Взгляды на игру: краткая история вопроса



                                          

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Сюжетно-ролевых игр дошкольников

 

 

учебно-методическое пособие

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

                                                                                                 

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования

Кафедра дошкольного образования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ

Учебно-методическое пособие

Санкт- Петербург

2019

Печатается в соответствии с госпрограммой ГАОУ ДПО ЛОИРО

на 2019 год и по решению кафедры дошкольного образования

 и РИСа ЛОИРО

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент А.И. Буренина

заведующий МБДОУ «Детский сад №31 г. Выборга" Т.Н. Кухаренко

 

Научный редактор

кандидат педагогических наук, доцент С.В. Никитина

 

Бурим Н.В.

Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры дошкольников: учебно-методическое пособие / автор-сост. Н.В. Бурим - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019.

Издание содержит материал, необходимый для понимания работниками системы дошкольного образования сущностных подходов реализации требований ФГОС дошкольного образования в части поддержки игровой деятельности дошкольников.

В пособии рассматриваются подходы к созданию условий для развития игровой деятельности, раскрывается развивающий потенциал сюжетно-ролевых игр. Обоснован подход к рассмотрению сюжетно-ролевой игры не только как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, но и как формы организации образовательного процесса, формы жизни детей. Представлен анализ современных педагогических  технологий и авторских образовательных программ.

Издание адресовано педагогам, методистам и руководителям образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также специалистам системы повышения квалификации, так как содержит целый ряд практических заданий для самостоятельной работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………

Раздел 1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры ……………

1.1.Взгляды на игру: краткая история вопроса ………………………….

1.2. Сюжетно-ролевая игра в современной классификации детских игр..

1.3. Развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры ……………………

Практические задания для самостоятельной работы к Разделу 1 …..

Раздел 2. Методические основы сюжетно-ролевой игры…………..

2.1. Методические основы формирования сюжетно-ролевой игры ребенка-дошкольника ……………………………………………………

2.2. Комплексный метод формирования игрового опыта ребенка-дошкольника как способ педагогической поддержки детской игры …

2.3. Современные педагогические технологии организации сюжетно-ролевой игры дошкольников ……………………………………………

2.4. Сюжетно-ролевая игра как деятельность, форма организации образовательного процесса и форма организации жизни детей …..

2.5. Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры дошкольников……………………………………………………………….

2.6. Поддерживающая позиция – основа игровой компетентности воспитателя ДОО …………………………………………………………..

Практические задания для самостоятельной работы к Разделу 2 …..

Список литературы …………………………………………………………

Приложения ………………………………………………………………..

Предисловие

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году (далее – Стандарт, ФГОС ДО), определяет в качестве одного из механизмов, способствующего развитию дошкольников и отвечающего его жизненным интересам и возможностям, игровую деятельность.

Одним из ведущих принципов реализации Стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры (п.1.2.); программное содержание может реализоваться в различных видах деятельности, в том числе игре – как сквозном механизме развития ребенка (п. 2.7.), при условии оказания недирективной помощи, поддержки детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности, поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства (п.3.2.5) [5].

Одним из основных направлений в организации образовательной деятельности с дошкольниками, согласно ФГОС ДО, является поддержка детской инициативы.  Инициатива, как внутреннее побуждение к самостоятельной деятельности, в большей степени проявляется в самодеятельной детской игре.

Однако в практике работы дошкольных образовательных организаций не всегда в полной мере реализуется развивающий потенциал самодеятельной детской игры, прежде всего, сюжетно-ролевой. Не все педагоги понимают ее ценность и знают особенности становления и развития на разных этапах дошкольного детства. Сюжетно-ролевая игра по-прежнему нередко регламентируется взрослыми. Детская самодеятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя, а ребёнок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом игровой деятельности. Чрезмерное руководство приводит к разрушению детской игры, вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые так ценятся в игре. Регламентация ролей и действий отбивает вкус к спонтанному творчеству, которое является движущей силой игровой активности ребенка-дошкольника.

Это связано с целым рядом причин. В ряде дошкольных образовательных организаций сместился акцент в сторону использования игры как средства обучения ребенка-дошкольника. Часто возможность  самоопределяться ребёнку в своем выборе, принимать решения, проявлять социальные навыки не позволяет «заорганизованность» педагогического процесса. На свободную игру у воспитанников детских садов практически не остается времени. Кроме того, педагоги не всегда могут сами демонстрировать игровую культуру, игровой опыт, так как не являются по своей сути «играющими» взрослыми.

Не поощряется игра и  родителями,  которые стремятся сегодня загрузить ребёнка разными развивающими кружками.

Отсутствует и дворовая социализация, которая в свое время давала широкие возможности для межвозрастных игровых взаимодействий и естественной передачи игрового опыта от старших к младшим.

На сегодняшний день для системы дошкольного образования становится актуальным вопрос возвращения игры в детский сад, повышения игровой компетенции воспитателя. Согласно требованиям Профессионального стандарта педагога на первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагога дошкольного образования, как его умение и готовность к формированию и развитию ребенка в «специфически детских» видах деятельности [3].

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников являются важными составляющими профессиональной компетентности современного педагога. «Сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя куда-нибудь [28].

Педагогическое сопровождение является особым видом профессиональной деятельности, которое предполагает движение взрослого вместе с ребёнком (иногда – чуть впереди, если надо показать возможные пути), сопутствуя его индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальному продвижению в развитии.

Педагогическая поддержка рассматривается как особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности [4]. Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры предполагает максимальную поддержку самодеятельной детской игры, изучение и поддержку игровых интересов и предпочтений ребенка, поддержку инициативы и самостоятельности в организации игрового пространства, выборе игровых материалов, участников совместной деятельности, времени на игру.

Правомерно требуют решения такие задачи, как:

§ изменение отношения к ребёнку как к субъекту деятельности и соблюдение приоритетности субъектности дошкольника при организации сюжетно-ролевой игры;

§ перестройка педагогического сознания педагога, изменение акцента в его работе: поиск баланса между играми, организованными взрослым и детской самодеятельной игрой; всемерная поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;

§ изменение отношения к игре не как к объекту управления, а как к условию развития ребёнка, его творчества.

Целью данного учебно-методического пособия является оказание помощи слушателям курсов повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Игровые педагогические технологии в образовательном пространстве ДОО». В издании представлено содержание модуля «Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников» (Приложение №1).

 

 

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Взгляды на игру: краткая история вопроса

Мы не потому играем, что мы дети, но для

того и дано нам детство, чтобы мы играли.

К.Гросс

Педагогам, которые стремятся оптимально использовать развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, полезно познакомиться с панорамой взглядов на нее как неоднородное явление. Существует большая разница между играми, в которые вовлекает взрослый, и играми, которые дети затевают самостоятельно, и соответственно развивающая ценность этих игр также неодинакова.

Обратимся к краткой истории вопроса.

Детская игра всегда привлекала внимание педагогической общественности.  В 1866 году, когда в Санкт-Петербурге открывались первые детские сады, на страницах журнала «Детский сад», издаваемого  А.С. Симонович, была опубликована статья «Значение игры в жизни ребенка». В ней было сформулировано  важное положение о том, что детская подражательная (сюжетно-ролевая) игра в условиях детского сада носит в большей степени организованный и образовательный характер. Тогда, как в домашних условиях, она в полной мере может проявить себя как «творческая», и ее угнетение пагубно для развития ребенка [35].

В современных реалиях дошкольного образования остаются актуальными  положения, опубликованные  в 1903 году в материалах Комиссии по рассмотрению игр и развлечений при Санкт-Петербургском комитете грамотности: «Мы решительные противники ненужного стеснения детской свободы и бесцеремонного отбирания у детей их досуга ради отменнейших педагогических целей. Нас особенно возмущает бесцеремонная расправа с такими развлечениями, как игры, которые большей частью созданы самими детьми, представляют их неотъемлемую собственность и служат для них источником радостей и наслаждения. Ломка существующих игр, принуждение выполнять вновь бесталанно сочиненные, вмешательство в самый ход игры, – все это уже не что иное, как извращение игры в самом существе ее, умерщвление ее основного жизненного начала. Действовать так, значит грабить детей, отнимать у них одно из немногих и самое дорогое их достояние».

В 1919 году в «Инструкции по ведению очага и детского сада», первом документе, излагающем основные требования к организации, содержанию и методам работы детского сада, обозначалось, что «основой детского сада и очага должны быть самодеятельность детей, свободное их творчество, игра» [14]. При этом выделялись свободные и организованные игры.

В 1929 году в Методическом письме по дошкольному воспитанию выделялись «организованные игры и драматизации» и свободные игры [12]. Здесь же отмечалось, что с играми, особенно свободными, дело обстоит не очень благополучно – недостаточно времени, дети играют урывками между занятиями.

В середине 30-х гг. появляется термин «творческая игра». В 1934 году в Методическом письме «Творческие игры дошкольников» игра была провозглашена «одним из средств всестороннего развития», а значит она определенным образом должна организовываться и направляться педагогом [38]. Внутри «творческих игр» были выделены так называемые «стимулированные игры», целью которых было приобщение детей к содержанию, вытекающему из воспитательных задач, поставленных педагогом. При этом подчеркивалось, что такие игры не должны вытеснять свободного детского творчества.

К 1940-м гг. в психологической литературе появляется новый термин, более точно отражающий видовую принадлежность детских сюжетных игр – сюжетно-ролевая игра. В первую очередь это было связано с исследованием советским психологом Д.Б. Элькониным ролевого поведения детей, где единицей анализа была признана «роль», которую берет на себя ребенок.

На протяжении 1940-х – начала 1960-х гг. термины «творческая» и «сюжетно-ролевая» игра сосуществовали как синонимы. Однако, уже в «Программе воспитания в детском саду» (1962 год), термин «творческая» не употребляется, а соответствующие игры называются «сюжетными» и «ролевыми». За исчезновением термина «творческая» стало уходить и заложенное в этом понятии осознание ведущего положения детской инициативы в игре. Навязанные со стороны взрослого темы, сюжеты, роли, ориентированность на зрителя и пр. вошли в ту игру, которая должна была быть творческой. А организованные воспитателем «показательные» игры, по сути своей представляли своеобразные занятия.

Характерную картину полвека назад описывал А.В. Запорожец: «… и сейчас во многих детских садах дети играют мало, игра не занимает достаточного места в воспитательно-образовательной работе, игры бедны по содержанию и не оказывают должного влияния на физическое и психическое развитие дошкольников. Допускаются серьезные ошибки в организации и руководстве игровой деятельностью детей. С одной стороны, имеются попытки жесткой регламентации игровой деятельности, когда воспитатель навязывает детям и сюжет, и способ осуществления игры, превращая ее в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. С другой стороны, у некоторых воспитателей появляется другого рода неправильная тенденция полного невмешательства в игру детей, фактического отказа от руководства ею, что отрицательно влияет на формирование игровой деятельности и снижает ее воспитательное значение» [39].

В трудах Д.В. Менжерицкой, А.П. Усовой, Р.И. Жуковской постоянно подчеркивалась характеристика детской игры как творческой, в которой ребенок сам создает, «творит» свой мир, в соответствии со своими желаниями и идеями. И развитие ребенка, в первую очередь, связано с теми играми, замысел которых принадлежит ему самому. Ученые-исследователи указывали на недопустимость исчезновения детской свободной игры и превращения ее в воспитательно-образовательный «инструмент».

К 1980-1990-м гг. ситуация фактического преимущества «организованных» игр неизбежно привела к тому, что дети в дошкольных учреждениях играли мало и уровень  игры не соответствовал возрастным особенностям детей, что констатировалось в Концепции дошкольного воспитания, вышедшей в 1989 году. «В современном детском саду игра используется лишь как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями. Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятия, – определяет тему, отводит каждому участнику роль и место, предписывает и регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность» [2]. Здесь же отмечалось, что игре в педагогическом процессе должно придаваться «исключительное значение»:

§ «основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра»;

§ игра позволяет «ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя»;

§ «игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни»;

§ «игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных»;

§ игра «должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий»;

§ «ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов»;

§ «игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры»;

§ «на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства».

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 году Международную ассоциацию по защите прав ребенка на игру (IPA). В 1977 году ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети – фундамент будущего, а игра – неотъемлемая часть этого фундамента:

§ дети играли и играют во всех культурах и во все времена;

§ игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;

§ игра – это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;

§ игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;

§ игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;

§ игра – это способ учиться жить, а не просто время препровождения [36].

В 1990 г. в СССР вступила в силу Статья 31 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.),  провозгласившая право ребенка на игру: «Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством» [1].

В современных реалиях, в условиях введения ФГОС дошкольного образования, который определяет игровую деятельность в качестве одного из механизмов, способствующего развитию дошкольников и отвечающего его жизненным интересам и возможностям, очень важно, чтобы «разнообразная полезность» не только совместной игры взрослого с детьми, но и самодеятельной детской игры, творцом которой является сам ребенок,  признавалась всеми педагогами, работающими в образовательном пространстве дошкольных организаций.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!