Контроль за статическими позами.



Эмоциональное состояние влияет на то, как мы сидим, лежим, стоим. Когда мы слишком возбуждены, нам бывает трудно просто сохранить нашу обычную позу. Мы переминаемся с ноги на ногу, сутулимся, не знаем, куда деть руки.

Чтобы нормализовать эмоциональное состояние, следите за статическими позами. Проверьте себя «Как я стою (лежу, сижу)? Постарайтесь чтобы ваши позы были удобными, красивыми, адекватными в данной ситуации

Таковы основные приёмы саморегуляции эмоций путем контроля и управления внешними проявлениями эмоций - приемы достаточно простые и весьма эффективные, а значит, вполне способные нам здорово помочь в нужный момент.

Хочется отметить, что эти приемы - не просто волевая задержка внешних проявлений, страха, растерянности и т.д. Волевая задержка- это когда мы, стиснув зубы и сцепив пальцы рук, не позволяем себе высказать обидевшему нас начальнику все что мы про него думаем. Волевая задержка - это когда мы в скверном состоянии улыбаемся знакомым и говорим что у нас все хорошо. Волевая задержка - это вентиль, перекрываем клапан - эмоции наружу не выходят, а давление растет. Если так будет долго продолжаться, может взорваться котел, произойдет срыв: эмоциональный, а то и телесный (соматические заболевания) - от депрессии до инфаркта(грубо говоря).

А вот приемы контроля за внешними проявлениями эмоций, о которых рассказано выше - это способы снижения давления в котле с эмоциями, это открывание клапана. Это продуктивное отреагирование своих эмоций. Применение этих методов не принесет вреда, а будет по настоящему полезным и эффективным.

Приемы можно использовать как порознь, так и в сочетании друг с другом. В первую очередь держите наготове «золотую пару»: контроль над дыханием и контроль над тонусом мышц лица и рук. В дополнении к ним - все остальное. Понаблюдайте за собой. Проследите, в чем у вас ярче проявляются сдвиги эмоционального состояния? В речи и голосе? в движениях? в позах? Контролируйте особенно внимательно именно то проявление эмоции, которое характерно для вас и все у вас получится.

 

На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства осуществляется переход из юношеского спорта во взрослый, когда спорт становится главным делом жизни. Основное внимание в психологической подготовке уделяется: совершенствованию волевых черт характера ,сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления , способности к нервно-психическому восстановлению.

Среди проблем и трудностей спортсменов, возникающих на данном этапе спортивной подготовки, можно отметить нарушение межличностных отношений тренер- спортсмен. В связи с взрослением спортсменов и приобретением ими собственного опыта и взгляда на тренировочный и соревновательный процессы часто нарушаются сложившиеся в юношеские годы взаимоотношения с тренерами, которые продолжают полностью контролировать жизнь своих учеников в спорте и вне его. В результате каждый четвертый спортсмен меняет тренеров из-за ухудшения взаимоотношения с ними.

В эмоциональной сфере, как правило, возникает усиление страха неудачного выступления на крупных соревнованиях, боязнь не реализовать себя, появляется страх конкретного соперника, «чужого поля», боязнь получить травму. У некоторых спортсменов проявляется «звездная болезнь». С этой интересной темы, пожалуй, и стоит начать.

 

 Наверно каждому человеку знакома такая ситуация, когда успешно добившись какой-либо цели, мы радуемся и чувствуем, что уж теперь за что не возьмемся нам «море по колено». При этом нас переполняют положительные эмоции, гордость за самих себя и что тут лукавить на остальных людей, начинаем смотреть немного сверху вниз.

Всё это естественная, нормальная реакция человека на успех и здесь самому главному изменению подвергается наша самооценка.

Самооценка тесно связана с нашим поведением, достижениями в жизни. Самооценка - динамичная характеристика, то есть вполне нормально, когда её уровень понижается после какой-либо неудачи и наоборот, её уровень повышается при успешном выполнении какой либо задачи.

Применительно к спорту, та же самая аналогия. Победа на значимых соревнованиях – эмоциональный подъем, повышение уровня самооценки и наоборот.

В принципе такое поведение можно наблюдать у любого спортсмена, каждый через это проходит, такие поведенческие реакции никому не мешают, наоборот, положительные эмоции лишь вдохновляют его и тренера на новые победы. Но иногда эмоциональные и поведенческие реакции после победы могут быть чрезмерно выраженными, соответственно и уровень самооценки становится неадекватно завышен и спортсмен как бы застревает в таком состоянии, что, несомненно, откладывает отпечаток на его поведение.

Нарушается взаимодействие с другими коллегами по команде, с тренером. Обычно про такого спортсмена говорят, что его одолела «звездная болезнь».

 

Как проявляется «звездная болезнь»?

Признаки нездоровой «звездности» довольно очевидны для окружающих. Такой спортсмен стремится демонстрировать и реально обустроить свою «независимость», «автономность», обособленный, привилегированный статус в группе, в которой он формально занимает такую же должность, как и другие. «Звезда» может с легкостью нарушать сложившиеся устои (к примеру, режим тренировочного процесса) и требует к себе особого отношения.

Высокомерие в свою очередь порождает негативное отношение коллег к «заболевшему» — это ответная реакция на его взгляды «сверху вниз» и на его презрение к менее успешным спортсменам.

Так что, ухудшение морально-психологического климата — еще один косвенный признак того, что в коллективе правит «звезда» [20].

Как правило выделяют несколько причин «звездной болезни»:

§  личностная предрасположенность (завышенная самооценка, амбициозность);

§  нереализованность амбиций человека в других сферах жизни;

§  нарушение в процессе получения «обратной связи» (перехвалили, недооценили);

§  культивирование чрезмерной конкуренции (оцениваются преимущественно индивидуальные, а не командные результаты);

§  дефицит высококлассных спортсменов;

§  стремительный карьерный рост в спорте, при определенной эмоциональной и профессиональной незрелости (возраст спортсмена) .

 

Поэтому, когда взаимодействие «звезды» со значимыми людьми (тренер, команда) приобретает разрушительный, деструктивный характер, следует предпринимать срочные меры. В идеале, такие моменты следует предупреждать, проводить профилактику, чтобы выявить «заболевание» в начальной стадии.

 Тренеру необходимо учитывать следующие рекомендации по профилактике и непосредственной работы с завышенной самооценкой у спортсменов.

В спортивной психологии есть такой подход к определению «звездной болезни»- как не пережитое ощущение победы, т.е. в момент своего звездного часа спортсмен в силу разных причин подавил в себе эмоции, логично возникающие после успеха. Радость, счастье, эйфория остались неотреагированными, и понятно, что такие подавленные эмоции рано или поздно всплывут потом, и выльются в эту самую «звездную болезнь» [36].

 Поэтому важно, чтобы тренер либо другие значимые люди не пресекали попытки бурного всплеска эмоций после победы у своих спортсменов, наоборот грамотнее здесь будет поспособствовать выходу этих эмоций , порадоваться вместе с ними и к примеру можно устроить своим подопечным поход в кинотеатр для просмотра понравившейся им картины.

Также тренер должен учитывать, что добившись поставленной задачи, спортсмен поднимается на ступеньку выше в своей спортивной карьере. Задачи которые он выполнял прежде - теперь для него не так актуальны , не так интересны. Если это не учитывать то на тренировках можно будет наблюдать пассивного, попустительски- незаинтересованного в тренировочном процессе спортсмена. Часто это случается потому, что тренер предъявляет к нему те же требования ,что были и до крупной победы, а спортсмен уже «перерос», ему требуется что-то посложнее, соответствующее его новому уровню.

     Отсюда следует что, при повышении уровня мастерства спортсмена, необходимо повышать и требования к нему, ставить более усложненные спортивные задачи. Здесь можно провести аналогию со школой, давайте вспомним, что как правило большинство учителей «бьются» с двоечниками и троечниками, напрочь забывая отличников, а отличники в свою очередь скучают на уроках, их высокие способности принимают как должное. Общая для всех школьная программа для них слишком проста, учителя часто упускают это из вида, вместо того чтобы поставить задачу, соответствующую уровню развития ребенка.

   Еще один прием при работе с завышенной самооценкой, который нужно использовать очень аккуратно. Намерено ставить спортсмена «звезду» на такие соревнования, где он в 90 % случаях потерпит поражение. Такой прием используется в практике очень редко, как правило такому воздействию подвергаются те спортсмены, на которых более мягкие методы не оказали продуктивного влияния.

Если продолжать тему сложностей, касающихся эмоциональной сферы спортсменов, на этапе высшего спортивного мастерства, то отдельными пунктами следует рассмотреть боязнь получения травмы, пути поддержания спортивной формы из-за длительного отсутствия тренировочных нагрузок (в силу различных причин), а так же методы восстановления после длительных нагрузок и методы совершенствования технических навыков.

 Все перечисленные пункты связывает между собой одно слово – идеомоторика . Его скорее даже следует рассматривать не как объединяющее понятие, а система- методика, при помощи которой можно решить перечисленные выше трудности. Но для начала кратко разберемся с содержанием данного понятия.

"Идеа" - слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея, то есть, таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга. "Моторика" - слово латинского происхождения и означает "движение". Любое движение начинается в головном мозгу в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его "картинка") переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы и т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу. Почему так происходит?

Лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, этого не замечая, производите". Следовательно, мысленное представление движения автоматически порождает едва заметные сокращения и расслабления в соответствующих мышечных волокнах. На глаз эти микропроцессы не заметны. Но есть очень простая возможность убедиться в их реальном существовании. Для этого нужно провести эксперимент, взять обычную нитку длиной около метра, привязать к одному ее концу грузик весом в 5-15 граммов (например, колечко, небольшой ключик или винтик), а другой конец намотать на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (правой - у правшей, левой - у левшей). Намотать так, чтобы расстояние между пальцем и грузиком было приблизительно 70-80 сантиметров. После этого надо вытянуть прямую руку перед собой на уровне плеча и уравновесить груз. А затем, спокойно сосредоточившись на висящем предмете, мысленно представить, что он начинает раскачиваться, как маятник: слева-направо, справа-налево.  И буквально через несколько секунд, груз действительно придет в соответствующее движение. Его можно изменить - представить, например, что грузик движется вперед-назад или вращается по кругу и он начнет двигаться по заданной мыслью траектории [4].

 Между прочим, по размаху раскачиваний можно судить насколько хороши связи между мозгом и мышцами у данного спортсмена. Если расстояние между крайними точками маятникообразных движений составит около метра, такая связь по пятибалльной системе оценивается на "пятерку". Если же это расстояние будет около 5 сантиметров, то тут оценка уже "единица" и т. д.

Продолжим эксперимент и начнем громко произносить слова, согласно движениям грузика - "влево-вправо, влево-вправо..."- и амплитуда движении сразу же увеличится. Следовательно, с помощью слов мы можем усилить движение, сделать его более определенным и выразительным - это очень важное положение, в дальнейшем будет рассказано о том как использовать речь в совершенствовании техники движений.

Эта информация, касающаяся идеомоторики, используется в настоящее время для проведения идеомоторной тренировки - это репетиция двигательной задачи, при отсутствии движений.

Идеомоторная тренировка проводится очень просто, но требует большой концентрации внимания: спортсмен старается как можно точнее мысленно воспроизвести образ нужного идеального движения, при этом эффективность тренировки возрастает, если будет присутствовать словесное проговаривание элементов. Например, словесные обозначения элементов действий, составляющих модель идеального выстрела из лука [6]:

1.Ноги свободные, колени назад, прочно стою на подошвах, опираясь на носки.
2. Туловище свободное, спина прямая, легкий наклон вперед.
3. Лук в расслабленных руках.
4. Левая выходит в линию плеча, закрепляется в замок.
5. Правый локоть выведен чуть выше и т.д.

 

При формировании мыслительного образа важно представлять себя в настоящем моменте действия, а не так, как будто видишь себя со стороны, наблюдаешь за собой как зритель – это неправильно, так как зрительные мысленные представления (образы движений, видимые "со стороны"), обладают очень слабым тренировочным эффектом.

Идеомоторную тренировку можно использовать в различных случаях: спортсмен получил травму и не имеет возможности для физической тренировки, совершенствование техники элемента, знакомство с новым элементом, страх перед выполнением сложных комбинаций движений, исправление ошибок неправильно усвоенных движений, запоминание последовательности элементов (например, в художественной гимнастике, в процессе выступления спортсменки могут забывать нужную последовательность элементов, идеомоторная тренировка позволит избежать этих неточностей).

В целом, основываясь на закономерностях идеомоторики, сделаем выводы и пропишем общие рекомендации тренерам, которые они могут учитывать при использовании идеомоторной тренировки.

· Чем точнее мысленный образ будущего движения, тем оно будет точнее при его реальном физическом исполнении.

 Поэтому начальная задача тренера - любыми доступными ему средствами и способами заложить в сознании ученика предельно точный мысленный образ нужного движения, элемента. Если тренер может сам продемонстрировать это движение - прекрасно! Но если не в состоянии, он может обратить внимание ученика на то, как нужный элемент спортивной техники выполняет высококвалифицированный мастер (видео материал, демонстрация элемента приглашенным мастером, наглядные пособия и т.д.). Наблюдая за качественным выполнением данного движения, обучающийся должен запомнить его настолько хорошо, чтобы затем суметь уже самостоятельно мысленно его представить в самом наилучшем варианте, причем несколько раз подряд, не теряя необходимой точности. Здесь необходимо отметить и роль обратной связи, если спортсмен получает указания о допускаемых ошибках, то усваивание движения происходит лучше. Для этого используют обычно видеосъемку выполняемого элемента спортсменом, с последующим анализом выступления.

 

·         Благодаря идеомоторной тренировке можно рассеивать страхи спортсменов, связанные с выполнением опасных элементов, а также технически совершенствовать сложные «неподдающиеся» выполнению элементы, элементы в которых спортсмен часто совершает ошибки. Здесь, повторим еще раз, очень важно заложить правильный, идеальный образ движения настолько прочно, чтобы этот предельно точный мысленный образ спортсмен мог представить в любой момент и столько раз, сколько потребуется, не ошибаясь. Почему это так важно?

Дело в том, что любое произведенное физическое действие оставляет в памяти соответствующий след. От точного движения след в памяти точный, а от плохо выполненного - плохой. Если же неточных движений много, они подчас настолько "засоряют" мозг, что становятся доминирующими в сознании спортсмена, после чего очень трудно в таком "засоренном" мозгу создать точный образ нужного движения - вместо точного движения невольно начинает представляться такое, которое было заучено неправильно. И требуется немало времени и специальных усилий, чтобы утвердить в сознании мысленный образ нужного движения в его идеальном исполнении.
     Неправильные движения делать легче, чем точные, особенно на первых этапах освоения того или иного элемента спортивной техники. Это положение крайне важно учитывать при работе с детьми-спортсменами, ибо они очень восприимчивы к овладению движениями, но им в силу их повышенной эмоциональности, думается, что всё получится сразу и хорошо. И, торопясь поскорее выполнить полученное задание, они быстро приступают к делу, особенно не задумываясь над качеством своих действий. Но некачественные действия легко и прочно фиксируются в памяти юных спортсменов со всеми проделанными ошибками, ликвидировать которые бывает подчас очень непросто.

Поэтому тренеры с первых шагов обучения должны основное внимание обращать на то, как нужное движение выполнять правильно. Предположим, нужно научить точным штрафным броскам в баскетбольную корзину. Неграмотно поступит тот тренер, который даст мяч юному ученику и скажет - начни бросать и бросай, пока не начнет получаться. Если броски не пойдут сразу, а так и получается чаще всего поначалу, мозг обучающегося буквально заполнится следами неточно произведенных действий и потом потребуется очень много времени, чтобы сделать броски точными и стабильными. Причем, как показывает практика, в экстремальных условиях соревнований следы неверно заученных движений начинают, как бы всплывать в сознании, и промах следует за промахом, так как, повторим - плохо делать что-либо гораздо легче, чем хорошо.

· Если у вашего ученика не получается то или иное движение, не раздражайтесь, а "загляните ему в мозг" и посмотрите, есть ли там точный мысленный образ изучаемого элемента спортивной техники (попросите его проговорить отдельные элементы движения). Как правило, правильного образа там не окажется, а обнаружится тот неверный мысленный образ, который, родившись в результате использования метода "проб и ошибок", не позволяет произвести нужное движение качественно. Поэтому - никогда старайтесь не посылать ученика на попытку, пока не убедитесь, что он может мысленно представить предельно точный образ того движения, которое от него требуется. Причем сделать это несколько раз подряд, не теряя точности образа.

· Там, где физическое выполнение действий осуществляется качественно, там нет необходимости многократно повторять одно и то же. Идеомоторная тренировка позволяет, например, для закрепления мастерства на должном уровне делать всего лишь 50- 60 попаданий баскетбольного мяча в кольцо , при норме, допустим - 100 попаданий подряд. Это сокращает вдвое психофизическую нагрузку и возможность травм (акробатика или художественной гимнастика), а также оставляет немало времени для других занятий. Это обстоятельство следует особо учитывать при работе с детьми спортсменами, так как увлечение тренеров большими нагрузками нередко приводит к тому, что юные спортсмены начинают страдать от хронической усталости и теряют интерес к дальнейшим тренировкам.

· Фактор, обеспечивающий точность движений - высокая подготовленность исполняющего аппарата к физической реализации именно того элемента спортивной техники, который осваивается или совершенствуется. Если же мышцы и суставы окажутся не готовыми для реализации мысленного образа движения, что может привести к травмам в опорно-двигательном аппарате.

Таковы основные закономерности при использовании возможностей идеомоторики в повседневной работе тренеров со спортсменами. Дополним, что предварительное представление и проговаривание разучиваемого действия, в сочетании с практическим его выполнением будет здесь наиболее эффективным . А если же выполнять идеомоторную тренировку формально или думать при этом о другом, например, о соперниках или результатах, мыслительные действия не принесут желаемой пользы.

Когда особенности идеомоторики аккуратно используются на каждой тренировке, то на достижение желаемых результатов уходит, в среднем вдвое меньше времени, чем при совершенствовании спортивной техники методом "проб и ошибок". А это огромное облегчение в наше время, когда столь высоки психические и физические нагрузки, испытываемые как спортсменами, так и тренерами.

Теперь поговорим о физических нагрузках и восстановительных процедурах после активных тренировок и соревнований. Умение расслабиться — естественный рефлекторный процесс — многим спортсменам непосильно в наше время, когда одна перегрузка накладывается на другую, один стрессор заменяет другой. Эта задача особенно актуальна для групп спортивного совершенствования- где тренировки занимают большую часть времени. Уже двадцать лет назад журналист Дж. Д. Ратклифф, специализирующийся в области медицины, писал, что психические перегрузки уносят больше жизней, чем все болезни, вместе взятые. Эту мысль можно переформулировать и так: нас убивает отсутствие разгрузки и неумение расслабиться.

Для того чтобы самостоятельно управлять  процессами организма и психики существует множество способов саморегуляции. Наиболее эффективным и доступным для тренеров и спортсменов является релаксационная тренировка (релаксация).

Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

В основе теории релаксации лежит утверждение, что разум и тело (физическое и психическое) человека крепко взаимосвязаны. Человек в состоянии нервного напряжения испытывает и мышечное напряжение. И наоборот: человек в состоянии мышечного напряжения начинает испытывать и напряжение умственное. Следовательно, для того, чтобы расслабить тело, нужно расслабить разум (и наоборот); а психическое расслабление ведёт к расслаблению физическому, мышечному. Воплощением этого вывода и занимается релаксация.

 

 Релаксация позволяет:

 

1. Развивать концентрацию внимания,(путем переключения внимания на различные части тела).Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, не обращая внимания а болельщиков и др. очень важно ,например, перед соревнованиями

 2.Совершенствование двигательных навыков, снижение их энергоемкости (релаксация позволяет лучше чувствовать свое тело, снимать зажимы в тех мышцах, которые не должны участвовать в выполнении какого- либо элемента.).

3.Успокоиться, эффективно снять физическое и психиче­ское напряжение, что имеет огромное значение для профи­лактики переутомления, профилактике заболеваний, источником которых является стресс (здесь можно порекомендовать данную процедуру и самим тренерам).

4.Быстро отдохнуть. Восстановление сил при релаксации идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки.

5. Снизить чувствительность к болевым ощущениям (например при растяжке или спортивных травмах).

Релаксационная тренировка проводится следующим образом:

Продолжительность -10-20 мин. Проводить либо самостоятельно, заранее обучив спортсменов, либо под руководством тренера ил психолога.

 

1. Примите удобную позу и представьте место где бы вам было спокойно и приятно ( у кого –то это пляж, у кого- то поляна в лесу или снежные равнины). Поза - сидя с опущенной головой округленной спиной или лежа на спине.

2. Сделайте несколько глубоких медленных вдохов и просканируйте внутренним взором свое тело, расслабляя каждую частичку своего тела, начиная от рук и ног.

К примеру:

Отдыхают мышцы обеих рук: пальцы, кисти, предплечья, плечи, мышцы плечевого пояса и груди...

Ноги начинают расслабляться и теплеть: стопы, голени, бедра, ягодичные мышцы.

Мышцы ног полностью расслаблены...

Живот стано­вится мягким…

Отдыхает каждый позвонок, мышцы спины полностью расслаблены...

Расслабьте мышцы грудной клетки…

Отдыхает лицо: лоб становится гладким, веки, мышцы глаз…

Расправляются мор­щинки на щеках, у глаз, у носа. Губы становятся мягкими …

Мышцы всего тела полностью расслаблены... Каждая клеточка вашего тела отдыхает и накапливает силы и энергию[5].

3.После полного расслабления всего тела мысленно проговорите любое из предложенных утверждений или придумайте свое.

· Я прекрасно отдохнул (а)

· У меня хорошее самочувствие и настроение!

· Я ощущаю бодрость и силу во всем теле, ощущаю душев­ный покой.

 

Ю. Г. Коджаспиров предлагает оптимизировать расслабление и эмоциональное предстартовое состояние спортсменов с помощью музыкального воздействия [24].Он выделяет три вида музыки в зависимости от ее функционального предназначения: отвлекающая, расслабляющая и мобилизующая. Задача отвлекающей музыки состоит в переключении внимания спортсмена с тяжелых и тревожных предстартовых переживаний на приятные и нейтральные мысли. При подборе музыкального материала предварительно определяются музыкальные вкусы данного спортсмена. Задача расслабляющей музыки заключается в дальнейшем понижении тревожности с помощью музыкальной стимуляции мышечного расслабления. Используется лирическая музыка с нежной, как бы льющейся мелодией, способствующей непроизвольному расслаблению нервно-мышечной системы. Звучание музыки должно быть негромким, без резких перепадов громкости звука. Можно использовать природные звуки – шелест листвы деревьев, пение птиц, плеск морских волн и т. п. Сеанс длится 20 минут, после чего делается часовой перерыв. Затем наступает третий этап с использованием мобилизующей музыки. Ее задачей является повышение соревновательной готовности спортсмена. Эта музыка помогает спортсмену приобрести уверенность в себе. Продолжительность сеанса 20–25 минут. По характеру эта музыка – бодрые марши, спортивные или военные песни.

Тренер и психолог, смогут использовать предложенные приемы в подготовке спортсменов для формирования у них умений быстро восстанавливать силы в периоды интенсивных физических нагрузок, снимать избыточное нервно-психическое напряжение перед соревнованиями.

 

Заключение

Почти каждый год вносит что-то новое в теорию и методику психологической подготовки спортсменов. Нередко в моду входит что-то, уже ранее применявшееся и забытое. Знание основ психологической подготовки спортсменов необходимо тренеру для эффективного выстраивания учебно-тренировочного процесса. Знание психологии необходимо и самим спортсменам, которые должны предвидеть свои технические реакции и психологическое состояние соперников в зависимости от того или другого поворота соревновательной ситуации и точно учитывать их при решении тактических задач.

Только, осуществляя психологическое сопровождение, с учетом этапов спортивной подготовки,  в органическом единстве с физической, технической и тактической подготовкой, можно рассчитывать на то, что такой подход поможет тренеру и  спортсменам в процессе тренировок и соревнований.

Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С Возрастная психология. М.,1997.

2. Аверьянов Л.Я.Хрестоматия по психологии. М., 2000.

3. Акимов Л.Н . Психология спорта. Курс лекций Одесса, 2004 .

4. Алексеев А. В. Система АГИМ: путь к точности- М.,2000.

5. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса-М.,2004.
6. Алексеев А. В. Психологическая подготовка в теннисе.- Ростов: «Феникс»,2005.

7. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.

8. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко Изд. 2-е, перераб., доп. - 480 с.

9. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.

10. Виру А.А. Регуляция мобилизации возможностей организма. Проблемы спортивной тренировки : 11. Материалы научно-методической конференции республик Прибалтики и Белоруссии. - Минск, 1982.

12. Вяткин Б.А . Роль темперамента в спортивной деятельности - М.; "Физкультура и спорт"; 1978.

13. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981.

14. Виру А.А. Аэробное упражнения .- М.: Физкультура и спорт.

15. Головин С. Ю. Словарь практического психолога, 1998.

16. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.-М.: «Физкультура и спорт»,1986.

17. Жаров К.П.Волевая подготовка спортсменов.-М.: «Физкультура и спорт», 1976.

18. Загайнов Р.М.Ради чего? Записки спортивного психолога. -М.: Совершенно секретно,2005.

19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 502 с.

20. Ильин Е. П. Психология спорта - СПб: Питер, 2009.

21. Киселев Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога в спорте. – :СпортАкадемПресс,2002.

22. Клещев В.Н. Кикбоксинг. Учебник для вузов. ГРИФ.

23. Коджаспиров Ю.Г. Секреты успеха уроков физкультуры. 1 - 11 кл.2005.

24. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Коджаспиров Ю.Г. - М.: ФиС, 1987.

25. Коларова З.И.Нервная система и спорт.-М.: «Физкультура и спорт»,1968.

26. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. -М.: «Физкультура и спорт»,1978.

27. Марищук В.Л., Блудов Ю.М.,Серова Л.К. Методика психодиагностики в спорте.: Учеб.пособие для студентов- М.: Просвещение,1990.

28. Мартене Р.Социальная психология и спорт.-М.: «Физкультура и спорт»,1979.

29. Некрасов В.П., Худадов Н.А. Психорегуляция в подготовке спортсменов.- М.:«Физкультура и спорт»,1985.

30. Пилоян Р.А Мотивация спортивной деятельности. -М.: ФиС, 1984.

31. Практикум по спортивной психологии /Под ред.Волкова И.П.-СПб.:Питер,2002.

32. Психология спорта высших достижений: Учебное пособие для институтов физической культуры /под ред. Джамгарова Т.Т.,Пуни А.Ц.- М.:«Физкультура и спорт»,1979.

33. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта.М.:ФиС,1959.

34. Родионов А.В. Психофизическая тренировка.-М.:ТОО «Дар»,1995.

35. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. СПб., 2003.

36. Таймазов Р.А., Голубь Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции).-СПб.: Олимп,2004

37. Тарас А.Е. Психология спорта: Хрестоматия-М:АСТ,2005.

38. Ханин Ю.Л.Стресс и тревога в спорте: Международный сб.-М.: Физкультура и спорт,1983.

39. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: Учебное пособие.- М.: Советский спорт,2003

40. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте.– М.: Физкультура и спорт, 1985.

41. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт,1980.

42. Weiss P. Sport: a Philosophic Inquiry. Carbondale: Southern Illinois Press.1969.

 

Приложение 1

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л.Ханина.

Цель: исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная, ситуативная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики ( личностная тревожность). Время тестирования - 20-25 минут.

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м).

 

Текст методики ШРЛТ

Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно:

  Вы спокойны 1 2 3 4
  Вам ничто не угрожает 1 2 3 4
  Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4
  Вы испытываете сожаление 1 2 3 4
  Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4
  Вы расстроены 1 2 3 4
  Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
  Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4
  Вы встревожены 1 2 3 4
  Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения        1 2 3 4
  Вы уверены в себе 1 2 3 4
  Вы нервничаете 1 2 3 4
  Вы не находите себе места 1 2 3 4
  Вы взвинчены 1 2 3 4
  Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4
  Вы довольны 1 2 3 4
  Вы озабочены 1 2 3   4
  Вы слишком возбуждены и Вам не по себе 1 2 3 4
  Вам радостно 1 2 3 4
  Вам приятно 1 2 3 4

 

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда.

 

  Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4
  Вы быстро устаете 1 2 3 4
  Вы легко можете заплакать 1 2 3 4
  Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1 2 3 4
  Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения 1 2 3 4
  Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4
  Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1 2 3 4
  Ожидание трудностей очень тревожит Вас 1 2 3 4
  Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4
  Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4
  Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
  Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
  Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4
  Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
  У Вас бывает хандра, тоска 1 2 3 4
  Вы бываете довольны 1 2 3 4
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас 1 2 3 4
  Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4
  Вы уравновешенный человек 1 2 3 4
  Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах 1 2 3 4

 

Обработка данных.

Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:

СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =

 

ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:

ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =

Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46... – высокая тревожность.

Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.

 


Приложение 2


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!