Философия Древнего и Средневекового Китая



 

В историко-философской науке на сегодняшний день нет общепринятой

точки зрения на периодизацию развития китайской философии. Мы будем

рассматривать ее содержание в соответствии, главным образом, с хроно-

логическими периодами, выделяемыми на основе правящих династий, как

это делают многие авторы.

 

Зарождение китайской философии

 

Китайская философия зарождается и складывается в период династий

Шан (XVIII -XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI - III вв. до н. э.). Своими

корнями она уходит в мифологическое мышление. Уже в рамках мифологии

выделяется высший принцип, управляющий миропорядком. При династии Шан

таким высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался

шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представле-

ние о "воле Неба" как о всемогущем первоначале и первопричине всех ве-

щей.

Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало

возникать и развиваться и философское мышление. Уже при династии Шан

складываются представления о темном и светлом началах. Темное и свет-

лое стали рассматриваться как свойства, внутренне присущие предметам,

противостояние которых вызывает развитие и изменения в вещах и процес-

сах. Эти взгляды были впервые зафиксированы в надписях на гадательных

книгах и костях, в которых солнечный день назывался светлым, а пасмур-

ный день - несветлым.

Эти и им подобные представления, развиваясь, начинают наполняться

более глубоким смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало вы-

ражать уже не только "светлый день", но и свойства неба, солнца, твер-

дости, силы, мужчины и т.д., а темное начало - свойства земли, луны,

ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т.д. Постепенно представ-

ления о темном и светлом приобретают и абстрактное значение.

"Книга перемен". Представление о светлом и темном началах полу-

чило развитие в "И цзине" - "Книге перемен". Название книги связано с

происходящими изменениями. Это гадательная книга, в которой исследуют-

ся изменения, происходящие с темным и светлым началами, производятся

гадания о счастливых и несчастливых событиях. Хотя "Книга перемен" и

наполнена мистикой, однако уже в ней разработан понятийный аппарат,

который будет использоваться дальнейшей китайской философией.

   "Книга перемен" - один из главных источников, в котором заложены

основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты

создавались в разные времена (XII-VI вв. до н. э.). В "Книге перемен"

можно проследить переход от мифологического отражения мира к его фило-

софскому осмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних

мифов Китая о двух началах (духах) - Инь и Ян, которые приобретают

здесь уже понятийную форму.

Ян - это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет

небом. Инь - женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей.

При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи

между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга,

а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и

Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. "Книга перемен"

и прослеживает дао - путь вещей и путь мира в движении. Одна из основ-

ных задач человека - понять свое место в мире. "соединять свою силу с

небом и землей".

Таким образом, уже в "Книге перемен" излагается наивная диалекти-

ка философской мысли Китая, которая связана с утверждением противоре-

чивости мира, взаимного влечения и взаимного отчуждения светлого и

темного, развития и изменения мира. Свое развитие философское мышление

этой страны получает в учении о пяти стихиях.

Учение о пяти стихиях. Оно изложено в "Книге истории" ("Шу

цзин"), написанной в начале 1 тыс. до н. э. Согласно этому учению,

весь материальный мир состоит в конечном счете из пяти стихий или пер-

воэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли.

Следует отметить, что это материалистическое учение развивалось и

в дальнейшем. В частности, оно явилось основной темой в философии Цжоу

Яня (III в. до н. э.). Он создал целую концепцию развития Вселенной, в

основе которой находятся пять названных первоэлементов, которые взаи-

мосвязаны между собой и сменяют друг друга в своем взаимодействии.

Связь между пятью элементами носит диалектический характер и выступает

как связь "жизни и смерти": дерево рождает огонь, огонь - землю (пе-

пел), земля - металл, металл - воду (на металлических предметах скап-

ливается роса), вода - дерево. Таким образом, круг жизни замыкается.

Подобный круг существует и относительно смерти: дерево побеждает зем-

лю, земля - воду, вода - огонь, огонь - металл, металл - дерево. Этой

сменяемости элементов соответствует и сменяемость правления династий в

обществе. Каждая династия правит под знаком определенного элемента.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!