Философия в период Чуньцю - Чжаньго



 

Период Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.) - Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

является временем крупных изменений в Китае. В этот период осуществля-

ется переход к феодальному обществу, который не мог не оказать своего

воздействия на все стороны жизни, в том числе и на мировоззрение лю-

дей. В Китае возникла обстановка, получившая название "соперничество

всех школ" и давшая мощный импульс развитию философской мысли. Среди

этих школ главные следующие шесть:

школа служилых людей (конфуцианцев);

школа моистов (последователей Мо-цзы);

школа даосистов (центральная категория - дао);

школа законников (легистов);

школа номиналистов («школа имен»);

школа сторонников инь и ян (натурфилософы).

Остановимся на основных положениях главных школ.

Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития

китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового ки-

тайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 -

479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает

учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет

он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник

его учения - книга "Лунь юй" ("Беседы и суждения") - высказывания и

беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

В отличие от первого периода развития китайской философии, Конфу-

ция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. И хотя

категория "Неба" - для него основная, но само небо - это уже не только

часть природы, а прежде всего - высшая духовная определяющая власть и

сила. Поэтому "кто провинился перед Небом, тому будет некому молить-

ся" (Конфуций. Изречения. - М.: МГУ, 1994. - С. 27.).

Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а

не природой, именно человек является главным предметом его философии,

которая носит ярко выраженный антропоцентрический характер. В центре

его учения - человек, его умственное и нравственное развитие и поведе-

ние. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением

нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеаль-

ного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уваже-

ния к окружающим людям и обществу. Оно должно включать в себя выработ-

ку надлежащих правил поведения и обязательность исполнения каждым че-

ловеком своих функций, а сам человек рассматривается Конфуцием в ка-

честве функционального элемента общества, в качестве человека-функции,

подчиненной обществу.

Антропоцентризм Конфуция связан с утверждением им коллективизма,

что вполне отвечало состоянию современного ему китайского общества.

Кровнородственные отношения в нем казались всепроникающими, государс-

тво представало в виде большой семьи, а личность растворялась в кол-

лективе.

В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспи-

тания у Конфуция находится религиозный ритуал. По существу, весь текст

"Лунь юй" и есть его описание. Можно сказать, что в ритуале Конфуций

открыл новый тип мудрости и философии. Стержень мудрости - соблюдение

ритуала, а сущность философии - его правильное объяснение и понимание.

И здесь, как и в древнеиндийской философии, очень ярко обнаруживается

отличие понимания самой философии от западноевропейской традиции.

В соответствии со значением для человека религиозного ритуала

Конфуций и причиной смуты в обществе считал оскуднение религиозных

чувств и несоблюдение ритуала. Объединяющим универсальным началом всех

людей и их единства с космосом он считал почтительное отношение к Не-

бу, чувство божественного всеединства. А богом и было для него Небо

как сакральная нравственная стихия, управляющая всем миром. Сам царь

имел титул "Сын Неба" и рассматривался как посредник между Небом и

людьми. Проявлением этой божественной нравственной силы на земле и яв-

ляется, по Конфуцию, ритуал, изначально имеющий сакральный характер.

В качестве основателя школы по воспитанию благородных мужей Кон-

фуций стремился на практике реализовать свои философские принципы по

воспитанию человека. При этом свою главную функцию он видел в том,

чтобы соединить людей с Небом (Богом). Для понимания того, в чем сос-

тоит сущность воспитания идеального человека, благородного мужа, сле-

дует обратить внимание на важнейшую категорию в философии Конфуция -

жэнь, в которой находят свое выражение не только этические но и все

другие категории его учения.

Жэнь переводится по-разному, да и сам мыслитель вкладывал в эту

категорию различный смысл: высшая добродетель, доброта, гуманность,

человеколюбие, милосердие и т.д. В самом общем и распространенном

смысле можно сказать, что жэнь - это прежде всего человечность. Именно

она - основное требование, предъявляемое к человеку. Среди прочих

конкретизаций принципа "жэнь" Конфуций вводит и такие императивы, как

"не делай другим того, чего не пожелаешь себе", "помогай другим в том,

чего бы ты сам хотел достичь", и другие.

Проявлением жэнь являются все нравственные качества личностности,

но основой жэнь выступает сяо, которая занимает среди других категории

особое место. Сяо означает сыновнюю почтительность, уважение к родите-

лям и старшим. Сяо - и самый эффективный метод управления страной, ко-

торая рассматривалась Конфуцием как большая семья. Поэтому отношения

правителя и подданного должны, считает Конфуций, строиться аналогично

отношению отца и сына, старшего брата и младшего.

В воспитании идеального человека Конфуций большое значение прида-

вал и порядку как норме отношений между людьми. В основе порядка лежит

божественное всеединство, которое достигается благодаря тому, что Небо

как универсальное начало объединило всех людей между собой, а также

человека и космос. При этом порядок - это такая категория, которая

включает в себя и правила этикета (ли), который в свою очередь связан

прежде всего с понятиями нормы, правила, ритуала.

Большое значение в воспитании "цзюнь-цзы" имеет и концепция

 "исправления имен". Суть ее состоит в том, что все вещи должны

быть приведены в соответствие с их названиями. Поэтому правительствен-

ная деятельность, например, должна начинаться именно с "исправления

имен", а благородный муж "прежде видит в слове дело, а после сказанно-

го действует".

Если "имена неправильны, речь противоречива: когда речь противо-

речива, дела не завершаются успехом". Важно отметить, что Конфуций не

разъединял слово и дело, а рассматривал их в единстве. Достаточно при-

вести его знаменитый афоризм: "слушаю слова людей и смотрю на их дейс-

твия".

Следует обратить внимание и на концепцию "золотой середины" Кон-

фуция. "Путь золотой середины" - один из основных элементов его идео-

логии и важнейший принцип добродетели, ибо "золотая середина, как доб-

родетельный принцип, является наивысшим принципом". И его необходимо

использовать в управлении народом для смягчения противоречий, не до-

пуская ни "чрезмерности", ни "отставания". Здесь у мыслителя фактичес-

ки речь идет об утверждении необходимости компромисса в социальном уп-

равлении.

Идеи Конфуция сыграли большую роль в развитии всех сторон жизни

китайского общества, в том числе и в формировании его философского ми-

ровоззрения. Сам же он стал объектом поклонения, а в 1503 г. был при-

числен к лику святых. Философы, поддерживающие и развивающие учение

Конфуция, получили название конфуцианцы, а общее направление - конфу-

цианство. После смерти Конфуция конфуцианство распалось на целый ряд

школ. Наиболее значительными из которых были: идеалистическая школа

Мэн-цзы (около 372 - 289 до н. э.) и материалистическая школа Сюнь-цзы

(около 313 -238 до н. э.). Однако конфуцианство оставалось господству-

ющей в Китае идеологией вплоть до образования Китайской Народной Рес-

публики в 1949 г.

Даосизм (от кит. дао цзя - школа дао). Наряду с конфуцианством

даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй по-

ловине 1 тыс. до н. э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важней-

шим представителем был Чжуан-цзы.

В центре учения даосов находится категория дао (букв. - путь, до-

рога). Дао - это невидимый всеобщий естественный закон природы, чело-

веческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао не-

отделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда

сравнивают с логосом древнегреческого философа Гераклита.

В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики:

дао - пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем са-

мым делает все; покоится и одновременно движется; оно само для себя

начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д. Познание дао тождест-

венно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и ее

самоорганизации. Помимо этого познание дао предполагает и умение соот-

ветствовать этому закону.

Следует иметь в виду, что понимание дао в даосизме отличается от

того значения, которое оно имеет в философии Конфуция. Дао, по Конфу-

цию, не имеет космологической окраски и обладает смыслом морального

закона, принципа поведения, долга. Поэтому дао зависит у Конфуция от

воспитания и образования. В любом случае дао не является у него пер-

вичным и самодовлеющим началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, ко-

торое и определяет дао. В частности он говорит:      "Распространится ли дао?

 Это зависит от воли Неба. Погибнет ли дао? Это зависит от воли Неба"

 (История китайской философии: Пер. с кит. - М.: Прогресс. 1989. - С. 68.).

 В даосизме, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, 

которое является самодовлеющим началом. Здесь "человек зависит от земли,

 земля -от неба, небо – от дао, а дао - от самого себя".

В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в

качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения

всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма -

бездействие, или недеяние. Соблюдая закон дао, человек может бездейс-

твовать. Лао-изы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и об-

щества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармо-

нии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто

стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный

принцип поведения личности - это сохранение "меры вещей". Поэтому не-

деяние (у вэй) и является одной из основных и центральных идей даосиз-

ма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, что-

бы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само со-

бой воцаряется порядок и гармония. В дао все равны между собой - знат-

ный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и т.д. Поэтому мудрец

смотрит одинаково как на одного, так и на другого. Он стремится соеди-

ниться с вечностью и не жалеть ни о жизни, ни о смерти, ибо понимает

их неизбежность, т. е. он смотрит на мир как бы со стороны, отстра-

ненно и отрешенно. Как видно, эта точка зрения противоположна концеп-

ции "цзюнь-цзы" в конфуцианстве, в котором "благородный муж" должен

заниматься самосовершенствованием и принимать участие в управлении

другими.

Даосизм так же, как и конфуцианство, оказал значительное влияние

на все дальнейшее развитие культуры и философии в Китае.

Моизм (школа моистов) - получила свое название по имени ее ос-

нователя Мо-цзы (Мо Да) (около 475 - 395 гг. до н. э.). В ранние годы

Мо-цзы был последователем Конфуция, но затем порвал с его школой и ос-

новал новое, противоположное ей направление - моизм. В свое время

Мо-цзы пользовался такой же славой, как и Конфуций, о том и другом го-

ворили: "знаменитые ученые Кун и Мо". Моизм распространился в Китае в

V-III вв. до н.э. Эта школа была подобна строго построенной военизиро-

ванной организацией, члены которой неукоснительно соблюдали приказы ее

главы.

Названия глав трактата "Мо-цзы" ("Трактат учителя Мо") отражают

основные положения концепции философа: "почитание мудрости", "почита-

ние единства", "всеобщая любовь", "об экономии в расходах", "отрицание

музыки и увеселений", "отрицание воли Неба" и т.д. Основные идеи фило-

софии Мо-цзы - это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная

польза (выгода). Согласно его учению, всеобщая, любовь и человечность

должны быть обязательными для всех людей в государстве и все должны

заботиться о взаимных выгодах. Он утверждает единство человеколюбия и

долга с приносимой ими выгодой и тем самым расходится с конфуцианцами.

Рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга,

Мо-цзы развивает концепцию утилитаризма, от которого было свободно

учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на пер-

вом месте.

Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредс-

твом строгой организации связывается у него с деспотической властью

главы государства. Выступая против Конфуция, он утверждал, что теоре-

тизирование - это бесполезное занятие, главное заключается в прагмати-

ческой целесообразности, трудовой деятельности.

Решительно выступил Мо-цзы и против конфуцианской концепции о

"воле Неба", выдвинув теорию "отрицания воли Неба". По его мнению, те-

ория "воли Неба" обладает среди прочих тем существенным недостатком,

что в ней "бедность и богатство, спокойствие и опасность, мирное прав-

ление и смуты зависят от воли Неба и к ней ничего не прибавить, от нее

ничего не отнять" (История китайской философии: Пер. с кит. - М.:

Прогресс. 1989. - С.8.). И хотя люди будут прилагать все усилия, они,

согласно теории "воли Неба", ничего не смогут сделать для улучшения

своего положения в обществе. В этом состоит одно из основных расхожде-

ний взглядов учителей Куна и Мо. Воззрения первого явно консервативны,

обрекают человека на конформистское поведение, покорное подчинение во-

ли Неба. Взгляды второго связаны о утверждением человеческой активнос-

ти, стремлением изменить существующий общественный порядок, который в

то время характеризовался в Китае смутами и волнениями.

Легизм. Эта школа возникла и оформилась в VI-II вв. до н. э.

Легизм (от лат. lex - род. падеж от legis - закон) - это учение школы

законников, в котором раскрывается этикополитическая концепция об уп-

равлении человеком, обществом и государством. Наиболее видные предста-

вители его Шан Ян. Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэи. Наиболее видный его

представитель - Хань Фэи, завершивший построение теоретической системы

легизма.

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуци-

анством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хо-

рошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали

принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как извест-

но, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении

ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов

управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что

политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на

массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания.

При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством

и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а

путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачива-

ния народа.

Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспоти-

ческого государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого

правителя, который является единственным творцом законов. Именно ле-

гизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической

системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX  столетия.

Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили

систематическое обновление государственного аппарата путем назначения

на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на адми-

нистративные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответс-

твенность.

Начиная с III в. до н. э. происходит процесс слияния легизма и

раннего конфуцианства в единое учение. Это нашло свое выражение прежде

всего в учении Сюнь-цзы, который пришел к выводу о том, что между ле-

гизмом и конфуцианством нет существенных противоречий и что эти две

школы следует объединить, так как они фактически дополняют друг друга.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!