Развитие большевистских идей И.В.Сталиным 7 страница



Своебразна трактовка Ленина марксистской идеи о диктатуре пролетариата- суть всех государств в конечном счете одна-диктатура пролетариата. С этой позиции Ленин воспринимает демократию, свободу, право, принципы гуманизма как малозначащие компоненты общественно-политической жизни. По Ленину, они демокр, свобода, право способны только прикрывать диктатуру класса внешне привлекательными атрибутами.

Согласно марксистско-ленинскому учению политическая власть - это орудие в руках экономически господствующего класса, с помощью которой (точнее - государства, куда кроме политической власти входят и соответствующие орудия этой власти: полиция и т.д.) экономически господствующий класс охраняет существующий экономический порядок, политической властью, экономически господствующий класс становится и политически господствующим и таким образом приобретает новые средства для подавления других классов, для "удержания их в узде". Это касается не только власти диктаторского режима, но и демократической формы правления, поскольку, как писал Ленин "Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия - есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою". ("Государство и революция").

Политическая власть необходима рабочему классу лишь на определённый исторический отрезок времени, а именно для того, чтобы сохранить свои завоевания и построить бесклассовое общество. С построением коммунизма надобность в политической власти отпадает. Иначе говоря, развитие демократии в условиях социализма само по себе создаёт предпосылки для своего отмирания. Отмирание политической власти предполагает устранение из социальной жизни бюрократизма с его стремлением удержаться у власти из своих корыстных соображений. В связи с этим, марксизм показывает и пути устранения бюрократизма и отмирания института политической власти. Они сводятся к трём пунктам: 1. "не только выборность, но и сменяемость в любое время", 2. "Плата не выше платы рабочего", 3. "Переход немедленно к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились «бюрократами» и чтобы поэтому никто не мог стать «бюрократом». Отмирание политической власти, политической организации общества вовсе не означает отмирание социальных органов, регулирующих общественную жизнь: непременно сохранятся организации, изучающие и предопределяющие направление развития экономики, науки и т.д. Социальная организация - неотъемлемая часть общества. существовавшая и сохраняющаяся в будущем на всем протяжении существования общества. А что касается политической власти, политической организации, то она возникла с возникновением классов и с исчезновением классовых различий отомрёт.

25 . Развитие В.И.Лениным классовой теории

Хотя о классах и классовой борьбе Ленин писал достаточно много в своих работах дооктябрьского периода, однако после октябрьского переворота и начала гражданской войны в России миф о классах и классовой борьбе получил новый импульс в своем развитии. Большевистская партия нуждалась в оправдании своей классовой политики, анализе расстановки классовых сил, в том, чтобы представить себя защитницей и проводником интересов тех классов, которые составляли большинство населения. Надо было объяснить и гражданскую войну через призму столкновения классов и обострения и усиления классовой борьбы в сложившейся конкретно обстановке. И Ленин продолжает уделять вопросам классов и классовой борьбы повышенное внимание. Различные аспекты этой проблемы лежат в поле его зрения, и им посвящены в той или иной мере десятки ленинских работ.

Ленин назойливо, сотни раз повторяет «классы», «классовая борьба», и это ведет к необходимости приводить многие его высказывания по этому вопросу, чтобы показать действительное отношение вождя большевизма к классам и классовой борьбе на различных этапах его деятельности. При этом следует отметить, что анализ рассуждений Ленина о классах и классовой борьбе не создает впечатления, что у основателя советского государства есть обоснованная теория классовой борьбы. Есть лишь слепое следование теории, уже созданной и предложенной до него. Есть многочисленные общие рассуждения, вымыслы об одном из главных мифов большевизма – идее классовой борьбы. Теория – не амплуа Ленина.

Ленин полагал, что борьба классов движет всю человеческую историю, определяет собой структуру и функционирование государства, гипертрофировал ее значение. Конечно, классы и классовая борьба имеют немалое значение в жизни общества. Это понимали уже древние мыслители.

Уже в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» в 1894 г. Ленин утверждал, и не без основания, что учение о классах – центр тяжести всех марксовых воззрений. И это был центр всего миропонимания Ленина, «углубившего» идею классовой борьбы мифом о доведении ее до диктатуры «пролетариата». Главный признак, по которому Ленин оценивал различные социальные учения, – это признак классовости. Он считал, что люди всегда будут глупыми жертвами самообмана и обмана в политике до тех пор, «пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» . В статье «Мелкобуржуазный и пролетарский социализм» (1905 г.) Ленин утверждал, что вне борьбы классов социализм есть наивное мечтание и пустая фраза. Даже неизбежность ревизионизма, писал он в статье «Марксизм и ревизионизм» (апрель 1908 г.), обусловлена его классовой природой.

В статье «Наша программа» (написана не ранее октября 1899 г.) Ленин заявлял, что задача социал-демократии не в сочинении планов переустройства общества, не в проповеди капиталистам об улучшении положения рабочих, не в устройстве заговоров, а в организации классовой борьбы пролетариата и руководстве этой борьбой, конечной целью которой является завоевание пролетариатом политической власти и организация социалистического общества . В другой статье – «Наша ближайшая задача».

Социал-демократия, говорил Ленин в работе «Аграрная программа русской социал-демократии» (февраль – первая половина марта 1902 г.), защищает интересы наемных рабочих, движение которых есть единственно революционное движение. Но «по отношению к крестьянству, – продолжал Ленин, – мы вовсе не берем на себя защиты его интересов, как класса мелких землевладельцев...» . Одной из догм «Манифеста Коммунистической партии» было утверждение, что крестьяне представляют собой реакционный класс. Эту догму использовал Ленин, считавший, что поскольку крестьянин, даже мелкий, является собственником, то он относится к «врагам» пролетариата. С самого начала публицистической деятельности Ленин проявлял явное недоверие к крестьянству. И это недоверие к крестьянству, к его различным социальным слоям, сказалось на политике большевиков, когда они пришли к власти в октябре 1917 г. В той же работе Ленин утверждал, что все классы современного общества, кроме пролетариата, стоят за сохранение основ существующего экономического строя (значит, социал-демократия защищает интересы вовсе не большинства) и что «класс мелких производителей, и мелких земледельцев (не землевладельцев. – Э.Р.) в том числе, в своей борьбе против буржуазии является реакционным классом...» . В другом месте Ленин писал, что крестьянин в Европе, добившись свободы и частички земли, стал реакционером. Таковы противоречивые суждения Ленина о классе крестьян.

При этом, в той же работе «Аграрная программа русской социал-демократии», Ленин считал главной ближайшей целью земельной политики социал-демократии – расчистить дорогу для свободного развития классовой борьбы в деревне, считая, что это будет способствовать конечной цели всемирной социал-демократии – завоеванию политической власти рабочим классом. По Ленину, крестьянство оказывалось классом, который только и используется для осуществления целей социал-демократии.

Итак, никакой ясности в понимании Лениным классов и классовой борьбы нет, хотя это его главное идейное детище вообще и в идеологии государства в особенности. Он лишь повторяет зады марксизма, его догмы по этому вопросу, суждения о том, что теория Маркса связала в одно неразрывное целое теорию и практику классовой борьбы, что вопрос о классовой борьбе – один из основных вопросов марксизма.

Ленин в докладе о единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне 16 марта 1921 г. говорил: «Мысли, речи и предположения об исчезновении классов до коммунизма Маркс и Энгельс высмеивали беспощадно и говорили, что только коммунизм есть уничтожение классов» (43, 99). Таким образом, об уничтожении классов говорится в одних случаях, когда имеется в виду социализм, и в других случаях, когда прямо говорится о его высшей фазе – о коммунизме. В выступлениях Ленина нет элементарной четкости, когда речь идет о двух ступенях одного общественного строя. И, наконец, Ленин, говоря о борьбе внутри итальянской социалистической партии, 11 декабря 1920 г. отмечал: «...Лозунгами нашей эпохи неизбежно являются и должны быть: уничтожение классов; диктатура пролетариата для осуществления этой цели; беспощадное разоблачение мелкобуржуазных демократических предрассудков насчет свободы и равенства, беспощадная борьба с этими предрассудками. Кто не понял этого, тот ничего не понял в вопросах о диктатуре пролетариата, о Советской власти, о коренных основах Коммунистического Интернационала.

Пока не уничтожены классы, всякие разговоры о свободе и равенстве вообще являются самообманом или обманом рабочих, а также всех трудящихся и эксплуатируемых капиталом, являются, во всяком случае, защитой интересов буржуазии»

26.Ленинское учение о пролетарской диктатуре

Диктатура пролетариата, власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть называется пролетарской потому, что руководящее положение в обществе и государстве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, выступающий в союзе с крестьянством и др. демократическими слоями общества. Эта власть называется диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.

Дальнейшее развитие учение о диктатуре пролетариата применительно к эпохе империализма и пролетарских революций получило в трудах В.И. Ленина.

Ленин подчеркнул, что диктатура пролетариата означает особую форму его союза с крестьянством и другими эксплуатируемыми массами, вскрыл глубоко демократический характер диктатуры пролетариата как власти трудящихся, т.е. большинства общества, над эксплуататорами, составляющими незначительное меньшинство. Ленин открыл Советы как новую форму государства рабочего класса, разработал вопрос о системе организаций диктатуры пролетариата. и руководящей роли коммунистической партии в этой системе, о многообразии форм диктатуры пролетариата. в различных странах. Положение о необходимости установления диктатуры пролетариата было впервые закреплено в Программе РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903).

Марксистско-ленинское учение о диктатуре пролетариата блестяще подтвердилось на примере первой страны социализма - Советского Союза, опыт которого обогатил теорию диктатуры пролетариата новыми идеями и выводами.

В.И.Ленин указывал, каков должен быть критерий оценки подлинной коммунистичности той или иной партии: «Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще не выходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов – значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма»

Государство, как аппарат насилия одного класса над другим, существовало не всегда. В период первобытнообщинного общества, когда средства производства считались собственностью всей родовой общины и когда не было разделения общества на классы, не существовало и государства. Ленин отмечал, что в первобытном обществе господствовали «обычаи, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода», но нигде нет «особого разрядалюдей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковыми являются в настоящее время... вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию, – то, что составляет сущность государства»

В период социалистической революции рабочий класс экспроприирует класс капиталистов и обращает все средства производства в общественную собственность. Но прежде чем экспроприировать эксплуататоров,рабочий класс должен взять в свои руки политическую власть и установить свое господство – диктатуру пролетариата. Рабочему классу необходимо государство, прежде всего, для того, чтобы подавить сопротивление класса капиталистов. «Пролетарское государство есть машина для подавления буржуазии пролетариатом, а такое подавление необходимо в силу того бешеного, отчаянного, ни перед чем не останавливающегося сопротивления, которое оказывают помещики и капиталисты, вся буржуазия и все ее приспешники, все эксплуататоры, когда начинается ее свержение, когда начинается экспроприация экспроприаторов» (В.И.Ленин. ПСС, т. 37, с. 457).

Главное в диктатуре пролетариата – это строительство нового социалистического общества, это руководство рабочим классом всеми непролетарскими трудящимися массами в деле строительства социализма. Рабочему классу нужно государство не только для того, чтобы подавить сопротивление эксплуататоров, но и чтобы объединить все трудящиеся и эксплуатируемые массы в деле строительства социализма, чтобы «вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии» (В.И.Ленин. ПСС, т. 33, с. 26)

«Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма»

 

27. Учение В.И.Ленина о «партии нового типа»

Возникновение и деятельность Коммунистической партии Советского Союза неразрывно связаны с именем В. И. Ленина, ее основателя и вождя. Многие годы Ленин руководил партией; он вооружил ее великим идейным оружием, разработал проверенные жизнью стратегию и тактику партии, ее программу и политику, выработал твердые нормы партийной жизни и принципы партийного руководства. Ленин указал партии ее великую историческую миссию — быть политическим вождем, организатором и руководителем рабочего класса, широких масс трудящихся, возглавить их борьбу за построение коммунистического общества

В Коммунистической партии Советского Союза Ленин видел олицетворение всего передового, лучшего, что есть в рабочем классе. Он вдохновенно писал о партии: «...Ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи...»

Ленинская концепция партии "нового типа" зиждется на нескольких идеях, лаконично сформулированных основателем большевизма:

а)"Без революционной теории не может быть и революционного движения” ;

б)"Классовое политическое сознание" не может "вырасти из" стихийности, а "может быть принесено рабочему только извне"66;

в)"Стихийная борьба пролетариата не сделается нестоящей "клас­совой борьбой" его до тех пор, пока эта борьба не будет руководима крепкой организацией революционеров"67.

И квинтэссенцией ленинского учения о партии является его зна­менитый парафраз слов Архимеда: "Дайте нам организацию революцио­неров - и мы перевернем Россию!

Находясь в ссылке в селе Шушенском, Ленин тщательно продумал план создания партии и изложил его в ряде статей: «Наша программа», «Наша ближайшая задача», «Насущный вопрос». Уже тогда он пришел к выводу, что решающую роль в создании пролетарской партии должна сыграть общерусская политическая газета, за организацию которой он взялся сразу же после возвращения из ссылки.

Коммунистическая партия строилась Лениным в переломный момент международного рабочего движения, когда капитализм вступил в свою высшую и последнюю, империалистическую стадию, превратился в капитализм паразитический, умирающий, когда пролетарская революция стала вопросом непосредственной практики.

Россия в тот период была узловым пунктом всех противоречий империализма. Центр революционного движения к началу XX века из Западной Европы переместился в Россию. В России поднималась величайшая народная революция, во главе которой стоял революционнейший в мире пролетариат, имевший союзника в лице крестьянства. Всем ходом исторического развития русский рабочий класс выдвигался на самые передовые позиции международного рабочего движения. Эту великую авангардную роль русского рабочего класса Ленин предвидел еще в 90-е годы. Он пророчески писал, что русский пролетариат встанет во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и пойдет прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции.

Создание боевой, революционной пролетарской партии, партии нового типа, способной на практике осуществить идеи революционного марксизма, повести рабочий класс к социалистической революции, было невозможно без непримиримой борьбы с оппортунизмом не только в российском, но и в международном рабочем движении.
Потребовалось десятилетие непримиримой борьбы Ленина с либеральным народничеством и «легальным марксизмом», с оппортунизмом «экономистов», с кустарничеством и кружковщиной для того, чтобы сплотить и воспитать кадры марксистов и создать марксистскую партию в России. С самого начала своей деятельности Ленин вел эту борьбу, вскрыл социальные корни оппортунизма, разоблачал его предательскую суть, показывал различные формы его проявлений в разных странах. Ленин позднее писал в одном из писем: «Вот она, судьба моя. Одна боевая кампания за другой — против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т. д. Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы сей судьбы на «мир» с пошляками».

Неутомимая борьба Ленина против оппортунистов всех мастей имела неоценимое значение для боевого воспитания рабочего класса в духе революционного марксизма, для создания и укрепления партии. Ленин вел линию на организационный разрыв, раскол с оппортунистами; политику «мира» с ними, как это было, например, в немецкой социал-демократии, он рассматривал как измену делу пролетариата. Эта линия была определена Лениным еще при создании газеты «Искра». Он писал: «Прежде чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться» .
Величайшая заслуга Ленина состоит в том, что он первый в истории марксизма всесторонне разработал учение о партии .


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!