Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением? 14 страница



Но тогда что же представляет собой, например, высшая духовность? Опять обратимся к Библии и поищем, что говорил людям Христос – эталон высшей духовности для христиан.

 

– Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

[1 Матф.22:37–40]

 

Всё верно. Коли дух в нас вложил Господь, то, чтобы развить его нужно приобщиться именно к тому, кто его нам дал, ведь дух человеческий есть подобие Божьего духа. Но далее Иисус призывает относиться к другим людям так же, как и к самому себе. А это ещё зачем? Вполне очевидно, что для Господа все люди его дети, ведь в каждом из нас есть частичка Его дуновения. Все мы, есть для Него единое целое – семья, и все мы Ему дороги, как и родителям, дороги все их дети и путёвые, и непутёвые, и Ему больно, когда мы ненавидим друг друга и разрозненны, ведь даже земным родителям неприятно, когда их дети ссорятся и не встречаются более.

Далее мы видим, что в обеих заповедях присутствует слово «возлюби». Там, где нет любви (не путать с сексом), похоже, нет и духовности. И это правильно. Ведь сам Бог, по христианскому определению, есть Любовь. Но Бог также есть и Дух. Следовательно «сильный дух» и «любовь» это слова синонимы. Человек, очевидно, и способен любить, прежде всего, потому, что он существо именно духовное. О высшем же проявлении этой человеческой любви Христос сказал так:

 

– Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (примет смерть) за друзей своих.

[1 Иоан.15:13]

 

Итак, высшим критерием духовности (силы духа) является любовь к Богу, проявляющаяся в стремлении развить человеческий дух до божественного состояния, и к людям – вплоть до принесения себя в жертву ради них, как и сделал сам Христос.

Однако в противоположность высшему критерию, существует, очевидно, и низший критерий – отсутствие духовности, слабость духа. Кто же из нас будет претендентом на него? Опять же вполне очевидно, что им, в первую очередь, станет атеист, ибо связь с тем, кто дал дух человеку, оборвана и подпитки нет. И для него, что Бог, что дух, всё одно – сказки. А если так, то и развивать нечего. Главными жизненными ценностями будут «ценности» материальные, может быть душевные (музыка, живопись и т. п.), но никак ни духовные. Вторым претендентом будет эгоист – человек, ставящий себя в центр мироздания. Эгоисту нет дела до других людей, они его интересуют лишь в разрезе собственной выгоды, не более. Жизнь за них он не отдаст, ни при каких обстоятельствах, разве что за своего ребёнка, но разве не так же поступают и животные?

 

Однако самым интересным для рассмотрения будет являться средняя прослойка в духовной иерархии, ведь в неё попадает большинство. Слабость божественной любви в нас к Богу и Его творению, открывает широкие врата демонам сребролюбия и власти, и многие из нас служат им. Но почему же, спросят некоторые, богатство и власть это плохо для духовности? Разве богатство и власть не означают того, что человек лишь реализовал свои неординарные таланты и потому чего‑то добился в жизни? Он смог это сделать лишь упорным трудом, в отличие от других – лентяев. Что же здесь плохого? На первый взгляд, действительно, плохого вроде нет. Была, например, у девочки мечта стать богаче английской королевы, и она, в течение жизни, упорным трудом, реализовала её – добилась своего, и теперь в её доме золотой унитаз. Но какой ценой, спрашивается, и стоило ли вообще тратить жизнь ради подобной цели? Ведь Христос предупреждал:

 

– какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?

[1 Матф.16:26]

 

Не будем забывать, что душа связана с духом намного сильнее, нежели физическое тело, и поэтому достаточно сильно оказывает влияние на дух. Как говорил апостол Павел:

 

– сеется тело душевное, восстает тело духовное. [1 1Кор.15:44]

 

Но какой же вред, спросят некоторые, был нанесён душе? Давайте поразмыслим…

 

Во‑первых, подобная цель – удел лишь «слабых духом», удел людей, совсем не осознающих своего бессмертного духа. Подобный человек считает богатство истинной ценностью, забывая о том, что эта «ценность» принадлежит материальному миру, в котором он лишь временный гость. Но зачем, спрашивается, направлять своё внимание на временное, если есть постоянное и вечное?

 

– Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше .

[1 Матф 6:19–21]

 

В сердце человеческом лежат помышления его. Как Кащея не отпускал от себя сундук с сокровищами, так и человека нажитое богатство будет всегда тянуть к земле, где оно покоится, а не к небу, не к Богу.

 

Во‑вторых, если человек хочет стать богатым, то это означает лишь то, что он хочет возвыситься над другими, такими же, как он – своими братьями и сёстрами в духе. Ведь богатство, есть понятие относительное, и проявляет себя лишь в обладании некими большими «ценностями» в сравнении с другими людьми, а не теми «ценностями», которые у всех есть. Если, например, у всех будет шестисотый мерседес, то эти люди не будут богатыми – они будут равными, но если кто‑то из них купит себе ещё и самолёт, то он станет богатым в сравнении с другими. Желание возвыситься над другими есть явный признак гордыни – главного порока , из которого прорастают практически все человеческие грехи. Следование этому пороку сильно вредит духовному развитию, ибо:

 

– Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

[1 Мар.10:25]

 

Другими словами, «слабые духом» в Царствие Божие не попадут никогда.

 

В‑третьих, для достижения своей цели этот человек всецело посвящал себя ей, не оставляя времени на то, что действительно было нужно для развития его духа. При этом, как говорил Святитель Иоанн Златоуст:

 

– он должен по необходимости многим льстить, как начальникам, так и подчиненным, иметь нужду во многом, до низости раболепствовать, бояться, трепетать, предполагать завистников, страшиться клеветников и алчности других корыстолюбцев.

 

– Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне  (богатству).

[1 Матф.6:24]

 

То, что сребролюбие (богатство) противно духу, надеюсь понятно. Поговорим теперь о властолюбии . Общеизвестно, что когда человек имеет много денег, он начинает рваться к власти. Этот порок, вероятно ещё более мерзок, нежели сребролюбие, так как предполагает прямое повиновение человеку, сознательно возвысившему себя над другими. Уже само желание возвысить себя над своими братьями и сёстрами порочно. Приведу выдержку из Евангелия:

 

– о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

[1 Мар 9:33–35]

 

Вспомним, как Христос сам показал апостолам пример смирения гордыни, обмыв им ноги:

 

– Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

[1 Иоан.13:14–15]

 

Если в человеке где‑то внутри теплится желание повелевать другими, то это является прямым указанием на слабость его духа. В таком человеке нет внутреннего смирения, ибо его гордыня ещё не сокрушена, оттого, что «я» подобного человека большую часть времени находится в его физическом, а не духовном теле, о существовании которого он, похоже, ещё даже и не догадывается.

 

– Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

[2 Пс.50:19]

 

– Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

[1 Лук.11:43]

 

На протяжении всего времени российской истории среди служителей церкви отчётливо проявляется какое‑то почти раболепское потакание власти. Где власть, там и её преданные служители. Вполне удобная позиция – всегда быть в дружбе с «сильными мира сего», забывая, при этом, слова Иисуса: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего , и во Мне не имеет ничего ». [1 Иоан.14:30]

 

Апостол Павел говорил: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» [1 Рим.13:1]. Однако, как трактовать сказанное? В оригинале написано: «Несть бо власть, аще не от Бога», – но слово «Несть» можно перевести двояко, и как «Нет», и как «не есть». Если перевести, как «не есть», смысл изменится на диаметрально противоположный: «Не есть власть, если не от Бога». Разве царь ирод обладал властью от Бога, если всеми силами старался умертвить Бога – Христа? Ведь это какой‑то нонсенс. Как может Бог желать убить самого себя? Вспомним, как и про Христа говорили, что Он от сатаны, и что на это ответил Христос:

 

– Если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов.

[1 Лук.11:18]

 

Приведу небольшую выдержку из духовных бесед.

 

«Отец Антоний, – перебиваю я, – а как же подчинение власти, объявленное Апостолом?».

«А что я говорю несогласное с Первоверховным?! – старец удивленно открыл глаза, – Не Павел ли нёс слово Евангельское вопреки всем запрещениям властей? За что был казнен Апостол Петр, за что подвергался изгнаниям Апостол Иоанн Богослов? Да что тебе говорить, не хуже моего знаешь и изгнание святителя Иоанна Златоустого, и тернии жизни святителя Василия Великого. А сколько претерпел святитель Григорий Палама? Так если говорить, то и величайший праведник святитель Гермоген не должен был просвещать, наставлять и благословлять народ на борьбу с польскими и иже с ними захватчиками?! Тоже власть была, и тоже попущена Богом, но по грехам людским, по грехам… Одно – когда ты властям перечишь по своей гордыне, из‑за собственного тщеславия, а другое – ревности к вере Божией. Враждовать нельзя, но и то всегда – пусть враг Бога твоего будет твоим врагом! Это к любой власти относится».

 

Чем выше стоит человек в своём духовном развитии, чем сильнее он духом своим, тем менее надобности для такого человека в соблюдении формальных законов установленных обществом, ибо эта категория людей всегда действует согласно своей совести и свободной воле, не поддаваясь давлению извне. Законы создаются именно для «слабых духом», чтобы удержать последних от зла, под угрозой неминуемого наказания за совершённый проступок. Понятно, что чем нечестивее общество , тем большее количество законов действует в нём .

 

Сущность современного человека уже достаточно хорошо просматривается на примере его отношения, например, к компьютерным играм. Действительно. Какие игры ему нравятся, такова и его скрытая духовная сущность. Разберём, например, три типа игр: экшен, РПГ, стратегии. В первом типе игры человек и его компьютерный двойник суть одно. «Я» игрока как бы просто переносится из мира физического в мир виртуальный, и игрок полностью идентифицирует себя со своим героем. Во втором типе происходит разделение игрока и его компьютерного аналога. Игрок уже не ассоциирует себя полностью со своим героем, а управляет и повелевает им, как марионеткой, отдавая приказы куда пойти и что сделать. Да и сражается эта марионетка уже практически сама по своей внутренней логике не зависимой от игрока, игрок лишь даёт приказ начать атаку таким‑то оружием. В третьем типе, игрок ещё более отдаляется от компьютерных персонажей, занимаясь лишь глобальным планированием и раздачей приказов уже группам людей, наслаждаясь своей безмерной властью над ними. Немудрено, что созидатели любят игры первого типа, а начальники (сильные мира сего) – последнего.

 

Можно также разглядеть эту сущность и по высказываниям человека на форумах, по его внутренней позиции по любому вопросу. Особенно любопытно бывать на христианских форумах. Казалось бы, что уж тут‑то должно быть некое единство во взглядах, ан нет. В основном разногласия возникают в отношении к достатку и к коммуне, как способу жития первохристиан. Тех, кто покрепче духом – меньшинство. Они, как правило, являются противниками частной собственности и, как следствие, того строя, в котором правит мамона, ибо достаточно хорошо осознают, что погоня за материальным есть ложная цель, калечащая дух человека. Им ненужно богатства, нужен лишь разумный достаток, чтобы содержать в чистоте храм (физическое тело) души и духа своего.

 

– Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога…

[1 1Кор.6:19]

 

Изобилие товаров на прилавках, они считают лишь признаком духовной деградации общества, вступившего на пространный путь погибели через смертный грех чревоугодия (потакание прихотям физического тела). Также эти люди положительно относятся и к коммуне, понимая, что все мы – одна семья, что все мы – дети Божьи, и поэтому негоже нам отделяться друг от друга решётками на окнах и стальными дверями.

 

Но:

… широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.

[1 Матф.7:13]

 

Разрыв с Богом может произойти только в результате акта свободы, дарованной Богом человеку. Поэтому каждый человек, и в особенности христианин, должен вести в себе внутреннюю борьбу – "невидимую брань" по искоренению в себе элементов гордыни, заложенных в нас физической животной природой человека. Не «я», а «мы» – лозунг христианина. Не разделяться, а объединяться призывает нас Господь:

 

Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино , как и Мы.

[1 Иоан.17:11]

 

Все мы – одна семья, все мы – дети Божьи, и поэтому негоже нам отделяться друг от друга. Неужто уже не помним слов Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Св. Иоанн Златоуст говорил:

 

– в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особым усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частные владения, и говорить эти холодные слова: "то твое, а это мое". Тогда возникают споры, тогда огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее , чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой  . [XI:704]

 

Однако большинство христиан придерживается прямо противоположных взглядов. При этом – что удивительно, именно себя они считают истинными последователями Христа и, порою в жесткой форме, отстаивают свои позиции! Есть и люди, которые внешне производят вполне приятное впечатление, но по их высказываниям и поступкам для христианина становится понятна внутренняя сущность подобных людей. Для примера можно привести откровения некой Юлии Латыниной на "Эхо Москвы" по поводу движения «Оккупируй Уолл‑Стрит». Она с негодованием констатирует, что:

 

это, на мой взгляд, ужасный симптом, потому что «Нас – 99 %» – это полная противоположность принципу американской мечты. На место [бесовского] принципа «Я хочу стать единственным» приходит принцип «Нас – 99 % ».

 

Похоже, что чем ближе мы подходим к «последним временам», тем сильнее власть антихриста и тем менее остаётся истинных христиан. Вспомним слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» [1 Матф.10:28]. Но в наше тревожное время атака идёт именно на душу человека, и только слепец не видит этого. Серафим Саровский предупреждал, что наступит ещё более страшное время, когда уже не рядовые христиане, а сами священнослужители исказят веру до неузнаваемости:

 

– …так как к этому времени архиереи так онечестивятся, что… главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут: то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени из сея привременной жизни и по сем воскресить, и воскресение моё будет, аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего.

[215 cтр.5]

 

Стоять во главе общества, управлять им должны только высоко духовные люди, люди сильные духом – не тактики, но стратеги. Общество подобно сложному организму. Поэтому, чтобы спасти весь организм от погибели иногда необходимо принимать достаточно жесткие действия в отношении его отдельных частей, ведущих к ней.

 

Предлагаю и читателю взглянуть на себя со стороны, и выставить самому себе предварительную духовную оценку, искренно ответив на следующие вопросы:

 

1. Хотите ли вы быть богаче других, например, своих благополучных соседей?

 

2. Хотите ли вы быть непременно начальником?

 

3. Желали бы вы иметь прислугу?

 

4. Хотите ли вы быть в центре внимания?

 

5. Считаете ли Вы нормальным жить за металлической дверью, с решётками на окнах, придерживаясь принципа «каждый за себя»?

 

6. Сторонник ли Вы частной собственности на то, что принадлежит всем (земля, недра и т. п.)

 

7. Способны ли вы поделиться с другим хотя бы малым, из того, что имеете сами?

 

8. Считаете ли вы, что бомж недочеловек?

 

9. Способны ли вы ограничивать себя в плотских желаниях, даже, если у вас хорошее здоровье и приличный достаток?

 

10. Находите ли вы время на мысленное общение со своим «я», на молитву, на поиск ответов о смысле своей жизни, о том, что есть добро и зло?

 

ГЛАВА 5

Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением?

 

Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести

мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда

больше душ, чем во времена открытого богоборчества.

С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола,

а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь

всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями

и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный,

непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.

Святой прп. Серафим Вырицкий

 

Результаты опросов показывают стойкую тенденцию роста количества верующих людей в России. Например, если в 1989 году 53 процента опрошенных назвали себя неверующими, то в 2002 году неверующими себя уже считали 31 процент россиян. 3 мая 2011 года были опубликованы результаты опроса, проведенного фондом "Общественное мнение" и службой "Среда". В ходе исследования было опрошено 1500 человек в 44 регионах. Согласно данным уже этого опроса, 82 % опрошенных заявили, что верят в Бога. Из них 50 % отнесли себя к православным христианам. Исходя из того факта, что число верующих неуклонно растёт, хотелось бы обратиться к христианам с простым вопросом: «В каком социально‑экономическом обществе Вы предпочли бы жить»? Какое общество, на Ваш взгляд, ближе к христианскому мировоззрению? Вероятно, найдутся те, которые скажут, что христианин безропотно примет любое социально‑экономическое общество, как волю Божию, как испытание крепости веры, однако священномученик архиепископ Андроник Пермский придерживался, например, иного мнения. Он говорил:


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!