История исследования феномена компьютерной зависимости. Признанные взгляды на компьютерную зависимость и положения касательно ее на данный момент.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(дипломная работа)

 

на тему: « Особенности и психокоррекция мотивационно-личностной сферы в юношеском возрасте у людей, увлеченных компьютерными играми »

название ВКР

Специальность 37.05.01 – Клиническая психология

                                    (код)                       (наименование)

Специализация Клинико-психологическая помощь ребенку и семье

(наименование)

Студент                                                              _________ _________ П.А.Лосева

(подпись)  (дата)

Оригинальность текста – _____ %

Начальник отдела МКПО                                 _________ _________ Л.М. Прокопьева

(подпись)  (дата)

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой                                                    _________ _________ А.И. Хромов

(подпись)  (дата)

 

Руководитель                                                     _________ _________ И.Н.Власенкова

(подпись)  (дата)

 

Рецензент (внешний)                                         _________ _________ М.В.Зверева

                                                                                                            (подпись)  (дата)

Рецензент (внутренний)                                    _________ _________ Н.В.Романовский

                                                                                                            (подпись)  (дата)

 

Печатная версия ВКР соответствует цифровой      _____________________ (П.А.Лосева)

(подпись студента)

ВКР (в формате adobe PDF ) принята
для размещения в электронной библиотеке   ____________________________
(Н.Н. Илюхина)

(подпись ответственного по кафедре за размещение ВКР в ЭБ)

 

Москва, 2020


Факультет «Клиническая и специальная психология»

Кафедра «Нейро- и патопсихология развития»

 

                                                                             Утверждаю_____________________

                                                                             Зав. выпускающей кафедрой Хромов А.И.

                                                                                         «____»______________2020г.

 

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ (ВКР)

Студент Лосева Полина Александровна

Тема ВКР «Особенности и коррекция мотивационно-личностной сферы у подростков, увлеченных компьютерными играми»

(утверждена Приказом по университету от «30» декабря 2019г. № 07-03/1288-у)

Срок сдачи ВКР «09»декабря 2020 г.

Исходные данные к ВКР:

1. Е.П.Ильин. Мотивация и мотивы.

2. Н.А.Бородина. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности

3. Ю.В.Съедин. Аддиктивное поведение личности компьютерных игроков и пути его коррекции.

4. И.В.Костакова. Психологическая коррекция личности.

5. Н.В.Дмитриева, О.В.Дубровина. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности.

Перечень подлежащих разработке в ВКР вопросов:

1. Какова специфика мотивационной, эмоциональной, личностной и потребностной сфер зависимых от компьютерных игр и каковы предлагаемые способы их коррекции?

2. Оказывает ли влияние осуществление психотерапевтического вмешательства с упором на проработку мотивационной-потребностной сферы на выраженность аддкитивного поведения?

3. Будет ли наблюдаться динамика по выделенным параметрам у игроков до и после вмешательства?

Перечень дополнительного материала, подлежащего к разработке в рамках ВКР: ___________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выдачи задания                                                       «___»_________________2020г.

 

Научный руководитель                    ____________ ____________ _Власенкова И.Н.________

                                                                                          Подпись            Дата           ФИО научного руководителя   

Задание принял к исполнению         ____________ ____________ _Лосева П.А.____________

                                                                                          Подпись            Дата            ФИО студента


 

Аннотация

Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию особенностей мотивационно-личностной сферы у играющих в компьютерные игры молодых людей и возможностям психокоррекции их аддиктивного поведения через повышение общего качества жизни. Актуальностью нашей работы является недостаточный на данный момент объем эффективных инструментов воздействия на личность с нехимической зависимостью.

В исследовании участвовали: группа компьютерных аддиктов. Возраст: от 21 до 25 лет. Обнаружена устойчивая динамика в улучшении общего самочувствия, смене актуальных потребностей и уменьшении объема времени, проводимого за игрой, после психотерапевтического вмешательства.

Результаты, полученные в нашем исследовании, могут способствовать определению факторов риска вхождения молодых людей в зависимость от игр, а также созданию психотерапевтических принципов в работе с компьютерными аддиктами.

ABSTRACT

The final qualifying work is devoted to the study of the characteristics of the motivational and personal sphere of young people playing computer games and the possibilities of psychocorrection of their addictive behavior by improving the overall quality of life. The relevance of our work is the currently insufficient volume of effective tools for influencing a person with non-chemical addiction.

The study involved: a group of computer addicts. Age: 21 to 25 years old. A steady dynamics was found in improving general well-being, changing urgent needs and reducing the amount of time spent playing after psychotherapeutic intervention.

The results obtained in our study can contribute to the identification of risk factors for young people becoming addicted to games, as well as the creation of psychotherapeutic principles in working with computer addicts.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Литературный обзор. 8

1.1.История исследования феномена компьютерной зависимости. Признанные взгляды на компьютерную зависимость и положения касательно ее на данный момент. 8

1.2.Мотивы и мотивация и их специфика в контексте патологии. 10

1.2.1.Понятия «мотив», «мотивация», «интерес», «привычка» и мотивационные составляющие личности. 11

1.2.2.Мотивация нормативного поведения и мотивационная сфера при патологии. 19

1.2.3.Особенности мотивационно-потребностной сферы аддиктивной личности. 23

1.2.4.Характеристика ценностных ориентаций аддиктивной личности в сравнении с нормой. 30

1.3.Подходы к коррекции аддиктивного поведения. 33

1.3.1.Основы психологической коррекции аддиктивной личности (по Д.В.Четверикову). 33

1.3.2.Психологические основы коррекции аддиктивнго поведения (по Ю.В.Съедину). 34

Глава 2. Эмпирическое исследование. 42

2.1.Постановка проблемы. 42

2.2.Материалы и методы. 45

2.3.Выборка. 53

2.4.Результаты. 54

2.5.Обсуждение результатов. 64

ВЫВОДЫ... 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 70

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 75


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Вопросу существования и специфики игровой аддикции в последнее время уделяется все больше и больше внимания. В связи с тем, что реальный мир постепенно уступает место виртуальному пространству, грань между нормой и патологией со временем обозначить становится труднее. В 2018 году была опубликована статья и предпринята попытка формализации зависимости от компьютерных игр, ей выделили отдельную категорию в МКБ-11 и дали название «игровое расстройство» («gaming disorder»). Первые проекты по определению данной категории расстройств предпринимались еще в 2016 году, когда ее условно разделили на две группы: «игровое расстройство» и «опасные игры», которые, в последствии, объединили. Подспорьем для такой формализации послужило в основном то, что уже несколько лет до появления активного интереса со стороны научного сообщества, активно разрабатывались и использовались в практике специфические подходы в лечение и профилактики больных людей, имеющих такие нарушения здоровья, которые оказались характерными для компьютерной аддикции.

За буквально последние 10 лет было опубликовано множество работ, посвященных данной тематике. Изучением индивидуально-психологических особенностей зависимых от компьютерных игр занимались Ш.Л.Ван, Э.Н.Гайнуллина, А.М.Демильханова, М.С.Иванова, И.В.Колотилова, Н.В.Омельченко, А.В.Урсу. Причины возникновения и развития аддикции исследовались А.В.Гришина, О.В.Литвенко, М.А.Шаталина. Вопросы профилактики компьютерной игровой аддикции рассматривали В.Н. Друзин, С.К. Рыженко, Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. Отдельные вопросы проблемы компьютерной игромании изучали такие зарубежные и отечественные ученые, как А.Ю. Акопов, М. Гриффитс, А.Ю. Егоров, А.В. Котляров, М. Орзак, В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева, А.Ф. Шайдулина, К. Янг. Изучались также узкоспециализированные вопросы, такие как: влияние компьютерных игр на агрессивность подростков, психологический анализ конкретных компьютерных игр и т.д.

Данная дипломная работа включает в себя анализ более конкретной литературы: психологические причины аддиктивного поведения Н.А.Бородиной, особенности мотивационной сферы нормы и патологии (в т.ч. аддиктивных личностей) Е.П.Ильина, специфика аддиктивного поведения личности компьютерных игроков и пути его коррекции Ю.В.Съедина, особенности ценностных ориентация и мотивационно-потребностной сферы аддиктивной личности Н.В.Дмитриевой, О.В.Дубровиной, основы психологической коррекции тех же авторов. Теории этих авторов помогли в выстраивании гипотез о специфики мотивационно-личностной и потребностной сферы игроков и определении психотерапевтических мишеней в процессе работы с респондентами [5, 7, 15, 24, 41, 17].

Несмотря на такой немалый объем публикаций на данную тему, единого направления в коррекции аддиктивного поведения до сих пор не существует (выделяют как ведущие проблемы идентичность аддикта, его общие личностные особенности, социальную среду, ведущие социальные роли и т.д.). Данная работа является попыткой обозначить нарушения в мотивационно-потребностной сфере игрока как определяющие игровое поведение человека и их психокоррекцию как достаточную меру для снижения уровня аддикции. 

Цель: изучение эффективности влияния психотерапевтического вмешательства на особенности мотивационно-личностной сферы молодых людей, увлеченных компьютерными играми.

Объект: мотивационно-личностная сфера увлеченных компьютерными играми юношей.

Предмет: особенности мотивационно-личностной сферы увлеченных компьютерными играми молодых людей до и после психотерапии.

Гипотезы:

1. Психотерапевтический подход, направленный на повышение качества жизни и удовлетворение актуального запроса игрока, будет определенным образом влиять на мотивационно-личностную сферу, таким как: снижение общего эмоционального напряжения и повышение дифференциации потребностей.

Задачи:

1) Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме игрового расстройства и психотерапии нехимических зависимостей.

2) Определение ведущих принципов и ключевых моментов для дальнейшей профессиональной работы с испытуемыми.

3) Анализ и подбор методик для определения общего эмоционального состояния испытуемых (для отслеживания динамики и эффективности психотерапевтического воздействия) и состояния их мотивационно-потребностной сферы.

4) Осуществление первичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (до воздействия).

5) Осуществление психотерапевтического вмешательства с упором на повышение качества жизни и актуальный запрос играющего.

6) Осуществление вторичного замера эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы игроков (после воздействия).

7) Математическая обработка полученных результатов, формирование теоретических выводов об эффективности в общем психотерапии и конкретно влияния ее на мотивационно-потребностную сферу играющих.

Материал и методы. Для общего знакомства с испытуемыми и выявления осознанного мотива к игре в работе использовалась анкета с прямыми вопросами, для определения стратегии поведения в ведущей деятельности опросник «автономности-зависимости» для юношеского возраста Г.С.Прыгина, опросник для диагностики актуальных потребностей личности А.В.Капцова, для исследования общего эмоционального состояния шкалы А.Бека (депрессии, тревоги и безнадежности) и дополнительные методики для определения наличия и выраженности когнитивных ошибок – «шкала дисфункциональных отношений» А.Бека и А.Вейсмана и «Анкета мастера ошибок» Фримана. Авторская программа психокоррекции мотивационно-потребностной сферы с опорой на идеи И.В.Костаковой, Ю.В.Съедина и Д.В.Четверикова [27, 41, 42].

Выборку составили молодые люди от 18 до 25 лет, играющие в многопользовательскую онлайн-игру League of Legends с определенной частотой и регулярностью.

Научная новизна. Нельзя сказать, что предположение о том, что мотивационно-потребностная сфера у игровых аддиктов включает ряд показателей, поголовно у всех игроков выходящих за грани нормы, является новым. Однако, чаще всего данную закономерность рассматривают как следствие аддиктивного поведение, а не как определяющую его. Мишенью для воздействия специалисты заявляют в основном эмоционально-личностную сферу зависимых, мы же предлагаем обратить внимание именно на актуальные потребности и мотивы, нарушения в данной сфере и через их проработку оказать влияние на игровое поведение, сведя его как минимум к более контролируемому.

Теоретическая значимость. Уточнение психотерапевтических мишеней в работе с зависимыми от компьютерных игр молодыми людьми, определение роли изменений компонентов мотивационно-личностной и потребностной сфер в игровом поведении аддкита.

Практическая значимость. Данная работа позволяет в некотором смысле, неформально апробировать еще один подход к психокоррекции игрового расстройства, выделяя в качестве психотерапевтической мишени неудовлетворенные потребности личности. Также, предположительно, она поможет выделить факторы риска, особенности мотивацонно-потребностной сферы людей, в любой момент готовых впасть в игровое расстройство.

Теоретико-методологическая основа: представление Е.П.Ильина о мотивах аддиктивного и нормативного поведения, Д.В.Четверикова об актуальных потребностях аддиктивных личностей, подходы к коррекции игровой зависимости Ю.В.Съедина через повышение качества жизни и социального функционирования и Н.В.Дмитриевой, О.В.Дубровиной через формирование идентичности зависимого, психотерапия как метод психокоррекции нарушений в мотивационно-потребностной сфере по И.В.Костаковой [24, 42, 41, 17, 27].

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, обсуждения результатов и выводов, заключения, списка литературы, включающего в себя 51 наименование (из них 7 источников на английском языке). Общий объем текста – 98 страниц, включая приложения. В приложении представлены подробное описание используемой психокоррекционной программы, анкета для испытуемых и методики, используемые в исследовании и отсутствующие в общем доступе.

 


 

Глава 1. Литературный обзор.

История исследования феномена компьютерной зависимости. Признанные взгляды на компьютерную зависимость и положения касательно ее на данный момент.

Киберпространство, к которому нам все чаще приходится обращаться, привносит в жизнь человека множество как положительного, так и отрицательного. Эти последствия настолько очевидны и ярко выражены, что до сих пор порождают множество споров в научном сообществе: что лучше – отказаться от компьютера, ограничить его влияние на подрастающее поколение, оставить все как есть или подготавливать заранее человека к тому, чем может оказаться чреватым использование виртуального пространства. Вопросы становятся еще более значимыми и актуальными в свете того, что психика молодых людей и подростков формируется в принципиально новой (виртуальной) среде, которая нам до сих пор в полной мере не понятна. Увлеченность играми, если обращаться к тематике данной дипломной работы, может приводить к проблемам физического и психологического здоровья, к потере социальных контактов, деградации личности с одной стороны, и к снятию эмоционального напряжения, накопившегося стресса, улучшению когнитивных навыков и многому другому – с другой.

О положительных аспектах влияния компьютерных игр на детей и подростков писали А.В.Гордеева, В.В.Барцалкина, В.А.Зеленская, Г.С.Гуршлевская, И.В.Бурлакова и др [13, 16, 2, 22, 15, 7].

Многие исследователи за показатель чрезмерной увлеченности компьютерными играми берут количеств часов, проводимых геймерами за игрой. К примеру, исследование Л.Н.Никитиной, где испытуемые посвящали от 20 до 50 часов в неделю игре, что превосходит время, проведенное на работе при восьмичасовом рабочем дне, что и в данной работе было взято за критерий предполагаемой зависимости [1, 18, 36, 37]. Стоит согласиться с тем, что данный показатель не является полностью надежным и даже выделенные в МКБ-11 пункты игрового расстройства не могут дать стопроцентной гарантии того, что испытуемый является зависимым (киберспортсмены, в данном случае, тоже попадают под данную категорию). Но мы предполагаем, что игрок, не включенный в профессиональную деятельность в игровой сфере, и имеющий ведущей деятельностью игру является предполагаемо зависимым.

Многие авторы, в исследовании особенностей феномена компьютерной аддикции, проводят аналогию с химическими зависимостями (например, исследование Д. В.Четверикова с героиновыми наркоманами, которое будет описано ниже [42]). Химические аддикции характеризуются системным потреблением психоактивных веществ, ощущением непреодолимого влечения к постоянному употреблению выбранного вещества, испытывая при этом значительные трудности в добровольном прекращении. Объектом же зависимости при нехимических аддикциях становится поведенческий паттерн.

На данный момент существует несколько более-менее устойчивых мнений в отношении компьютерной аддикции:

· Терминология: чрезмерную увлеченность компьютерными играми можно называть «игровая компьютерная зависимость» или «компьютерная игровая зависимость» (Т.Ю.Больбот, А.В. Гришина, М.В. Жукова, М.С. Иванов, О.В. Литвиненко, Н.В. Омельченко, С.К. Рыженко, А.М. Старченкова, А.В. Урсу, А.В. Худяков, Л.Н. Юрьева), кибераддикция (В.Г. Каминская, Л.И. Окунева), «гейм-аддикция» (А.В. Котляров, В.А. Плешаков, В.В. Наместников, О.М. Чикова), «компьютерная зависимость» (А.Ю. Акопов, М.П. Кабакова, И.В Колотилова, Ф.Г. Щеглов, К. Янг), «игровая аддикция» (Э.Н. Гайнуллина, И.С. Иванов, П. Мунтян);

· Определение компьютерной зависимости: обсессивное пристрастие к работе с компьютером (К.Янг и Г.В.Страшенбаум); составляющая разряда технологических аддикций, выделение которых в отдельную группу расстройств само по себе спорно (А.Ю.Егоров); одно из сверхценных психологических увлечений (В.Д.Менделевич); патологическое пристрастие человека к постоянному времяпровождению за компьютерной игрой (Л.Н.Никитина) и др [18, 28, 29, 33, 39, 40]. Обратимся к МКБ-11, в которой есть отдельная категория «игровое расстройство», определяющее компьютерную аддикцию как «модель игрового поведения, отличающаяся нарушением контроля за игрой, отведением игре всё большего приоритета по сравнению с другими видами деятельности до такой степени, что ей отдается предпочтение перед другими интересами и повседневными занятиями, а также продолжением или интенсификацией игровой деятельности несмотря на появление нежелательных последствий»;

· Феномен компьютерной аддикции к данному моменту не может быть описан в полной мере, в связи с тем, как стремительно развиваются технологии, а с ними и меняется их влияние на психику людей;

· Существует несколько форм компьютерной зависимости:

o компьютерная зависимость, компульсивная навигация в Сети, перезагруженность информацией, киберкоммуникативная зависимость, киберсексуальная зависимость по К.Янгу;

o гейм-аддикция, интернет-аддикция, различные варианты криминального программирования по А.В.Котлярову и др [28].

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!