Развитие большевистских идей И.В.Сталиным 2 страница



Б.Н. Чичерин отвергал концепцию естественных прав. Право для него существует только в государстве. Соотношение права и закона сводится у Б.Н. Чичерина к соотношению субъективного и объективного права. Свобода человека только тогда становится субъективным правом, когда она освящена позитивным законом (объективным правом).

Основой общественной жизни Б.Н. Чичерин полагает наличие у субъекта прав. Определение границ индивидуальной свободы зависит лишь от постановлений государственной власти, которая призвана ограничивать индивидуальную свободу во имя общественной пользы.

Как и Гегель, Чичерин полагает государство высшим порядком общественных отношений, в нем находят свое выражение национально-психологические качества народа. Государство организует отечество, т.е. ту среду, где обитает человек, тот социум, чьи интересы человек воспринимает как свои собственные.

Политическим идеалом Б.Н. Чичерина была конституционная монархия, т.к. она сочетает в себе достоинства всех иных государственных форм. Такая форма правления заимствует у монархии личностное воплощение власти (в лице монарха), у аристократии – начало законности, у демократии – начало свободы. Чтобы демократическое начало в конституционной монархии никогда не привело к власти народа, Б.Н. Чичерин обосновывает различные цензы (прежде всего избирательные). В конституционной монархии возможно провести разделение властей, сохранив единство государственной власти. Монарх, стоящий над всеми ветвями, образует как бы самостоятельную, координирующую деятельность остальных ветвь власти.

Б.Н. Чичерин полагал, что устойчивость государству сообщает надлежащий баланс между свободой и равенством. Крен в сторону равенства приводит к деспотизму, а в сторону свободы – к анархии.

 

№8. Политические исследования М.М.Ковалевского.

В своих воззрениях на государство и право М.М. Ковалевский принадлежал к популярному в России на рубеже XIX — XX вв. направлению правовой мысли — социологическому позитивизму. В отличие от юридического позитивизма, рассматривавшего права личности изолированно от социального контекста их формирования и функционирования, как государственные дозволения, теоретики социологического позитивизма считали их порождением общественного развития, видели предназначение государства в обеспечении своим гражданам прав и свобод, в охранении личной самодеятельности.

Теорию «возрожденного естественного права», выступавшую главным соперником позитивизма в дореволюционной России, теоретики социологического позитивизма критиковали за отдаваемый ею приоритет характеристике должного, а не сущего, а также за принижение роли государства. Суммируя критические оценки доктрин юридического позитивизма и «возрожденного естественного права», М.М. Ковалевский признавал обе теории одинаково априорными, а потому односторонними и ложными. Ученый противопоставлял им наработки европейской исторической школы права, базировавшейся на идеях закономерного движения истории права, заимствования права одним народом у другого, участия в процессе правообразования объективных и субъективных факторов: экономических отношений, жизни общества (народа), социальной психологии и др.

С целью преодоления противоречий, заложенных в доктринах «возрожденного естественного права» и юридического позитивизма, М.М. Ковалевский выдвинул и обосновал понятие солидарности людей — их совместных усилий в обществе, первичной основы всякого человеческого общения. Человеческая солидарность выступала в его трактовке единым источником, из которого вытекали право и государство, и одновременно единой задачей, которую право и государство преследовали.

Таким образом, человеческая солидарность в концепции М.М. Ковалевского ограничивала притязания отдельной личности и могущество государства, составляла общий знаменатель для взаимных претензий государства и личности при определении допустимого поведения субъектов политического общения. В поддержании солидарности между людьми, в создании и обеспечении общности их интересов мыслитель усматривал предназначение права.

Право представлялось М.М. Ковалевскому самостоятельной категорией, не зависевшей от государства, однако объективно обусловленной общественным развитием.
Как указывает В.Д. Зорькин, М.М. Ковалевский рассматривал право «как стоящее вне и над государством явление, непосредственно вытекающее из факта общественной солидарности… и потому обязательное… для самого государства».

По мнению М.М. Ковалевского, государство не создавало право, а лишь признавало его в форме положительных норм в качестве требования общественной солидарности. Сознавая эволюцию и изменчивость общественной жизни, ученый тем не менее признавал потребность в единых и твердых принципах права, постулировал принцип правовой связанности государства. В этом состояло важное отличие его концепции от воззрений представителей юридического позитивизма. Свобода личности выступала в трактовке М.М. Ковалевского необходимым условием общественной солидарности.

Представление о неотчуждаемых правах личности вырабатывалось, согласно его теории, в результате постепенного распространения солидарности. Признание прав личности со стороны государства являлось требованием общественной солидарности. В интересах собственного самосохранения государство должно было выступать стражем и охранителем личных прав, а не быть их тормозом. Государство должно было быть принципиально ограничено в своем праве посягать на личную свободу.

Позицию о наличии у людей прирожденных прав, которыми они пользовались в своем естественном состоянии, М.М. Ковалевский не разделял. Ученый был убежденным противником какой-либо декларации неотъемлемых прав личности с неизменным, раз и навсегда установленным содержанием. Между тем определенное положительное влияние деклараций о правах на действующее позитивное право ученый не исключал, ссылаясь на Французскую декларацию прав, благодаря которой в позитивном праве сложилось представление о субъективных правах граждан по отношению к государству, присущее ранее только праву естественному.

Следуя за французским ученым Б. Констаном, М.М. Ковалевский подразделял права человека на публичные и политические.

Под политическими правами он понимал сумму тех прав, в силу которых гражданин современного государства является участником политической власти. Он относил к данной категории, прежде всего, право избирать и быть избранным на государственные должности, включая депутатскую службу. К публичным правам мыслитель причислял права, которыми обусловливалась свобода самоопределения гражданина по отношению к государству. В это понятие входила личная свобода, понимаемая М.М. Ковалевским как свобода от произвольного задержания государственными властями, свобода вероисповедания, печати и преподавания, свобода сходок и обществ.

Политические права признавались ученым базовыми правами. Он видел в них гарантию сохранения прав личности и необходимую основу демократии. Публичные права имели, по его мнению, революционное происхождение. Они были провозглашены в XVII — XVIII вв., в законодательных актах Английской и Французской революций. Принцип политического равенства также пробил себе дорогу революционным путем — в результате Великой Французской революции, которой М.М. Ковалевский придавал огромное значение.

Признание за гражданами политических прав М.М. Ковалевский считал следствием утверждения принципа самоуправления общества, сводившегося к тому, что страной управляло правительство большинства, а граждане призывались к заведованию государственными делами. Начало самоуправления общества было потенциально осуществимым, по его мнению, как в конституционной монархии, так и в представительной республике.

Признание и обеспечение публичных прав ученый связывал с утверждением правового государства, в котором права граждан гарантировались народным представительством, с одной стороны, и местным самоуправлением — с другой. Народное представительство давало гражданам возможность заведовать общими делами страны, а местное самоуправление — интересами сельской общины, города и области.

Гарантом обеспечения прав личности выступала также судебная ответственность частных лиц и чиновников, наступающая в случае превышения ими своих законных полномочий. Ученый считал, что публичные права получают значение только тогда, когда они обеспечиваются судебными гарантиями и исковой охраной.

Анализируя положение с обеспечением прав человека в различных государствах, М.М. Ковалевский отдавал приоритет Англии: декларации прав там не было, однако суды реально обеспечивали соблюдение прав и свобод личности. Во Франции, наоборот, Декларация прав человека и гражданина существовала, однако она не подкреплялась независимой и эффективной судебной системой: суд там не был правомочен рассмотреть жалобу на чиновника без предварительного разрешения Государственного совета.

Приверженный принципу системного анализа правовых категорий, М.М. Ковалевский подразделял права человека на базовые и производные. К числу базовых ученый относил свободы совести, слова, петиций. Так, в проекте адреса Государственной Думы первого созыва ученый обнаружил пробел, обратив на него внимание депутатов: «В числе необходимых свобод, которые должны быть обеспечены, вы, как мне кажется, напрасно опустили одну свободу петиций, подаваемых на имя Гос. Думы: свобода петиции есть именно та свобода, благодаря которой англичанам удалось превратить свой аристократический строй в демократический».

Производным правом М.М. Ковалевский считал свободу стачек. В ней он видел выражение более общего начала свободы труда, которая, в свою очередь, есть одно из проявлений свободы личности. Право митингов и петиций русский ученый, вслед за английским правоведом Дайси, считал проявлением личной свободы и свободы слова. А в праве ассоциаций ученый видел лишь одну из форм самоопределения личности, которая лежала в основе неприкосновенности личности и всех других прав личной свободы.

Обеспечение прав и свобод личности в позитивном праве М.М. Ковалевский считал функцией правового государства. Именно правовое государство, иначе именуемое ученым как «правовой порядок», предоставляло личности возможность свободного проведения своих требований до момента, когда эти требования входят в коллизию с интересами общества и принимают форму нарушения установленного им права. С другой стороны, правовое государство выполняло функции проводника культурных начал в общество и поэтому расширяло сферу своего контроля над личностью.

Правовое государство М.М. Ковалевский противопоставлял полицейскому государству. Для полицейского государства были характерны административная ответственность и превентивные меры обеспечения законности. Существенным признаком правового государства являлась судебная ответственность, которая осуществлялась широко и последовательно, была одинаковой для всех: и для правительственных чиновников, и для подвластных.

К гарантиям обеспечения прав человека М.М. Ковалевский причислял также народное представительство и местное самоуправление. Приоритетными правами личности применительно к современной ему России Ковалевский считал политические права, которые корреспондировали с обязанностью населения участвовать в управлении государством. Он признал, что все эти начала могли быть обеспечены лишь государством, правовым по своей природе.

 

№9. Историософия В.Соловьева.

Историософия - одна из важнейших тем философии Вл.Соловьева. На это совершенно справедливо указывали многие исследователи его творчества. Так, Н.А.Бердяев подчеркивал, что "тема историософическая была для Вл.Соловьева центральной, вся его философия в известном смысле, есть философия истории".

Эволюция философских взглядов Соловьева включает 3 периода:

1) исследования в области теософии, христианского учения. «Учение о Богочеловечестве», «Религиозные основы жизни»: через познание Бога и его отношения к миру может быть осуществлена божественная мудрость, воплощение христианских идеалов в жизни;

2) (до 1890 г.) исследование проблемы теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни, проблемы воссоединения церквей («Великий спор и христианская политика»);

3) период исследования проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое творит новую жизнь. «Оправдание добра».

Рассматривает всю действительность как целое. Принцип единства мира. Бог – абсолютное сверхприродное идеальное начало.

Выделяет 5 ступеней эволюции, или 5 царств: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божие. Каждое предыдущее царство необходимо для возникновения последующего. Низший уровень не исчезает, а объединяется с более совершенным, т.е. эволюция – процесс развития и процесс собирания Вселенной. Существо должно быть (минеральное), затем должно быть живым (растительное), сознательным (животное), разумным (человеческое), совершенным (Божие) – существование в мире безусловного нравственного порядка. Человек – соединение божества с материальной природой, что предполагает в человеке три элемента: божественный, материальный и человеческий.

Идея единства человечества имеет религиозный смысл: содержит в себе христианское понимание целостной жизни – как жизни во Христе. Продолжает традицию славянофилов, критикует атеистический нигилизм. Вера в прогресс составляет предпосылку учения Соловьева о человечестве как едином организме. Человечество – субъект исторического развития.

Исторический процесс должен завершиться становлением человека духовного; так преломляется у русского философа идея прогресса в ее фихтеански-гегельянском варианте. Исторический процесс сам по себе с внутренней непреложностью ведет к торжеству добра: здесь позиция Соловьева совпадает как с гегелевской, так с марксовой.

Основные положения этики всеединства – существование в мире добра как идеальной сущности, как нормы, как предпосылки человеческой нравственности. В деле всеобщего творчества, созидания добра велика роль активного субъекта: индивидуального и социального (человечества в целом). Утверждает неразрывную связь добра с космоэволюционным процессом. Нравственный смысл жизни определяется самим добром, доступным человеку через его совесть и разум, «нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру».

Признаки добра:

1) чистота, незаинтересованность человека, требующие от человека безусловно воли;

2) его всеединство, обуславливающее полноту нравственных норм для всех основных отношений жизни.

10. В.С.Соловьев о власти, государстве и политике

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — выдающийся русский философ и религиозный мыслитель, один из крупных представителей нравственного уения о праве и государстве.Работы: “Значение государства”, “Право и нравственность”,”оправдание добра”.Общественное тело с постоянною организациею, заключающее в себе полноту положительных прав, или единую верховную власть, называется государством. Во всяком организме необходимо различаются: 1) организующее начало; 2) система органов или орудий организующего действия и 3) совокупность организуемых элементов. Соответственно этому и в собирательном организме государства различаются: 1) верховная власть; 2) различные ее органы, или подчиненные власти, и 3) субстрат государства, т. е. масса населения, состоящая из единичных лиц, семейств и более широких частных союзов, подчиненных государственной власти. Только в государстве право находит все условия для своего действительного осуществления, и с этой стороны государство есть воплощенное право. Государство трактуется Соловьевым как «средняя общест-
венная сфера между Церковью, с "одной стороны, и материальным обществом — с другой». Нормальное отношение между церковью и государством, согласно Соловьеву, выглядит так:государство признает за вселенской церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель ее исторического действия, а церковь предоставляет государству всю полноту власти для согласования законных мирских интересов
и политических дел с этой высшей волей и требованиями окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью религии. «Христианская Церковь, — подчеркивает Соловьев — требует христианского государства». В подходе Соловьева в той или иной форме подразумевается подчинение государства идеологии христианской церкви. В контексте христианских идеалов нравственной солидарности человечества Соловьев подчеркивает «нравственную необходимость государства» и определяет его «как собирательно-организованную жалость».В практическом выражении этот нравственный смысл государства как общей и беспристрастной власти состоит в том, что оно в своих пределах подчиняет насилие праву, произвол — законности, заменяя хаотическое и истребительное столкновение людей правильным порядком их существования, причем принуждение (заранее определенное, закономерное и оправданное) допускается лишь как средство крайней необходимости. Эту охрану основ общежития, без которых человечество не могло бы существовать, Соловьев называет консервативной задачей государства. Но связь права с нравственностью, замечает Соловьев, дает возможность говорить и о «христианском государстве» и в этой связи также и о прогрессивной задаче государства, состоящей в том, чтобы «улучшать условия этого существования ,содействуя свободному развитию всех человеческих сил. Неотъемлемой частью философии, и в первую очередь нравственной философии, Владимира Соловьёва является система его взглядов на общественную жизнь, на исторический процесс и, как следствие первых двух, на политику. Политика, в представлении Соловьёва, определяется теми же самыми нормами нравственности, что и остальные сферы человеческой жизни. А потому, Соловьёв в своём учении рассматривает различные аспекты политической деятельности с тех же моральных позиций, что и, скажем, деятельность отдельного человека. Внутренняя политика занимается вопросами, связанными с проблемами внутреннего бытия и развития государства. Простейшее определение государства гласит: государство – это способ организации человеческого общества, обладающий тремя признаками: территорией, населением, на ней проживающим, и законами, обязательными для исполнения всем населением на всей территории. Исходя из вышесказанного, охарактеризовать внутреннюю политику можно по трём позициям: 1) право, так как без правовой системы невозможно функционирование не только политики, но и государства вообще; 2) социальные отношения, так как именно продуктом социальных отношений государство и является; 3) государственное устройство, так как, рассматривая внутреннюю политику государства, невозможно не рассмотреть, что это государство из себя представляет.

11. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского

Н. Я. Данилевский – крупный русский мыслитель XIX века. н – один из основоположников плюралистического понимания истории, согласно которому «человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю и поэтому занялся Проблемами периодизации исторического процесса. Анализ истории привел его к выводу о том, что периодизацию исторического процесса следует совершать на базе культурно-исторических типов, представляющих собой самобытные цивилизации. «Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть:

1) Египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский»3.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!