.

Однако образы и понятия - это полярные, противоположные по своим возможностям способы добывания, обработки, хранения, передачи и вос­приятия самой сложной из всех доступных человеку видов информации. В гносеологическом плане понятие «постепенно» переходит в свою проти­воположность - образ - через ряд этапов.

Если существование образов и понятий не вызывает сомнений, то общепринятой версии о наличии и последовательности переходных этапов пока нет. Но, несомненно, должна существовать логика спек­тра, и она, с нашей точки зрения, такова. Вот как графически может быть изображена генеральная схема, выявляющая взаимосвязь всех этапов.

Схема I

 

Надо только учесть, что каждый «тип языка» (а значит, способ или форма мышления) связан друг с другом не только опосредованно (через иные типы), но и как бы непосредственно: образ, например, связан не

52

только с символом и символом-образом, но и со знаком и понятием. Пуч­ки взаимосвязей идут от каждого ко всем. Схема требует разъяснительно­го комментария. Почему вслед за понятием идет знак?

Знак конвенционален, условен. Иначе говоря, знак - лишь условное обозначение объекта, он никак не связан с тем. что обозначает, и в ин­формационном плане лишен оцемки обозначаемого. Это первый мостик в материализации идеального, в воплощении понятий. Знаки попросту ука: зывают на какой-либо объект или явление или замещают их. Поэтому объ­ем значения знака всегда определенен: он недвусмысленно однозначен. Многозначность, поливариантность, а тем более амбивалентность чужды природе знака. Но знак - это не вещь в себе, а определенность отношения, которая называется функцией. Стоит поменять отношения - изменится и функция. Любой знак может перерасти в символ, а символ может высту­пать в функции знака.

Классифицируя языки культуры, трудно миновать соблазн поместить между знаком и символом достаточно аморфное, но вместе с тем несо­мненно реальное состояние языка, которое ближе всего обозначается тер­мином «идея». Правомерно ли рассматривать идею как «тип языка»?

Идея - уже не понятие, но еще не образ. Это прообраз (или праобраз). Идея, если так можно выразиться, есть дообразный намек на целостность. Понятие, как мы помним, - исключительно рациональный феномен. Идея же связана с целостной природой человека: она затрагивает не только понятия, но и чувства, волю, интуицию.

В идее в зародыше содержится уже оценка объекта, а не только уста­новка на обозначение его голой сущности. От понятия к практике (к дей­ствию) невозможно перейти, минуя идею. Именно идея (а не понятие, мысль) чревата волевым импульсом, подталкивающим к действию. И хотя идея не столь определенна в своей функции, как понятие или знак, именно идея является основой для возникновения символа. Состояние аморфно­сти, неотчетливость функции - состояние переходности - вот чем харак­теризуется идея. Возможно, точнее было бы говорить об идее как о психо­логическом аспекте языка, подчеркивающем сближение и переход от мо­мента идеального осмысления практики в практику как таковую. В этом качестве идея, конечно, не может рассматриваться как способ мышления наряду с понятием и образом.

Теперь попытаемся определить объем значения термина «символ». Символ, в отличие от знака, полисемантичен, и даже амбивалентен. Но чем определяются такие свойства символа?

Вот, на наш взгляд, очень точное суждение о символе: «Идти от явле­ния к сущности - значит мыслить символически. Символ и есть совпаде-

53

ние явления и сущности друг с другом» [64, 21]. Очевидно, что в данном контексте символ тождественен понятию образ. Если считать, что символ имеет исключительно образную природу, тогда амбивалентность символа легко объяснима. Тогда ясно, почему возможны бесконечные толкования символа и откуда берется «мистика» символа. Сущность - единство про­тивоположностей - просвечивает сквозь явление, это совпадение и дает нам символ. Возможность противоречивого толкования символа изна­чально заложена в особенностях объекта отражения и способа отражения. Однако в принципиальном плане образ и символ - не тождественные кате­гории. Чем обусловливается их сходство и различия?

Чтобы явление и сущность совпали (и дали нам символ), их вначале необходимо развести. Символ может зародиться там и только там, где начинается явление. Но вот где кончается абстрактно-сущностная суб­станция и начинаются конкретно-образные модусы? Считать ли, напри­мер, математический символ - символом? Иначе говоря, математические и геометрические формулы - это уже не абстракции?

Если уж быть до конца последовательным, то любая - буквально лю­бая - степень и форма конкретного означают конец абстрактного. Иначе говоря, конкретное означает перевод абстрактного в план воплощения.

Но конкретное еще не означает образное. Знаки, например, конкрет­ны, но это именно знаки, а не образы. Конкретика не делает их образами: образами их делает функция.

А теперь попытаемся разобраться, где начинается символ: там, где на­чинается образное, или тдм, где только начинается переход от абстракции к хоть какому-то намеку на конкретизацию?

От того, какая альтернатива будет избрана, зависит очень многое. Ес­ли согласиться с первым вариантом ответа, то символ действительно ста­новится практически неотличим от образа. Если избрать второй вариант -тогда поле деятельности символа расширяется необъятно: от науки - до самых развитых форм искусства. Иными словами, символ в таком случае оказывается не только образной, но и знаковой природы.

Дело, конечно, не в том, какой ответ нам больше по душе; дело в том, какой ответ более правильный. Первый ответ неоправданно сужает поле деятельности символа, превращая символ в образ. На самом деде символ диалектически несет в себе и знаковое, и образное начало. Причем выс­шей формой символического выражения является образность, низшей -знаковость.

После всего сказанного уместно будет перейти к типологии символов, к выяснению возможностей символики и той роли, которую различные фор-

54

мы символического выражения играют в культуре. Классификация симво­лов возможна и необходима по трем направлениям: во-первых, по зонам их спецификации; во-вторых, по способам материализации; в-третьих, по функциям.

Прежде всего отметим, что каждая форма общественного сознания (без исключения) пользуется символами сообразно своей специфике. И ни одна из них не исчерпывает природу символа до конца. Везде он специ­фичен и актуален: человеческое мышление не может обойтись без симво­лов. В мире абстракции существование человека невозможно, так как лю­бая абстракция реализуется через символ и вне его. по сути, невосприни-маема. Поэтому символ - универсальный носитель смыслов культуры.

Что касается основных (подчеркнем: основных) материальных носи­телей символического содержания (материальной оболочки символов), то в качестве таковых выступают графическая, пластическая, цветовая, зву­ковая, языковая, поведенческая, собственно вещественная (имеется в виду вещество как фактура) формы, а также всевозможные их комбинации. Словом, в качестве символической может выступать любая внешняя, и даже внутренняя (идеально-содержательная) форма. Скажем, внешней формой в литературе (не только художественной, но и теологической, на­учной, философской и т. д.) выступает лингвистическая реальность текста, который (текст) воплощает образы; образный ряд, воплощающий илейно-духовное содержание, выступает уже как форма (внутренняя форма). Об­разы являются содержанием по отношению к тексту (внешней форме); по отношению к духовному содержанию произведения образы становятся уже формой (внутренней формой). Та инстанция, тот уровень, который может выступать по отношению к любому другому не только в качестве содержания, но и в качестве формы (т. е. до тех пор, пока этот уровень сохраняет свойства конкретности), - тот уровень в принципе может вы­полнять функции символа.

Внешняя форма не привязывает символ к какой-либо определенной форме общественного сознания. Зоны применения разных «по материалу» символов не ограничены. Например, графические символы используются в искусстве, религии, политике, науке и т. д.

Однако обратим внимание и на такую закономерность: материальная природа символа непосредственным образом сказывается на его гносеоло­гических потенциях. Не всем символам в одинаковой степени подвластна Духовная проблематика личности. Очевидно, что пластические и языковые символы с разной степенью глубины могут отразить и проанализировать суть духовных процессов. Следовательно, не все символы в одинаковой

55

мере могут интересовать кульгурологию как науку о закономерностях ду­ховной эволюции человека.

В признании центральной роли символа в культуре нет ничего нового и необычного. Проблема в культурологическом аспекте здесь заключается в следующем", как выявить такие символы, которые с максимальной инте­грационной мощью отражали бы наиболее существенное в культуре?

Тут мы переходим к тилологшации символов по их функциям. Функции символов различной материальной природы зависят не только от форм, но и от уровней общественного сознания. Эти уровни - совершенно особая харак­теристика зон спецификации символов. В соответствии с выделенными уровнями общественного сознания (схема 1) можно говорить о следую­щих функциях: мир овоззренч ее ко-познавательной, (реализуемой на науч­но-философском и идеологическом уровнях) и адаптивно-регулятивной («прописанной» на идеологическо-психологнческом уровне). Если иметь в виду роль символа в культуре - роль объединителя всех смыслов культу­ры в единое культурно-информационное поле, роль своеобразного храни­теля и транслятора информации, - то можно говорить и о коммуникатив­но-информационной функции [64, !53]. Все функции взаимосвязаны и взаимопредставлены. Вместе с тем их необходимо четко различать и вы­членять из целостного комплекса, называемого символ. Естественно, что культурологию в первую очередь будут интересовать такие символы, ко­торые способны выполнять высшую, мировоззренческо-познавательную функцию. А это всегда - символы-образы.

Как уже было сказано, высшей формой символического является об­раз. Уточним: не всякий образ, а именно - и исключительно - художест­венный образ (второстепенные функции образа - иллюстративная, публи­цистическая - в данном случае не актуальны). Почему именно художест­венный образ (опять же в высших своих проявлениях) играет уникальную, ни с чем не сравнимую роль в культуре?

Это связано с тем, что именно в искусстве образ полностью раскрывает заложенные в его природе возможности. Всякий выдающийся образ самодос­таточен: это гениально найденный конкретный образ, точно передающий не­случайную внутреннюю логику вещей. Чем более оригинален и уникален об­раз, тем более он способен передать универсальное, всеобщее. Обнаружение неслучайной, существенной закономерности обязательно для образа.

Итак, с точки зрения языка культуры, каждый художественный образ является формой символического. И в этом смысле нет необходимости вся­кий раз подчеркивать данное обстоятельство терминологически. Достаточно иметь в виду, что художественный образ в определенном отношении являет­ся символом. Однако есть такие художественные образы, которые принято

56

называть символами эпохи. В данном случае речь идет не о символической природе образа, не о семиотическом аспекте образа, а о степени художест­венного совершенства. Далеко не всякий образ дотягивает до степени сим­вола-образа. Художественный символ-образ (для простоты будем называть его художественным символом) - это квинтэссенция художественного об­раза, его высшее мыслимое качество. Все характеристики образа примени­мы к такому символу, только в превосходной степени. Попросту говоря, художественный символ синонимичен понятию шеленр. А шедевр - это универсальное решение универсальной (вечной) темы в предельно инди­видуальной форме. Будем считать художественный символ знаком совер­шенства и метой эпохи.

Наиболее емкой, универсальной формой выражения всего содержа­тельного богатства культуры, формой лаконичной и вместе с тем семанти­чески неисчерпаемой, является художественный символ. Искусство - об­разный портрет культуры, а значит - целостный ее портрет. Художествен­ный символ выступает своеобразной единицей целостности культуры. Вполне логично было бы рассматривать духовную культуру сквозь призму художественного символа. Однако основные символы - не очевидны. Не­обходима методология отбора художественных образов и наделение их статусом художественного символа. А отбор такой возможен, опять же, в свете концепции, а не в свете какой-то абсолютной очевидности.

Итак, в качестве основных языков культуры выступают образы и по­нятия. Они имеют отношение прежде всего к вопросу о способах «упаков­ки» и передачи смысла. Сам же смысл, т. е. содержание образов и поня­тий, требует отдельного разговора, к которому мы и приступаем в после­дующих главах. В заключение - несколько преждевременный тезис, кото­рый тем не менее связывает данный раздел со следующим. Чем определя­ются функции языков культуры? Функциями психики и сознания, как мы убедимся из дальнейшего исследования. Языки различаются по степени соотношения в них сознательного и психического начал. Чем яснее язык -тем более тяготеет он к сознанию, оперирующему «чистыми» сущностями (понятиями). Темный язык, отражающий путаное, нечеткое мышление, -всегда язык образов и символов.

Тезис этот, важный для данной работы, требует последовательной и достаточной расшифровки.

На свойстве действительности «откликаться» на образ, на ее способ­ности отражаться адекватно не только с помощью понятий, но и образов основан принцип художественной типизации в искусстве. Чем более образ индивидуален, тем более он способен передать общее.

57

Сказанное об образе до сих пор является общепринятым в теории искус­ства. Гораздо реже исследователи задаются другим не менее важным вопро­сом: почему вообще возможно образное мышление, целостное творческое воссоздание образной концепции личности и соответствующее восприятие -«сотворческое сопереживание»? Такого рода деятельность должна быть как-то объяснена с точки зрения функционирования сознания.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!