Неортодоксальные школы в индийской философии



Восточная философия

 

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до

нашей эры. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего

в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологи-

ческого мировоззрения к понятийно-философскому мышлению, Мифологичес-

кое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в

единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, чело-

век и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе

человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир

и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с

самим собой.

В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, поня-

тийном освоении мира. Хотя понятно, что на первых порах она еще очень

тесно и непосредственно связана с мифом. Да это и не может быть иначе,

поскольку сама философия зарождается в лоне мифологии и ее образы и

язык во многом почерпнуты из мифологии'. (Не следует, однако, пола-

гать, что в этот период (да и в последующем) мифология полностью вы-

тесняется философией. В действительности даже после возникновения фи-

лософии мифология всегда соседствует с философией, часто переплетаясь

с ней и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая

эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе нахо-

дят свое отражение в философии.).

Переход от мифа к философии был подготовлен целым рядом факторов

социального, экономического и духовного характера: переходом от бронзы

к железу; развитием аграрного и ремесленного производства; разложением

первобытно-общинною строя и возникновением государственных структур и

правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения

труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением элементов

научного знания, которое все больше использовалось в практической жиз-

ни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Названные, общие

для всего Древнего мира предпосылки, дали импульс различным направле-

ниям восточной философии. Рассмотрим два главных из этих направления -

индийскую и китайскую философии.

 

Философия Древней и Средневековой Индии

 

В истории философии Индии выделяют несколько периодов,

деление на которые само по себе достаточно условное. Остано-

вимся прежде всего и главным образом на основных из них, за-

ложивших фундамент всей индийской философии и составив-

ших философскую классику индийской мысли и всей ее культу-

ры, а именно - на ведийском и эпическом периодах. По времени

они охватывают Древнюю и Средневековую Индию.

 

Философия ведийского периода

 

Начало формирования философского мышления в Индии связано с брах-

манизмом, т. е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих дог-

мах брахманизм основывался на ведах (от древнеинд. "веда" - знание,

ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников,

сборники гимнов в честь богов. От слова "веды" происходит и название

этого периода в индийской философии.

Ведийская философия - это учения эпохи разложения первобытно-об-

щинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих

обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начи-

нают развиваться элементы индийской философской мысли. Хотя это и не

была еще философия в собственном смысле. Зачатки философии соседствуют

здесь с суевериями и развиваются в непосредственном конфликты с ними.

Все ведические тексты считаются священными книгами, божественным

откровением наподобие Библии, хотя в своих основных чертах они сложи-

лись, вероятно, уже к середине 1 тыс. до н. э. Подлинными знатоками и

толкователями вед как раз и считались брахманы.

Ведическая литература - это период с II тыс. до VI в. до н. э.

Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа

(сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвен-

ные песни), Атхарваведа (песни и заклинания). Далее следуют 6рахманы

(ритуальные тексты) - комментарии к текстам Вед и араньяки - "лесная

книга", повествующая о жертвоприношениях и названная так потому, что

содержала тексты, предназначавшиеся для отшельников. Заключительная

часть Вед - упанишады (От сцнскр. Upa - рядом и sad - сидеть с учите-

лем.) - содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно

они имеют для философии первостепенное значение.

Философия упанишад. Первоначально упанишады означали сидение

вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот термин стал озна-

чать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единс-

тва всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следствен-

ных связей явлений и т.д. Например, ставились такие вопросы, как: "Где

находится солнце ночью?", "Куда исчезают звезды днем?" и т.д. Но в от-

личие от предыдущих текстов в упанишадах основное внимание уделяется

не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное

внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному

совершенствованию. "Кто мы?", "Откуда мы пришли?". "Куда мы идем?" -

вот характерные вопросы упанишад.

В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман -

универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого

возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брах-

мана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и

вместе с тем противопоставляется атману - индивидуальной душе, субъек-

тивному духовному началу. "Я".

Вместе с тем брахман и атман тождественны, брахман в индивиде

осознает самого себя и тем самым переходит в атман, становится им. В

свою очередь на высшем уровне интуитивного "Я", когда субъект и объект

слиты воедино, атман сливается с брахманом. Таким образом, перед нами

образец диалектического мышления, в частности, утверждение тождества

противоположностей: брахмана как высшего объективного начала и атмана

как субъективного духовного начала. Идея тождества брахмана и атмана,

объекта и субъекта, мировой души и индивидуальной души означает также

возможность их взаимного перехода.

Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упани-

шад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущ-

ностью мира.

С этим связано и учение о сансаре (круговороте жизни) и карме

(законе воздаяния) в упанишадах. В учении о сансаре человеческая жизнь

понимается как определенная форма бесконечного перерождения. А детер-

минируется будущее рождение индивида законом кармы. Будущее человека -

результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествую-

щих жизнях. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может

рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве предста-

вителя высшей варны (сословия): брахмана (священнослужителя), кшатрии

(воина или представителя власти) или вайшьи (земледельца, ремесленника

или торговца). Тем же, кто вел неправедный образ жизни, в будущем уго-

товлена судьба члена низшей варны - шудры (простолюдина) или того ху-

же: его атман может попасть в тело животного.

Поэтому важнейшая задача человека и главная категория упанишад -

освобождение его от "мира объектов и страстей", постоянное нравствен-

ное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством раст-

ворения атмана в брахмане, познания тождества своей индивидуальной ду-

ши с мировой душой. Таким образом, в философии упанишад каждый человек

- "кузнец" своего счастья, вся его судьба зависит от собственного по-

ведения.

Как уже было сказано, познание и самопознание - одна из важней-

ших тем и проблем Упанишад. Но речь идет в первую очередь не о чувс-

твенном и даже не о рациональном познании. Подлинное, наиболее истин-

ное познание состоит в самом глубоком и полном соединении и осознании

тождества атмана и брахмана. И только тот, кто способен осознать это

тождество, освобождается от бесконечной череды перерождений сансары.

Душа такого человека сливается с брахманом и остается в нем навсегда.

Вместе с тем она освобождается от влияния кармы. Это и есть самая вы-

сокая цель и самый истинный путь - "путь богов" (деваяна), в отличие

от обычного пути - "пути отцов". Деваяна достигается благодаря аскезы

и высшему познанию.

Таким образом, в философии упанишад человек (в отличие, напри-

мер, от христианства или ислама) не рассматривается во взаимосвязи с

другими людьми или с человечеством, в целом. И сама человеческая жизнь

здесь мыслится по-иному. Человек - не "венец творения" бога, он также

не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь - бесконечная цепь

перерождений. Но он имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из

цепи рождений и достичь высшей цели - освобождения от бытия. Жизнь,

следовательно, рассматривается как длительный процесс смены различных

жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару,

т. е. избавиться от жизни.

Отсюда и смысл древнеиндийской философии, и характер мировоззре-

ния индийцев был иной, чем на Западе. Она была направлена не на изме-

нение внешних условий существования - природы и общества, а на самосо-

вершенствование. Другими словами, она носила не экстравертивный, а

интровертивный характер.

Кроме этого сам термин "философия" как любомудрие, возникший в

рамках западноевропейской культуры, малоприменим для обозначения сис-

темы взглядов и мировоззрения мыслителей Древней Индии. В этом кон-

тексте Гегель, видимо, не далеко ушел от истины, когда писал, что "фи-

лософия в собственном смысле начинается на Западе" (Гегель Г. Соч. -

М.: Изд-во соц-экон. лит., 1932. - Т. IX - С. 92.). Хотя отрицать философию

вообще в древневосточной культурной традиции, думается, было

бы неправильно. Просто здесь мудрость связывается прежде всего не с

обоснованием теоретических концепций, направленных на поиск истины эм-

пирическим или рациональным способом, а с высшим познанием и самопоз-

нанием через аскезу,  непосредственное постижение брахмана и индивиду-

ального тождества с ним. Путь к истине - это путь нравственного совер-

шенствования человека, а не путь теоретического познания.

Огромное влияние упанишады имели на дальнейшее развитие философс-

кой мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из ос-

новных для последующего развития всех религиозных и философских нап-

равлений Индии. Большое воздействие упанишады оказали, в частности, на

различные философские системы индуизма и буддизма.

 

Философия эпического периода

 

Название "эпический период" (от слова "эпос") связано с тем, что

в это время эпические поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата" служат средством

выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В

этот период идеи упанишад подвергаются большой критике в "Бхагавадги-

те" (одной из книг "Махабхараты").

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до

н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены:

развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается соци-

альная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной

власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изме-

нения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается

критика брахманизма. Интуиция уступает место исследованию,

религия - философии. Внутри самой философии появляются различные, в

том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы,

в которых отразились реальные противоречия того времени.

 

Неортодоксальные школы в индийской философии

 Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против

авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких сис-

тем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся

к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака - это материалистическое учение в Древней и Средневеко-

вой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции -

локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений

этой школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении служат

высказывания представителей других школ.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Ос-

новой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлемен-

тов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются

как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может

мыслить. Смерть - конец всему. Название "локаята" соответствует сущ-

ности и содержанию этого учения - существует только этот мир, или ло-

ка. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также

чарваками, по имени основателя этой теории - Чарвака.

Онтологической сущности этого учения соответствует и теория поз-

нания. Ее основа - чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что

познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для сущест-

вования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких осно-

ваний. Никакого иного мира существовать просто не может. Следователь-

но, религия - это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир

является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоу-

мия, слабости, малодушия.

В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное нас-

лаждение - гедонизм (от греч. hedone - наслаждение). Признавая только

такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувствен-

ного бытия личности, эта школа целями человеческого существования счи-

тает богатство и наслаждение. Девиз представителей этой школы - надо

есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит

всегда и ко всем. "Пока жизнь еще ваша, - живите радостно: никто не

может избежать пронзительного взгляда смерти". Эта теория, таким обра-

зом, утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания. Все-

моральные нормы, согласно этому учению, - это лишь человеческие услов-

ности, на которые не следует обращать внимания.

Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много

сделала для критики старой религии и философии, для развенчания авто-

ритета Вед, их неистинности и противоречивости.

"Философия чарваков, - пишет крупнейший современный философ Индии

С. Радхакришнан, - представляет собой фанатическое усилие, направлен-

ное на освобождение современного ей поколения от бремени прошлого, ко-

торое довлело над ним. Устранение догматизма, происходившее с помощью

этой философии, было необходимо для того, чтобы освободить место для

конструктивных усилий умозрения" (Радхакришнан С. Индийская философия.

В 2 т. Т. 1.- Спб.: Стикс, 1994. - С.244.).

В то же время эта философия была односторонним мировоззрением,

отрицающим роль интеллекта, разума в познании. Поэтому с ее точки зре-

ния невозможно было объяснить, откуда берутся абстрактные, всеобщие

идеи и моральные идеалы. Результатом этой односторонности явились ни-

гилизм, скептицизм и субъективизм. Поскольку органы чувств принадлежат

отдельному человеку, то, следовательно, и истина может быть у каждого

только своя. Результат этой односторонности - и отрицание ими высших

нравственных целей и ценностей.

Однако несмотря на эти очевидные и серьезные недостатки, школа

чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийс-

кой философии, подорвала авторитет Вед и оказала значительное влияние

на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардхамана (VI в.

до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеет-

ся в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого нап-

равления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения

джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива).

Связующее звено между дживой и адживой - карма. Однако сама карма по-

нимается здесь, в отличие от упанишад, как тонкая материя, а не как

закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой пос-

редством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно

сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до

тех пор, пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и

аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы).

В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает

в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в

двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она

находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором -

джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной

управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в сос-

тояние блаженства - нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная

цель достигнута.

В соответствии с этим джайнизм признает два вида познания: несо-

вершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на

интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Второе дос-

тупно только тем, кто освободился от зависимости материального мира

(адживы). При этом джайнизм признает относительность познания и воз-

можность множества точек зрения при рассмотрении предмета. С этим свя-

зан его диалектический метод.

Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма

является разработка им правил и норм поведения человека и требование

их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности - решаю-

щий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в со-

вершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая на-

ходится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошло-

го. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кар-

мы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это мо-

жет показаться на первый взгляд.

Правильная жизнь человека связывается при этом с аскетическим по-

ведением, которое практиковалось в Индии многими великими святыми,

предававшими себя даже смерти. Только аскетизм ведет к прекращению пе-

рерождений и к освобождению души от сансары. Причем освобождение носит

индивидуальный характер. Каждый освобождается самостоятельно. Однако

этика джайнизма носит хотя и эгоцентрический, но далеко не эгоистичес-

кий характер, как в учении чарваков. Эгоизм и индивидуализм предпола-

гают противопоставление индивида социальной среде, утверждение собс-

твенных интересов за счет других людей. Между тем основные этические

принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страс-

тей, уважение ко всем живым существам и т.п. мало совместимы с эгоиз-

мом и индивидуализмом.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет и сегодня

свое влияние в Индии.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н.э. Его ос-

нователь - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии

имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет от-

шельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию

правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность этого учения - его этико-практическая нап-

равленность, а центральный вопрос, который его интересует, - бытие

личности. В основе буддизма "четыре благородные истины":

существование человека от рождения до смерти неразрывно связано

со страданием;

существует причина страдания, которой является жажда (стремле-

ние к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;

существует освобождение от страдания, устранение причин страда-

ния, т. е. устранение этой жажды;

существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который

отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так

и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский прин-

цип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности - это,

прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страст-

ности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфе-

ре - концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно

ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных пред-

писаниях, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный прин-

цип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и со-

вершенной удовлетворенности.

С этикой буддизма органично связана и его концепция познания.

Познание здесь является необходимым способом и средством достижения

предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между

чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика

медитации (от лат. meditatio - сосредоточенное размышление) - углуб-

ленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объек-

тов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредс-

твенное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и са-

моудовлетворенность. Достигается состояние абсолютной свободы и неза-

висимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно

угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана - состояние

высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, ха-

рактеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний. При этом

подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота пере-

рождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.

Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения

в жизнь. Подобно молитве в христианстве медитация - сердцевина буддиз-

ма. Конечная же ее цель - просветление, или состояние нирваны. Следует

иметь в виду, что в системе буддизма определяющим является принцип аб-

солютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи че-

ловека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматри-

вает как отрицательные и вообще вредные для человека. Отсюда и проис-

текает необходимость освобождения от несовершенного реального сущест-

вования, от внешних объектов и чувств. С этим связана и уверенность

большинства буддистов в том, что страсти, которые порождает тело чело-

века, и беспокойство, сопряженное с ним, должны быть преодолены. Ос-

новной способ этого - достижение нирваны.

Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эго-

центрический и интровертивный характер.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!