Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением? 15 страница



 

– Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни. Нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5, 10). А потому нам вовсе не безразлично, что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать насмерть… Итак, если всё в этом видимом и даже невидимом, ангельском мире существует для нашего душевного спасения, то мы имеем самое твердое основание и непременную обязанность разобраться в том старом, что было доселе, и том новом, что нам предлагают, насколько то и другое способно помочь главному назначению нашей жизни на земле – спасению – или, наоборот, препятствовать ему.

 

И Авва Дорофей, говоря о монашестве, также считал его определённым образом жизни, который специально придуман для того, чтобы человеку было удобней спастись , ведь «с преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься». Таким образом, для истинного христианина должен быть вполне очевиден тот факт, что «порядок гражданской жизни» имеет одну из ключевых ролей в деле душевного спасения человека, ведь, как сказал Христос:

 

– какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

[1 Матф.16:26]

 

К данному периоду исторического развития в мире сосуществуют две основных формы общественного мироустройства – капиталистическая и социалистическая. Находясь в антагонизме, по отношению друг к другу, они являются главными движителями локомотива современной истории. Давайте рассмотрим их поближе. Для начала обратимся к истории термина «капитализм». Слово «капиталист» – «осколок жаргона спекулянтов на первых европейских биржах». Первым это слово использовал в 1854 году романист Уильям Теккерей для обозначения совокупности условий владения капиталом. Карл Маркс в 1867 году в книге «Капитал» использовал термин «капитализм» для обозначения капиталистического способа производства, и также назвал словом «капиталист» владельца капитала (больших материальных ценностей). Для обозначения экономической системы впервые термин был использован в 1884 году в книге Дуэ «Лучшие времена».

 

Из философского словаря:

 

– Капитализм. Фр. Capital– главное имущество или сумма. Основывается на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда… Цель – обогащение за счёт присвоения прибавочной стоимости… Основное антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

 

Основным принципом капиталистической экономики является не производство полезных благ, а получение прибыли. Совершенно очевидно, что слова «капитал» и «деньги» суть синонимы – братья близнецы и, что цель капиталиста, основополагающей ячейки капиталистического общества – обладание как можно большим количеством денег. Именно поэтому, в капиталистическом обществе и нет порога богатства.

 

Но что же это такое – богатство? Как правильно понимать смысл этого слова? Кто такой – богатый? Обратимся к определению: «Богатый человек это человек, владеющий значительными материальными ценностями и денежными средствами, имеющий что‑либо в большом количестве в противоположность человеку бедному». В социологии также богатым считается именно тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. С духовной точки зрения хотеть стать богатым означает, прежде всего, греховное желание подняться, возвыситься в своём материальном благополучии над другими, окружающими тебя людьми. И действительно, среди равных ведь нет ни бедных, ни богатых. Именно поэтому богатство проявляет себя только в сравнении с чем‑либо. Именно поэтому богатство является величиной относительной, а никак не абсолютной. Объём накопленных материальных благ не всегда отражает необходимую физиологическую потребность человека для своего нормального существования. Само желание богатства для любого, считающего себя христианином уже порочно, так как не двусмысленно указывает на главный грех этого человека – гордыню и на её прародителя – сатану. Ведь гордыня это тот грех, из которого прорастают практически все остальные человеческие грехи. Можно сказать, что гордыня есть фундамент греха. Если, называющий себя христианином, желает богатства, то есть желает иметь больше, чем его сосед, желает возвыситься над ним, то ни волк ли он в овечьей шкуре, не прикрывает ли он свои меркантильные интересы именем Христа? Если бы Христос считал богатство благом для человека, то разве бы Сам не показал нам пример достойной в богатстве жизни? Но вспомним, например, где родился Христос. Правильно, не во дворце, не в роскоши, а в нищете, в хлеву. Из‑за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Там и родился Спаситель. И впоследствии имел ли Он богатый дом, облачался ли в богатые одежды, вкушал ли яства с золотых блюд, окружённый слугами? Нет, нет и ещё раз нет!

 

– И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. [1 Матф.8:20]

 

Разве это не слова Господа:

 

– Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники , и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам .

[1 Матф.6:31–33]

 

Как Христос являет собой противоположность антихристу, так и смирение есть противоположность гордыне. Поэтому не удивительно, что Христос Сам мыл ноги своим ученикам, о чём уже упоминалось в прошлых главах, и призывал их быть последними и всем слугами. Но богатые, уже по определению, не хотят быть слугами, не хотят быть последними, отнюдь, они ведь мнят себя только первыми, только господами, забывая, что: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Чтобы получить вожделенное богатство и пролезть в «первые» некоторые умники даже разработали теории алчности и обогащения за чужой счёт. Например, вопрос об оптимальном способе накопления богатства начал изучаться ещё экономистами классической школы. Одним из таких озабоченных сребролюбцев был небезызвестный Адам Смит, который создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. И пошло, поехало… Давид Рикардо, опираясь на теорию Смита, дополнил её теориями земельной ренты и международной торговли. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для увеличения богатства для избранных.

 

Предвижу гневные возражения некоторых христиан, пытающихся доказать, что де не к богатству, предоставляемому капитализмом, стремятся они, голосуя за этот строй, а лишь к нормальным человеческим условиям существования, к свободе. Но нормальным для кого? Лишь для себя – любимого? А как же быть с миллионами безработных – неотъемлемым атрибутом капитализма? О каких нормальных человеческих условиях вообще может идти речь в отношении к этим отчаявшимся людям, питающимся чуть ли не с помоек, не имеющим подчас крыши над головой? Спросите их, довольны ли они такой свободой? Почему же о них у подобных христиан душа не болит, или они уже для них не «ближние»? С телевизионных экранов, со страниц газет и журналов теперь свободно льётся мутным потоком «чернуха» и «порнуха». Уже не далёк тот день, когда в России начнётся пропаганда однополых браков, и запретят, как в Европе, употреблять такие слова, как «отец» и «мать». Нужна ли христианину подобная свобода? И что же подразумевают эти «христиане» под нормальными человеческими условиями? Например, сто сортов кефира в магазине это признак нормального человеческого существования или признак греха чревоугодия для христианина? Разве для сохранения здоровья необходимо такое разнообразие? Разве сто сортов не введёт человека в искушение – перепробовать их все? Зачем же христианину уподобляться атеисту в бессмысленной погоне за материальными благами, зачем большую и лучшую часть своей жизни отдавать изнурительной работе с утра и допоздна для их приобретения? Ещё раз повторю слова Христа:

– Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники , и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.

[1 Матф 6:31–33]

 

Помимо того, что богатство ввергает человека в искушение гордыней, оно, одновременно, разрушает и душу человека, направляя все помыслы его лишь на материальное, отдаляя тем самым от Создателя. И чем больше богатство (капитализация), тем больше и мирских хлопот, связанных с ним. «Богатому не спится: богатый вора боится». Поэтому Христос и предупреждает нас:

 

– Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше .

[1 Матф 6:19–21]

 

Да какой же степени цинизма нужно дойти некоторым «христианам», глашатаям капитализма, чтобы под всевозможными предлогами не замечать сказанного Господом нашим о богатстве и богатых:

 

– Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим , и будешь иметь сокровище на небесах…

[1 Лук.18:22]

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках  …

[1 Лук.16:22–23]

– и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие .

[1 Матф.19:24]

 

Но если христианин не ставит целью своей жизни Царство Божие, какой же он тогда христианин? Не засланный ли он «казачок», умело, словоблудием своим, искушающий чад Христовых, соблазняя их материальными «ценностями» капитализма?

Не про таких ли сказано:

 

– А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

[1 Матф.13:22]

 

– Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит .

[1 Матф.18:7]

 

ибо корень всех зол есть сребролюбие , которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям .

[1 1Тим.6:10]

 

Христианин, добровольно, по зову сердца своего, человеческим духом своим отвергающий богатство и предпочитающий ему нищету люб Господу:

 

– Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне .

[1 Матф.6:24]

 

Именно такими добровольно нищими и были ученики Христа, и Он, обращаясь непосредственно к ним, говорил, что они, за свою добровольно принятую нищету, наследуют Царствие Божие:

 

– И Он, возведя очи Свои на учеников Своих , говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие .

[1 Лук.6:20]

 

Речь шла именно о Его учениках, а не о всяких нищих, по воле судьбы ставшими ими, но втайне мечтающими разбогатеть. Показательно и то, что в греческом оригинале написано просто: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие ». Очевидно слово «духом» было добавлено позднее, чтобы язычникам было понятно, о каких нищих говорил Христос. Ведь один становится нищим лишь потому, что просто не имеет возможности стать богатым, но когда подобная возможность появится, он непременно воспользуется ей. Другой же, имеет подобную возможность, но никогда не воспользуется ей в силу своих убеждений. Таким образом, в противовес добровольной нищете, наследующей Царствие Божие, выступает добровольное богатство мира капитала, наследующее полное отторжение этого Царства. Что ближе христианину?

 

Святитель Иоанн Златоуст хорошо понимал пагубное влияние богатства на душу человеческую и пылко призывал христиан быть добровольно нищими. Он писал:

 

Не стыдно ли нам добродетелей отцов наших? Тех трех тысяч, тех пяти тысяч человек, которые имели все общее? Что пользы в настоящей жизни, если мы не можем купить ею жизни будущей? Доколе не поработите себе поработившего вас мамону? Доколе будете рабами денег? Доколе не возлюбите свободы и не расторгнете уз сребролюбия? Когда вы находитесь в рабстве, тогда решаетесь на всё, лишь только бы кто‑нибудь обещал вам свободу. А будучи пленниками сребролюбия, вы и не думаете освободиться от этого горького рабства. То рабство ещё не так тяжко; а это самое несносное иго… Поэтому рассмотрим, отчего эта пагубная страсть сделалась нам любезною? Итак, отчего? Отчего она нам стала любезна? От того, говоришь ты, что она доставляет славу и безопасность. Но, скажи мне, какую безопасность? Конечно, ту, что мы надеемся при деньгах не терпеть ни голода, ни стужи, ни вреда, ни презрения. Итак, если я обещаю тебе такую безопасность, – перестанешь ли ты желать богатства? Если богатство только потому тебе любезно, то, когда и без него можно быть безопасным, какая еще тебе в нем нужда? Но как возможно, говоришь ты, без богатства достигнуть этого? Напротив, как это возможно для богатого? В самом деле, он должен по необходимости многим льстить, как начальникам, так и подчиненным, иметь нужду во многом, до низости раболепствовать, бояться, трепетать, предполагать завистников, страшиться клеветников и алчности других корыстолюбцев. А в бедности не бывает подобного, но совершенно тому противное. Это убежище безмятежное и безопасное, тихая пристань, училище любомудрия, образ жизни ангельской. Услышьте это вы, бедные, а еще более вы, желающие быть богатыми! Не бедным быть худо, но худо не хотеть быть бедным…

 

Я знаю, что многие смеются над этими словами; но мы не смущаемся, вас же просим потерпеть, и вы скоро с нами согласитесь. Бедность, по моему мнению, подобна скромной, невинной, прекрасной девице, корыстолюбие же подобно жене зверонравной, чудовищной Скилле, Гидре и другим подобным же чудовищам, вымышленным баснотворцами. Не представляй мне осуждающих бедность, но представь тех, которые чрез бедность прославились. В бедности воспитанный Илия восхищен был тем блаженным восхищением; ею Елиссей прославился; в бедности был и Иоанн, в бедности и все другие апостолы. С богатством же Ахаав, Иезавель, Гиезий, Иуда, Нерон и Каиафа погибли. Если угодно, посмотрим не на тех только, которые в бедности прославлялись; но рассмотрим и самую красоту этой девы. Взор её чист, светел и покоен; тогда как глаза корыстолюбия то исполнены злобы, то выражают пресыщение удовольствием, то делаются мутными от невоздержания. Не таков взор бедности: он кроток, ясен, приветлив, ласков, приятен, ни к кому не выражает ни ненависти, ни отвращения. Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям; равным образом уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести. А у бедности и уста, и язык здравы, исполнены всегда благодарности, благоговения, слов кротких, ласковых, покорных, одобрений и похвал. Хочешь ли ты узнать и стройность ее стана? Она несравненно выше и величественнее богатства. А если многие бегают её, то не удивляйся: безумные бегают и других добродетелей.

 

В III–V вв. святые отцы: Василий Великий, Григорий Богослов и другие оценивали богатство с нравственной точки зрения. Ими была выявлена зависимость между богатством и страстью любостяжания. Они показали, что одно увеличивает другое и наоборот. В результате человек оказывается в плену "раболепствования богатству", поэтому полное не стяжание (добровольная нищета) – единственный идеал отношения христианина к частной собственности, лежащей в основе капиталистического строя. Обратимся опять к Евангелию:

 

– При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения . И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

[1 Лк 12:15–20]

 

Расхожее выражение о том, что деньги мол «не пахнут» также должно быть неприемлемо для христианина. Пахнут! И ещё как пахнут! Наверное, где‑то можно понять священнослужителей, не гнушающихся любыми деньгами, идущими, как им, вероятно, кажется на богоугодное дело. Лишь бы давали «сильные мира сего». Однако Серафим Саровский, например, придерживался другой позиции:

 

– Не всякие деньги угодны Господу и Его Пречистой Матери, и не всякие деньги попадают в мою обитель. Другие‑то и рады бы дать , да не всякие деньги примет Царица Небесная: бывают деньги обид, слёз и крови; нам такие деньги не нужны. [53]

 

Св. Иоанн Златоуст указывал на то, что:

 

– мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слёзы бедных. (VIII:270)

 

– в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особым усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частные владения, и говорить эти холодные слова: "то твое, а это мое". Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее , чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой  . (XI:704)

 

Если сыны диавола, враги всякой правды, совращают людей с прямых путей Господних, должны ли христиане воспрепятствовать этому? Ведь борьба Православия со злом происходит не столько на физическом, сколько на духовном и нравственном фронтах. И есть ли альтернатива строю основанному на частной собственности, строю, где богатство является вожделенной мечтой, где количество денег определяет положение человека в обществе – строю, где человек человеку волк, и каждый за себя? Да, есть такая альтернатива, и любому христианину она хорошо известна. Достаточно лишь почитать Деяния Апостолов, и станет понятным, что первые христиане, некоторые из которых воочию видели Христа, пребывая в учении Апостолов, жили общиной, другими словами – коммуной.

 

Все же верующие были вместе и имели всё общее. [1 Деян.2:44]


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!