Купол Дали и другие сооружения



Сальвадор Дали говорил о двух основных космических точках: о центре купола на вокзале Перпиньяна и о вершине купола театра-музея Дали в Фигерасе. В каталонском районе Эмпорда, где жил художник, сегодня существует так называемый треугольник Дали, очень популярный среди туристов. Его «вершинами» являются дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигате, замок Гала — Дали в Пуболе и, с 1974 года, театр-музей Дали в Фигерасе. Именно там установлен купол из железа и стекла, представляющий собой многогранник. Современный купол был отреставрирован в 1998 году компанией Inох S. А. под руководством архитекторов Клоте и Парисио. Это классический геодезический купол с треугольными гранями.

Прозрачные купола многих других сооружений представляют собой не многогранники, а приближения полусфер. Лидер стиля хай-тек Норман Фостер возглавлял проект по перестройке здания Рейхстага, где должен был вновь разместиться немецкий парламент. В ходе реставрации Фостер сохранил фасады здания, но добавил к нему центральный купол из стали и стекла. Большой остекленный купол в форме полусферы сформирован металлическими параллелями и меридианами и содержит большой центральный элемент со смотровой площадкой и внутренним пешеходным пандусом.

Антонио Гауди и многогранники

Антонио Гауди познакомился с многогранниками, изучая архитектуру, начертательную геометрию и естественные науки, а также штудируя книгу Леруа, где они подробно описывались. В учебнике под названием «Заметки по естественной истории» Милна-Эдвардса и Комте, изданном в Мадриде в 1859 году, Гауди прочитал о кристаллографических группах.

Гауди был уверен, что многогранники и фигуры, ошибочно называемые геометрическими, редко встречаются в природе. Даже те объекты, которые человек делает плоскими (двери, столы, доски) со временем изгибаются.

Архитектор использовал эти геометрические фигуры в своем творчестве именно благодаря их исключительным свойствам. Первым был построен фасад Рождества Христова, посвященный «Воплощению, Силе Божьей и Богу-Отцу». На четырех колокольнях этого фасада каменная фигура, символизирующая епископский перстень, образуется пересечением куба и октаэдра. Полученный многогранник не является правильным: шесть его граней имеют форму квадратов, восемь — форму шестиугольников. Эта фигура пересекается со сферой, в результате на четырнадцать граней многогранника накладываются шаровые сегменты, а область в форме цилиндра (определяемая двумя параллельными шаровыми сегментами, расположенными на шестиугольных гранях) оказывается пустой — в ней располагаются электрические осветительные элементы.

 В символизме Платона куб обозначал землю, октаэдр — воздух, следовательно, в мифологическом ключе многогранник, расположенный на вершине колокольни, символизировал синтез земли и неба: «небо нисходит на Землю»... в момент рождения Христа.

Любопытные произведения архитектуры

Многоугольники и многогранники можно увидеть и в других архитектурных шедеврах. Можно сказать, что одна из древнейших идей, которая использовалась при строительстве жилищ, заключалась в том, чтобы делать хижины в форме пирамиды из тонких дощечек, связанных в верхней точке и покрытых шкурами соломой или растениями. Примитивные дома, имеющие форму треугольной призмы (при их постройке боковые перекрытия опирались на приподнятую балку), были типичными для пастухов и крестьян Мадейры, Валенсии, Венгрии и других регионов.

Разнообразные пирамиды фараонов и ступенчатые пирамидальные храмы майя возвели простые многогранники в ранг мистических фигур. В Египте для посещения открыты 80 пирамид, среди которых особое место занимает пирамида Хеопса. Она выделяется своей формой и углом наклона боковых граней, составляющим 51°, а также идеальной ориентацией по сторонам света и тщательно выверенными размерами, и пропорциями.

Среди пирамид майя, в свою очередь, особое место занимают пирамиды Тулум, Чичен-Ица, Паленке, Яшчилан и Тикаль, образованные из различных усеченных пирамид.

Среди пирамид последнего поколения выделяется музей Лувр в Париже. Пирамиду Лувра, изготовленную из стекла и металла, спроектировал китайский архитектор Йо Минг Пей. Она сотоит из 673 стеклянный панелей, 603 из которых имеют форму ромба, 70-форму треугольника. Угол наклона граней пирамиды в точности совпадает с углом наклона пирамиды Хеопса и равен 51°.

В Пизе, Флоренции и других городах Италии можно увидеть прекрасные баптистерии, имеющих форму восьмиугольных призм, поверх которых установлены восьмиугольные пирамиды. Идеальные геометрические формы баптистерия Сан-Джованни во Флоренции подчеркиваются оригинальными цветными украшениями.

В 1958 году к открытию Всемирной выставке в Брюсселе был построен Атомиум. Атомиум – это кубическая структура, образованная вершинами и центром куба, и соответствующими ребрами. Куб расположен вертикально и стоит на главной диагонали. Он содержит 9 сфер по 18 м в диаметре, соединенных трубками. Внутри находятся коридоры, лестница, эскалаторы и лифт.

Современный Мадрид может похвастаться богатой коллекцией небоскребов, ставших визитной карточкой города. Благодаря особой форме выделяются башни KIO, или «Ворота Европы», спроектированные архитектором Филиппом Джонсоном совместно с Джоном Бурже. Эти башни идеально симметричны относительно центральной плоскости площади, на которой они расположены. Они пострены из стекла гранита и металла, имеют 27 этажей, насчитывают 114 м в высоту и наклонены относительно вертикали на 15°. Благодаря Джонсону стала знаменитой фраза: «Нужно покончить с прямыми углами, если мы не хотим умереть от скуки.»

Многогранники и искусство

Совершенный исторический экскурс в мир многогранников позволил нам увидеть, как художники и ремесленники использовали эти фигуры в своих произведениях. Благодаря взаимопроникновению геометрии и творчества мастера смогли сделать оригинальный вклад в живопись и скульптуру. Если в эпоху Возрождения присутствие многогранников на полотнах акцентировало внимание на реалистических методах перспективы, то много веков спустя эти фигуры легли в основу абстрактных направлений в искусстве. Это прекрасно иллюстрирует кубизм Пабло Пикассо.

Цель кубизма — уже не максимально точно изобразить трехмерную реальность на плоскости картины, а найти геометрические сущности в искусстве. Так, на картине «Девушка с мандолиной» 1910 года Пикассо использует для изображения многоугольники и многогранники. Роже де ла Френе в своем полотне «Завоевание воздуха» (1913) вслед за Пикассо изображает пикник на открытом воздухе как пересечение призм и пирамид. Наиболее известными полотнами этого направления являются работы Жоржа Брака и Джозефа Альберса.                                                                                                                 «Завоевание воздуха».Роже де ла Френе                            

Сальвадор Дали создал множество картин, используя различные виды симметрии, топологические преобразования, многогранники и гиперкубы. Но особое место в его творчестве занимают три шедевра с многогранниками. В картине «Распятие, или Гиперкубическое тело» Дали заменил латинский крест крестом из восьми кубов (гиперкубом). Действие картины «Тайная вечеря» происходит внутри комнаты, имеющей форму додекаэдра с прозрачными гранями, через которые виден морской пейзаж вдали и фигура, возносящаяся на небо.

Мауриц Корнелис Эшер силой своего богатого воображения создал невозможные трехмерные реальности, удивительные мозаики и картины, иллюстрирующие понятия неевклидовой геометрии. Тема неевклидовой геометрии в творчестве Эшера возникла благодаря его сотрудничеству с Гарольдом Скоттом Макдональдом Кок- сетером. Правильные многогранники, изображенные Эшером, сегодня стали популярны благодаря моделям для вырезания, которые продаются в магазинах.

Разумеется, многогранники играют важную роль в современном абстрактном искусстве. Благодаря простоте, объему и возможности использовать разные цвета, материалы, текстуры, размеры, применять законы симметрии и нарушать их, многогранники стали основным элементом творчества скульпторов.

Сегодня во многих городах в одном из парков, у фонтана или в каком-то другом месте можно найти скульптуру в форме куба. Так, Исаму Ногути поместил свой огромный красный куб напротив здания Маrine Midland Ваnk Вuilding в Нью-Йорке. Этот куб опирается всего на одну вершину и его грани видны в интересной перспективе.

Чарльз Перри поместил гигантскую металлическую скульптуру Еclipse в огромный холл гостиницы Нotel Hyatt Regency в Сан-Франциско. Поверхность скульптуры выступает из металлического каркаса в форме додекаэдра, образуя икосаэдр и малый ромбо- икосододекаэдр.

Сол Левитт создал множество произведений, которые он называл структурами: он разрабатывал основную идею, составлял планы, после чего реализовывал их при помощи инженеров и маляров. В его «Четырехгранной пирамиде», созданной в 1999 году, которая находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, блоки из белого камня символизируют древние сооружения и современные небоскребы. В других своих минималистских скульптурах Ле Витт комбинирует цельные кубы и пустые пространства в форме куба.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!