Ортодоксальные школы в индийской философии.
Философское учение "Бхагавадгиты". Важное значение для развития
индийской мысли имеет эпическая философия, изложенная в поэмах "Махаб-
харата" и "Рамаяна". И отличие от неортодоксальных школ (чарваков,
дайнистов и буддистов) эта философия не отрицает авторитета Вед, а
напротив, опирается на них. Наиболее значительной и знаменитой книгой
не только этого периода, но и всей истории Индии считается "Бхагавад-
гита", часто называемая просто "Гита". Она составляет часть шестой
книги "Махабхараты". "Бхагавадгита" в переводе означает песнь Бхагава-
та, т. е. бога Кришны, или божественная песнь. Она была написана при-
мерно в середине 1 тыс. до н.э. и выразила потребность масс заменить
старую религию упанишад с ее тощими абстракциями и во главе с неопре-
деленным Абсолютом на менее абстрактную и формальную.
"Бхагавадгита" с ее живым личным богом (Кришной) с успехом выпол-
нила эту задачу и положила начало новому направлению религиозной мысли
- индуизму. Следует иметь в виду, что философия "Гиты" ни в коем слу-
чае не отрицает, как уже было сказано, авторитета Вед, а напротив, ис-
пытывает значительное влияние упанишад. Более того сама философская
основа "Гиты" взята именно из упанишад. Приемлемость для широких масс
религиозно-философской основы индуизма обусловила тот факт, что к на-
чалу новой эры он завоевал решающее влияние в идеологической сфере ин-
|
|
дийского общества.
Согласно "Бхагавадгите", вечно изменяющаяся природная, материаль-
ная реальность не является первичной реальностью - пракрити. Первич-
ное, вечное и неизменное бытие - это высший брахман. О смерти печали
тся не следует, ибо она не есть угасание. Хотя индивидуальная форма
человеческого существования может изменяться, но сущность человека и
после смерти не уничтожается, то есть атман человека остается неизмен-
ным, даже если тело стало прахом. В духе упанишад "Гита" отождествляет
два начала - брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за пре-
ходящими объектами мира - брахман. Эти два начала едины и тождественны
по своей природе. Главным объектом познания в "Бхагавадгите" является
верховный брахман, не имеющий ни начала, ни конца. Познав его, человек
становится бессмертным.
По форме "Гита" представляет собой диалог между эпическим героем
Арджуной и богом Кришной, который сюжетно выступает как возница и нас-
тавник Арджуны. Основной смысл книги заключается в том, что Кришна
воплощает высшее божественное начало индуизма, а сама книга является
его философской основой. В отличие от упанишад, "Бхагавадгита" обраща-
|
|
ет больше внимания на нравственные проблемы и отличается эмоциональным
характером. Диалог, который ведут Арджуна и бог Кришна, происходит на-
кануне решающего сражения, когда полководца Арджуну охватывает сомне-
ние - вправе ли он убивать своих родственников. Он, таким образом, на-
ходится в ситуации, когда должен сделать решающий нравственный выбор.
Этот выбор, связанный с уяснением своего места в нравственном мире, и
является главным вопросом, который стоит перед героем книги и перед
каждым человеком. Основная проблема, которую следует разрешить, осно-
вана на осознании глубинного нравственного противоречия между практи-
ческим долгом человека и более высокими нравственными требованиями.
Поэтому, в отличие от упанишад, в "Бхагавадгите" обращается вни-
мание не на внешние, ритуальные факторы достижения нравственного миро-
порядка (жертвоприношения), а на внутреннюю нравственную свободу инди-
вида. Для ее обретения недостаточно жертвоприношений, благодаря кото-
рым только богатые люди могут снискать себе милость богов. Обретение
внутренней свободы достигается отрешением от внешних, чувственных при-
|
|
тязаний и соблазнов, на каждом шагу подстерегающих человека. В связи с
этим в книге развивается учение о йоге - одном из направлений в ин-
дийской мысли, выработавшем целый комплекс приемов, благодаря которым
достигается особое состояние духа, психического равновесия. Хотя сле-
дует иметь в виду, что корни йоги очень древние, а сама йога образует
общий элемент большинства древнеиндийских систем. В "Бхагавадгите" йо-
га как раз и выступает как метод психического воспитания, позволяющий
освобождаться и очищаться от всякого рода заблуждений и познать истин-
ную реальность, первичное бытие - брахман, вечный дух, составляющий
основу всего сущего.
Главный герой "Гиты" и стремится найти нравственное оправдание
своих действий в самых глубинных основаниях вечного духа - брахмане.
Для достижения брахмана требуется аскетический отказ от всего преходя-
щего, эгоистических устремлений, чувственных вожделений. Но зато отказ
от этого и есть путь обретения подлинной свободы и достижения абсолют-
ной ценности. Истинное поле битвы Арджуны - это жизнь его собственной
души и необходимо победить то, что мешает ее подлинному развитию. Он и
пытается, не поддаваясь соблазнам и подчиняя страсти, завоевать под-
|
|
линное царство человека - истинную свободу. Достижение ее - задача не
из легких. Она требует аскезы, страдания и самоотречения.
Философские системы индуизма
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: ве-
данта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся
различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их
объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кар-
мы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся, как было
сказано, на Веды.
Веданта (завершение Вед) - наиболее влиятельная система, важ-
нейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолют-
ную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или
любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круго-
ворота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с
точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир,
окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной ре-
альностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный
путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных
норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над пробле-
мами Вед.
Важную роль при этом играет помощь учителя. Поэтому одним из тре-
бований веданты является покорное следование ученика за учителем, пос-
тоянное размышление над истинами веданты с целью непосредственного и
постоянного созерцания истины. Знание освобождает душу. Незнание, нап-
ротив, порабощает ее, усиливает стремление к чувственным удовольстви-
ям. Изучение веданты и является основным средством освобождения души.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоп-
риношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед
здесь тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого
предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего дол-
га и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как
прекращению перерождений и страданий.
Санкхья (число, перечисление) - в ее основании лежит не непос-
редственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане
санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает
точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя,
природа (пракрити). Наряду с природой признается и существование абсо-
лютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах су-
ществуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают ис-
ходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.),
так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).
Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направ-
ление в философии индуизма.
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия
этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее те-
оретическая основа - санкхья, хотя в йоге признается и личный бог.
Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической
тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюде-
ние (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела
(асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концент-
рация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (са-
мадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной
оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги
связаны с формированием высоконравственной личности.
Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко
выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно
изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы - шаровидные атомы.
Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов).
Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы.
Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития яв-
ляется бог, который действует в соответствии с законом кармы.
Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. В этой сис-
теме главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи
логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой
жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного
познания как средства достижения освобождения могут быть определены с
помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прек-
ращение воздействия отрицательных факторов страдания.
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!