Философия в период династий Хань



Во II в. до н. э. на смену династии Цинь пришла династия Хань,

при которой наступила стабилизация социальной жизни и экономический

подъем, а наивысшего расцвета династия Хань достигла при императоре

У-ди (141 - 87 гг. до н.э.). Наблюдался заметный прогресс в области

науки, техники, культуры, который сыграл важную роль и в развитии фи-

лософии. В частности, на смену теории управления на основе закона при-

ходит понимание того, что необходимо одновременное использование в уп-

равлении обществом и государством методов, основанных как на этикете,

так и на законе.

Эту точку зрения в наиболее полном виде сформулировал Дун Чжун-

шу (ок. 179 - 104 гг. до н. э.), который включил ее в учение школы

конфуцианства. В результате "учение служилых" превратилось в перерабо-

танное и заново воссозданное. Новое конфуцианство в большой мере стало

приспособленным к современным ему общественным условиям и сделалось

официальной идеологией. Являясь основным обновителем конфуцианства,

Дун Чжуншу обожествил Конфуция и придал его учению теологический ха-

рактер. Он включил в обновленную доктрину положения, содержащиеся в

учениях легистов и других школ, которые отвечали интересам феодальных

правителей.

Доказывая божественное происхождение власти правителей, его тео-

рия обосновывает необходимость применения в управлении не только поощ-

рений и наказаний, но также перевоспитания на основе добродетели. Од-

нако в отношении народа позиция Дун Чжуншу заключается в применении к

нему методов насильственного подавления. Поэтому не случайно император

Уди принял предложение Дун Чжуншу об искоренении всех других религий,

кроме "учения служилых". После чего конфуцианство и превращается в

официальную философию.

Видным мыслителем ханьского периода был Ван Чун (27 - ок. 100

н.э.). Он не принадлежал ни к одной из философских школ, хотя в его

учении заметно влияние идей даосизма и идей о взаимодействии темного и

светлого начал (инь и ян). Ван Чуна можно отнести к так называемым во-

инствующим материалистам и атеистам. Оригинальный мыслитель и умелый

полемист, он выступил с критикой идеализма вообще и конфуцианства в

частности.

Источником познания мира Ван Чун считал чувственное восприятие,

созерцание реальности материального мира. Знание не дается от природы

и от рождения, а приобретается в процессе обучения. Всякое знание ос-

новано на соответствии наших чувств окружающей человека реальности.

Поэтому даже те учения, которые приятно воспринимаются на слух, пола-

гает он, будут отвергаться людьми, если они противоречат человеческому

опыту и практическим результатам.

Будучи материалистом, Ван Чун и развитие социальноисторических

процессов рассматривал соответствующим образом. Однако его взгляды по

вопросам истории и общества были в основном вульгарно-материалистичес-

кими. Так, порядок или беспорядок в обществе, состояние его морали, по

мнению мыслителя, определяются количеством имеющегося у населения зер-

на, достатком в пище, которые в свою очередь завися от метеорологичес-

ких условий.

С этим согласуется и его фатализм в объяснении истории, в которой

все заранее предопределено природой. Правитель не играет никакой роли

в истории, и порядок или беспорядок, спокойствие или смута в государс-

тве зависят не от качества управления, а от времен и сезона года. Поэ-

тому "мудрый или немудрый правитель, ясное или запутанное управление

не в состоянии ничего ухудшить или улучшить".

 

Развитие китайской философии в III-Х вв.

 

III-Х вв. в Китае были периодом нестабильности, связанной с раз-

ложением единого государства. Философская реакция на эту социальную

нестабильность выразилась прежде всего в усилении влияния даосизма и

буддизма, а затем и неоконфуцианства.

Даосизм. Изменения в рассматриваемый период в экономической и

политической жизни Китая нашли свое отражение в утверждении концепции

дао - учении о глубочайшем (сюань сюэ). Согласно ему, дао и есть глу-

бочайшее непостижимое или небытие. Появление термина "сюань сюэ" свя-

зано с изречением из сочинения "Лао-цзы": "Переход от одного глубочай-

шего к другому - дверь ко всему сокровенному". Представители этого

учения Ван Би, Пэй Вэй и другие высоко ценили сочинения "Лао-цзы",

"Чжуанцзы" и "Книгу перемен", называя их "тремя глубочайшими".

Учение о глубочайшем исходило из того, что в основе всего сущего

находится небытие. Поэтому должно быть "уважение к небытию" и "непри-

язнь к бытию". И только недеяние, безучастие может' обеспечить челове-

ку согласие с небытием, которым и является дао. Главный принцип управ-

ления, выдвигаемый философами этого направления, поэтому также заклю-

чается в недеянии. Немногочисленные "должны упраалять многочисленными

на основе недеяния". Задача правителей - заставить народ не стремиться

к каким-либо действиям и желаниям, а покорно подчиняться господствую-

щему в это время классу родовых землевладельцев.

Буддизм. В I-II вв. н. э. в Китай проник буддизм, который полу-

чил широкое распространение в IV в. и надолго укоренился в стране.

Распространению буддизма способствовали тяжелые условия жизни и соци-

альные беспорядки. Вместе с тем в руках правителей он стал эффективным

идеологическим средством управления, поэтому правящий класс активно

поддерживал буддизм и способствовал его утверждению. А в IV в. он был

объявлен государственной религией, в результате чего  превратился в

мощную идеологическую силу.

Последователи буддизма всячески поддерживали его основную идею о

неуничтожимости духа, положение о том, что поступки человека в пред-

шествующей жизни неизбежно влияют и на настоящую жизнь, и другие идеи.

Наиболее ярким представителем  китайского буддизма был Хуэй-юань

(638-713). Утверждая, что дух не уничтожается, а существует вечно, он

выступал против материалистического направления в китайской философии.

Буддизм оказал большое влияние на всю культуру Китая.

В конце V - начале VI вв. с критикой буддизма с позиций материа-

лизма и атеизма выступил Фань Чжэнь (ок. 445 - 515). Его философия за-

нимает важное место в истории китайской мысли. Бедность и богатство,

знатность и низкое положение он рассматривал не в качестве результата

кармы, вознаграждения за добрые дела в предшествующей жизни, как это

утверждали буддисты, а как случайные явления, не имеющие к прошлому

никакого отношения. Такая позиция имела большое социальное значение

для критики привилегированного положения родовитых домов.

Неоконфуцианство. Его наступление в Китае было подготовлено в

эпоху династии Тан (618-906). Одним из видных представителей философс-

кой мысли этого периода был Хань Юй (768-824), который усиленно борол-

ся против буддизма и даосизма. В центре его философии проблемы челове-

ческой природы, человеколюбия, справедливости, добродетели, о которых

писали Конфуций и Мэн-цзы.

Хань Юй расширил значение конфуцианского принципа жэнь (человеч-

ность, гуманность) до понятия всеобщей любви. "Любовь ко всем" - это и

есть прежде всего человеколюбие, а проявление его в поступках - спра-

ведливость. Философ критикует буддизм и даосизм за то, что они отрыва-

ют путь (дао) от человеколюбия и справедливости. Оба учения полагает

он, требуют, чтобы человек шел "по пути отказа от своих правителей и

слуг, отказа от своих отцов и матерей, запрещения рожать и растить

друг друга с целью достижения ими так называемой чистой нирваны". Но

такое представление о "пути" человека, по мнению Хань Юя, - это чисто

субъективное, сугубо личное мнение одного человека, а не "общее мнение

всей Поднебесной". Поэтому против таких мнений следует всячески бо-

роться.

Восприняв идеи конфуцианства, Хань Юй утверждает, что управление,

основанное на добродетели, должно быть необходимым и главным средством

регулирования общественных отношений и власти. Вместе с тем он резко

выступает против буддизма и даосизма, которые ведут народ к "отказу от

государства, уничтожению правил, регулирующих отношения между людьми",

к тому, что дети перестают почитать отцов, слуги - правителя, а народ

перестает заниматься делами. Все это, по его мнению, есть яркое выра-

жение "законов инородцев", не совместимых с учением Конфуция и

Мэн-цзы. Не трудно заметить, что Хань Юй своей теорией поддерживал фе-

одальную иерархическую систему Китая, пытался укрепить власть землев-

ладельцев.

Учение Хань Юя оказало глубокое влияние на неоконфуцианство - те-

чение в китайской философии, возникшее при династии Сун (960 - 1279).

В отличие от конфуцианства династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.),

представители которого занимались главным образом комментированием

текстов Конфуция, неоконфуцианцы разрабатывали новые идеи и понятия. В

первую очередь к ним следует отнести такие, как и и ли (должное и за-

кон) и син и мин (природа и судьба). Наиболее видными представителями

неоконфуцианства были Чжу Си (1130-1200), Лу Цзююань (1139- 1192), Ван

Янмин (1472-1528) и другие мыслители. Это течение оставалось господс-

твующим в Китае до 1949 г.

 

                   Вопросы для повторения

 

1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего

Востока?

2. Назовите основные направления и школы древнеинлийской филосо-

фии.

3. Каковы основные положения философии упанишад? В чем состоит

смысл и значение категорий "брахман" и "атман"?

4. Назовите философские системы Индии, признающие авторитет Вед.

Дайте их характеристику.

5. Назовите философские системы Индии, не признающие авторитет

Вед. Дайте их характеристику.

6. Каковы основные направления и школы китайской философии?

7. Каково значение "Книги перемен" для формирования философии

Древнего Китая?

8. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значе-

ние и роль ритуала в его учении?

9. В чем состоят основные положения философии даосизма? Как сле-

дует понимать "недеяние" в этой философии?

10. Назовите основные положения философии легистов.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!