Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением? 17 страница



 

Иногда от православных можно услышать, что, дескать, нелепо упрекать людей в том, что они, наконец‑то, при помощи капитализма, во многом получили то, о чём мечтали. Но ведь мечта мечте рознь. Так о чём же мечтали любители капитализма? О трёхэтажном особняке? О шестисотом Мерседесе? О прислуге? Разве для христианина это главное, и разве Христос не предупреждал подобных мечтателей:

 

– какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

[1 Матф.16:26]

 

Страна стоит на пороге духовно‑нравственной катастрофы. С экранов телевизоров и кинозалов непрерывным потоком на неокрепшие души нового поколения льётся то, что зовётся «чернухой» и «порнухой». Всемерно пропагандируется индустрия наслаждений и «халявы». Гипертрофированное чувство собственного достоинства (гордыня) стало нормой. «Ведь вы же этого достойны», – убеждает каждого из нас назойливо‑кричащая телевизионная реклама. Народ, как общность, распадается, люди ограждаются друг от друга стальными решётками и стальными двойными дверьми. «Мой дом – моя крепость!», – вот лозунг нашего времени. О любви к ближнему уже и речи не идёт. Теперь – каждый за себя. Но ведь не так уж и давно были иные отношения между людьми. Вспомним: «Сам погибай, а товарища выручай»! Неужели забыли? Похоже, скоро забудем и Самого Христа сказавшего своим ученикам:

 

– Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

[1 Иоан.15:13]

 

Казалось бы, долг каждого христианина всячески противодействовать подобным проявлениям бесовщины, однако христианство в лице своих священнослужителей всемерно поддерживает существующую власть. Я, например, с большим удивлением прочитал в Интернете текст поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси адресованный генеральному директору Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» А.Б. Чубайсу. Человеку, осуществившему небезызвестную грабительски криминальную приватизацию и одному из самых непопулярных государственных деятелей России (по итогам соцопроса ВЦИОМ декабря 2006 года, Чубайсу не доверяли 77 % россиян):

 

Уважаемый Анатолий Борисович! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой – 55‑летием со дня рождения. Занимая различные ключевые посты в государстве в непростые для нашей страны годы, Вы по праву заслужили репутацию одного из наиболее эффективных руководителей в России . Сегодня Вы стоите во главе важнейшей государственной корпорации, призванной внести существенный вклад в процесс модернизации национальной экономики. От души желаю Вам успехов в трудах, с усердием совершаемых на благо Отечества . Всемилостивый Господь да подаст Вам и Вашим близким здравие, душевный мир и благоденствие .

 

Не знаю, как у него обстоят дела с «душевным миром», но, нагло обманув народ, пообещав всем две «Волги» за ваучер, себя Чубайс не обидел и действительно благоденствует:

 

– Компания «Роснано» опубликовала сведения о доходах и имуществе руководства. Согласно этим данным, председатель правления Анатолий Чубайс в 2011 году заработал [непосильным трудом]260 миллионов 156 тысяч рублей.

 

За вычетом отпуска и выходных дней этот модернизатор в день зарабатывает более миллиона, тогда как средняя заработная плата за месяц по стране на конец мая 2011 года составила около 15320 рублей, что приблизительно в 1400 раз меньше. Знал, за что боролся. В своё время Ф. М. Достоевский писал:

 

– Кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего. Мало того: тот не может и любить народа русского…, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть…

– Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы…

 

Интересно, а как к Достоевскому относится Чубайс?

 

– Корреспондент влиятельной английской газеты «Файнэншл таймс» Аркадий Островский на днях взял интервью у Анатолия Чубайса. Беседовали в ресторане. Как свойственно зарубежному журналисту, Островский подробно описал всё, что съели и выпили, включая бутылку вина 1995 года за 120 долларов. Похоже, хмельной напиток и развязал язык «отцу российских реформ»… Прихлёбывая чай с мёдом, Чубайс, видимо, раздобрел и рубанул правду‑матку.

– Вы знаете, – откровенничает он перед заезжим журналистом, – я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе , его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски.

 

Складывается впечатление, что и поныне в верхнем эшелоне православия коммунистическая идея напрямую ассоциируется с атеизмом, и, как следствие, с гонениями на церковь. Но ведь не стоит забывать, что когда‑то и христианство пробивало себе дорогу вопреки Новому Завету крестовыми походами и кострами инквизиции. Да, много священников пострадало от перегибов рьяных радетелей советской власти, но ведь во все времена были подобные радетели. Однако в те, пусть и суровые для христиан времена, действительно были мученики во имя Христа, ибо только тело их было убито, душа же осталась живой. Но в наше время враг человеческий нацелен уже не на тело, а главным образом на душу. Что страшнее для христианина – потерять тело или загубить душу свою?

 

– И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне . [1 Матф.10:28]

 

В коммунистической идее, самой по себе, рождённой ещё в апостольские времена, нет, и не могло быть места безбожию. Лишь одна из форм реализации этой идеи в СССР под лозунгом Марксизма‑Ленинизма привнесла в неё атеизм. Однако показателен в этом отношении, например, опыт строительства социализма на Кубе.

 

– Большое значение для консолидации кубинского общества имело налаживание конструктивного сотрудничества между руководством страны и религиозными конфессиями. Они представлены на Кубе, помимо христианских – католической и протестантской церквей, – иудейской церковью, а также 42 религиозными сектами, большинство из которых проповедуют различные варианты африкано‑кубинских спиритических верований. Наиболее влиятельной и имеющей большие традиции и опыт работы с массами на Кубе является католическая церковь. В ходе войн за независимость Кубы во второй половине XIX века католическая церковь использовала свое экономическое, идеологическое и моральное влияние против повстанцев, сражавшихся за свободу страны. Это еще более подорвало ее престиж не только в народных массах, но и среди интеллигенции и мелкой городской буржуазии. В период американского засилья в стране католическая церковь неизменно занимала крайне правые позиции, поддерживая олигархию, и являлась одним из наиболее активных рупоров антикоммунистической пропаганды. В период тирании Батисты руководство церкви активно сотрудничало с его режимом.

Проведенный незадолго до победы революции опрос населения показал, что 95,5 % опрошенных считали себя верующими…

При этом, конечно, надо четко разделять церковь как религиозную иерархическую организацию и самих верующих. Если церковная иерархия была с тиранией Батисты, то рядовые верующие боролись против нее. Они составляли большинство бойцов Повстанческой армии и городского сопротивления. Они составляли большинство сельского населения, наиболее активно поддерживавшего революцию. Находились и священники, которым были близки чаяния обездоленных. Вместе с партизанами в горах многие месяцы находился падре Сардиньяс, сочувствовавший делу освобождения. «Он пришел не как солдат, а в качестве священника, – вспоминал Ф. Кастро. – Он жил среди бойцов, вместе с нами, у него было все, что требовалось для совершения обрядов… он был славный человек, все его очень любили, очень заботились о нем. Этому священнику даже было присвоено высшее в Повстанческой армии воинское звание команданте.

В результате свержения тирании на Кубе начался процесс переоценки идеологических и культурных ценностей. Многие из запрещенных еще при прежнем режиме африканских религиозных культов получили равный с другими церквями статус. Было гарантировано право на свободное отправление религиозных культов и одновременно право на ведение атеистической пропаганды. Церковь на практике была отделена от государства.

Революция была враждебно встречена клерикальными кругами. Иерархи католической церкви солидаризировались с низвергнутыми эксплуататорскими классами. Характерно, что конфликт между церковью и государством возник именно тогда, когда оно начало осуществлять глубокие социальные преобразования.

Как заметил по этому поводу Ф. Кастро, «произошел конфликт революции не с религиозными идеями, а с общественным классом, который пытался использовать религию в качестве орудия, направленного против революции».  Но в середине 60‑х годов католическая церковь на Кубе прекратила политическую борьбу против государства. Этому способствовали изменения в концептуальных подходах католической церкви, которая после Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) начала все больше поворачиваться лицом к социальным проблемам трудящихся стран «третьего мира», где живет большинство католиков.

Уже в 1966 г. Фидель Кастро имел основание заявить о преодолении напряженности в отношениях с церковью. В последующие годы большинство действующих на Кубе религиозных организаций признали революцию и социалистический строй. Следует отметить, что даже в самый критический период отношений государства и церкви на Кубе не был закрыт ни один храм, не говоря уже об их разрушении…  

Во второй половине 70‑х годов обозначилась тенденция к более активному вовлечению различных религиозных организаций в практическую деятельность на благо страны совместно с другими общественными объединениями. Священнослужители, монахи, члены религиозных общин уже в 80‑е годы стали одними из самых активных участников субботников, воскресников, других форм добровольного труда. Они взяли под свою опеку и стали весьма эффективно обслуживать многие лечебные заведения для детей и взрослых, дома престарелых и учреждения гуманитарной сферы.

Уже вскоре после победы Кубинской революции Фидель неоднократно отмечал сходство коммунистов и ранних христиан.  

В ноябре 1971 г. Ф. Кастро находился в Чили, куда он приехал по приглашению президента Сальвадора Альенде. Во время состоявшейся там беседы с религиозными деятелями страны Фидель Кастро подчеркнул, что он смотрит на возможность союза между коммунистами и христианами не как на вопрос тактики. «Мы хотим быть стратегическими союзниками, то есть союзниками навсегда », – заявил Фидель. Он отметил, что «существует много общего между целями, которые провозглашает христианство, и целями, которые ставим мы, коммунисты… Мы могли бы подписаться почти под всеми заповедями катехизиса… Существует в десятки раз больше совпадений между христианством и коммунизмом, чем между христианством и капитализмом ».

В июле 1980 г. Ф. Кастро приехал в Никарагуа по приглашению правительства Национального возрождения. Страна отмечала первую годовщину революции. Здесь он вновь встретился с большой группой священнослужителей и монахинь этой страны. Ведя с ними диалог о путях воплощения идей социальной справедливости, Фидель продолжил тему общности целей коммунистов и христиан. Он заявил, что считает глубоко революционными и полностью совпадающими с целями коммунистов положения Библии и учения Иисуса Христа.  

В январе 1985 г. на Кубу по приглашению Кубинской епископальной конференции прибыла группа католических епископов из США. Они побывали в разных частях острова, посетили десятки церквей, монастырей, приютов, школ, больниц. Епископы выразили также пожелание встретиться с представителями правительства, чтобы обсудить с ними положение церкви на Кубе. Такая встреча состоялась. На ней, кроме американских гостей, присутствовали иерархи кубинской католической церкви, много рядовых священнослужителей, монахинь. На встречу пришел Фидель Кастро. Как обычно в подобных случаях, беседа затянулась на много часов. Фиделю пришлось отвечать на множество вопросов, которые касались его взглядов на религию. В ходе дискуссии практически все согласились с доводами Фиделя о том, что принципы, на которых строится жизнь кубинского общества, соответствуют христианскому учению.  [218]

 

При социализме, каким бы он у нас и не был извращённым, существовал всё же моральный кодекс! Подобный кодекс с большим трудом можно представить себе в обществе капитала.

Что ближе к душе истинного христианина – моральное общество, в основе которого лежат принципы, чуть ли не повторяющие Заповеди Божьи, например, вспомним некоторые из них:

 

– Любовь к социалистической Родине.

– Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

– Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

– Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

– Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

– Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

– Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

– Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

– Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

– Дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

 

Или общество без морали, общество движимое лишь инстинктом наживы, но в котором есть шанс разбогатеть? Не пора ли определиться каждому из нас – а христианин ли я по духу своему?

 

ГЛАВА 6

Личный опыт

 

– Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся.

[1 1Кор.15:51]

 

(из [197] с дополнениями и сокращениями)

 

Я родился в атеистическом государстве. Мои родители в Бога не верили, как и все мои знакомые. Однако мама в малолетнем возрасте всё же крестила меня втайне от отца, на всякий случай. По природе своей я был достаточно любопытен, и моей целью в жизни, как я сам себе её определил, являлось познание окружающего мира. В детстве я читал много научно‑популярных книг, фантастики, и собирал в отдельную папку вырезки из газет и журналов о каких‑либо необычных явлениях. Религиозную литературу никогда в руках не держал. После окончания школы поступил в электротехнический институт, но и там все мои сокурсники также были людьми неверующими. Поэтому и не мудрено, что, окончив институт, я вступил в самостоятельную жизнь ортодоксальным атеистом. Однажды в отпуске, "шатаясь" по восточному базару с товарищем по гостиничному номеру – офицером, я был немало удивлён тому, что он приобрёл толстую книгу "Закон Божий для семьи и школы". Подобную литературу в российских магазинах я никогда не видел, за исключением комиссионок, но там она была чрезвычайно дорога. Я поймал себя на мысли о том, что всегда хотел почитать Библию, чтобы понять истоки заблуждений, как мне казалось тёмных и невежественных слоёв населения. Этих старушек в чёрных платках я частенько видел у церкви и искренно не понимал, что их влечёт туда. Итак, следуя его примеру, я тоже купил себе эту книгу. Чем дольше я читал её, вникая в содержание, тем более обнаруживал в себе некое странное чувство сопричастности прочитанному. Нравственная чистота, исходившая от книги, находила живой отклик в моей душе, вызывая какое‑то радостное доселе неизведанное чувство. Я понял, что, наконец, нашёл то, что так давно и неосознанно искал. Постепенно в моём сознании выстроился как бы некий фундамент, эталон отношений между людьми. Но, оставаясь ортодоксальным материалистом, всё, связанное с чудесами и такими нематериальными понятиями, как душа, дух, ангелы и бесы – я неуклонно выводил за скобки разумного, как не подтверждённого наукой явления. Следующим этапом на моём пути к истине можно считать бесплодные попытки вразумительного материалистического объяснения феномена болгарской провидицы Ванги. Особенно поражала моё воображение её связь с миром мёртвых, с миром потусторонним. С миром, которому нет места в физической картине мироздания материалиста. Осознавая существование ничтожно малой вероятности простого угадывания какого‑либо события, предсказанного Вангой, я всё более и более приходил к пониманию реальности существования того, что зовётся миром тонким, миром потусторонним.

Уже с юных лет меня интересовали необычные способности человека. Большое впечатление на меня производило умение некоторых людей перемножать в уме большие числа. Не раз был на подобных сеансах. Помню, что однажды мне снилось, что я стою у школьной доски. Я знал, что сплю, и решил проверить возможности своего мозга. Мелом на доске я написал два четырёхзначных или пятизначных числа, сейчас уже не помню точно, и стал их перемножать столбиком. Получил ответ. Хотел, было, его запомнить, чтобы затем сличить при просыпании, но понял, что не смогу во сне совершить такой "подвиг". Тогда я стал проверять решённый мной пример. Все действия были правильными, и я понял, что ошибка исключена, так как всё написанное на доске было предо мной, как наяву.

Хотя я иногда и знал, что сплю, сознание в сновидении, как я понимаю это сейчас, было слабым. Толчком к более сознательным сновидениям явился, очевидно, мой страх высоты. Помню, что какой‑то период времени мне снились кошмары, связанные с падением. Например, я на крыше дома и мне зачем‑то надо попасть на соседнюю крышу. Между крышами какая‑то поломанная скользкая лестница без перил и у меня нет иного выхода, как только пройти по ней. Я ступаю на неё, и всё время возмущаюсь, как можно между домами прокладывать такие ненадёжные лестницы. В конце концов, срываюсь и просыпаюсь в холодном поту. Эти сны меня, как говорится, достали. И вот однажды, в очередном подобном сне, я вдруг почему‑то понял, что умею летать и бояться мне нечего. Вместо того чтобы крепко вцепиться в арматуру, я смело подошёл к краю бездны, расправил руки и, пересилив себя, прыгнул вниз… Наслаждение от полёта было неописуемым! После этого сновидения страхи упасть исчезли. Мало того, я стал в сновидениях целенаправленно искать высоту, чтобы насладиться полётом.

Моё первое полноценное осознанное сновидение (ОС) произошло в начале 1989 года. Мне снилось, что я нахожусь в районе главного моста моего родного города. Это где‑то метрах в ста от моей квартиры, в которой я в тот момент спал. Я шёл по мосту, и вдруг до меня дошло, что я в сновидении. Моё сознание было настолько ясным, окружение настолько реальным, что я не мог до конца поверить в эту абсурдную, как мне вначале показалось, мысль. Вместе с осознанием сна ко мне пришло и удивительное чувство полной свободы . Я понял, что если я во сне, то я могу делать безнаказанно всё, что угодно, ведь это, всего лишь на всего, ни к чему не обязывающий сон! Это щемящее чувство вседозволенности взбудоражило меня и, чтобы окончательно убедиться в моих новых неисчерпаемых возможностях, я, для проверки, подошёл к одной из двух девушек, идущих на встречу по противоположной стороне моста и приподнял её юбку. Действительно, всё было возможно. Глупый конечно поступок. Но на более значимый у меня не было времени. И я почему‑то об этом в сновидении знал. Иногда я задумываюсь о том, что в мире так много алчных людей, и за подобные переживания они могли бы отдать всё. Ведь это, действительно, та полная свобода, о которой практически мечтают все. Эта свобода является величайшим искушением для личности. Это, своего рода, проверка личности. Проверка своего подлинного "я", того "я", которое не снаружи, а глубоко внутри. Многие, очень многие, считают себя добропорядочными людьми, но стоит лишь физическому мозгу убрать свой ментальный контроль и предоставить поле деятельности желаниям, тут и начнётся… Недаром, даже православные святые "открещивались" от своих снов и утверждали, что за них человек не может нести ответственности.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!