Фонетическое членение речи. Фразы, такты, слоги, звуки.



Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний . Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз. 1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации. Интонац ия относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит: а) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной. Различие «нормальной» мелодики легче всего проследить на интонации счета на разных языках. б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм . Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение»; перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударени ем , т. е. смещенным фразовым ударением; в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи; г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенсив ность речи; д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели/на старой березе). Внутреннее паузирование отражается на ритмике фразы; е ) из общего тембра высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть «мрачным», «веселым», «игривым», «испуганным» и т. д. 2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклизой, а само примкнувшее спереди безударное слово – п роклитикой (например, на дому, без шляпы, три года, мой дядя, что он, ты ходил), где безударные на, без, три, ты, мой, что, ты – проклитики. Примыкание сзади называется энклизой, а само примкнувшее сзади безударное слово – энклити кой (например, видел ли, ходил бы, кто -то, кто это, что он, на дом, где ли, был, то, это, он, дом – энклитики). Проклúза, проклúтика – от греческогоproklinõ – «наклоняю вперед». Энклúза, энклúтика – от греческогоenklinõ – «склоняюсь». Иногда и знаменательные слова могут становиться проклитиками и энклитиками, что особенно заметно в стихах; чаще всего это бывает в тесных словосочетаниях, стремящихся лексикализоваться (например: «Старый дом, старый друг, посетил я опять в запустенье тебя...» (Ог арев ), где слово старый – проклитика), или если слово употребляется как обращение или как вводное (например: «Шумим,братец, шумим» (Грибоедов), где словобратец – энклитика). 3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени

сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные, ср. русское перст, где слоговое е, сербское прст, где слоговое р, и французское pst!, где слоговое s. В таких языках, как сербский, слоговые согласные – особые единицы (сербск. прст – «палец», срп – «серб» и т. п.). Мгновенные звуки могут быть слоговыми в изолированном (искусственном) употреблении, например «слоговые [к] и [ц]». В русской речи постоянно встречаются слоговые согласные, и, прежде всего, сонорные. Но они не являются особыми единицами, а их слоговое свойство обычно замещает исчезнувшую слабую гласную, например [фсам/д'эл'иэ] из в самом деле, где о между двумя м пропало, а м стало слоговым, или: [мар'иванна) из Марья Ивановна, где вместо исчезнувшего -овпредшествующее соседнее н стало слоговым (ср. сочетание хмарь и ванна, где нет слоговых согласных, а слогов на один меньше). Этими свойствами русских согласных объясняются такие рифмы, как Федор – бодр, регистратор – театр (А. К. Толстой) илиВрубель – в рубль (И. Северянин),веники –на четвереньки, ораторов – психиатров, томики – потомки, душный – отдушины (В. В . Маяковский)1 . 2 Тем самым в русском языке слоговые согласные надо рассматривать как факт, относящийся к вокализму, т. е. системе гласных и их способности организовать слог. Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам. Обычное определение слога «часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох» наталкивается на возражение, что можно произносить слоги и без выдоха (например, изображая звук поцелуя или почмокивания на лошадей), но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. Л. В. Щерба предложил теорию пульсации, т. е. объяснял слоги как отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. Акустическая теория слога, признающая членение речевой цепи на отрезки с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, не противоречит указанным выше артикуляционным теориям. По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается гласной) и закрыты е (кончается согласной), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной). Это можно показать следующей таблицей: Чем: Начинается: Заканчивается: Гласной неприкрытый открытый а, ат а, та Согласной прикрытый закрытый та, тат ат, тат (а – любая гласная, т – любая согласная) Таким образом, например, в слове ива первый слог (и-) неприкрытый и открытый, а второй (-ва) – прикрытый и открытый; в слове жеивам второй слог(-вам) прикрытый и закрытый. Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной; сочетание двух гласных в пределах слога называется ди фтонгом1, при этом одна из этих гласных будет слоговой, другая – неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительностью и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, так как дифтонги могут встречаться и в безударных слогах, например в немецком Fräulein, Einheit и т. п.; где ударение только на первом слоге. 1 Дифтонг – от греческогоdi(s) – «дважды», «двойной» иphtongos – «голос», «звук» – «двоезвучие». Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисхо дящий дифтонг, например в немецком Faust[fa Ɔ st], Eisen [aEz@n], в английском boy [b ƆI ], house [haUs], в испанском Aires [aires] и т. п.; если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг, например в испанском buenos, puerto, suares и т. п. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами , русские разлагают их на два слоговых монофтонга1, вследствие чего получается лишний слог, или превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания ай, ой, эй, ий, уй, ав: например, немецкое односложное Faust [fa Ɔ st] или дает двусложное: Фауст (литературный герой), или односложное сочетание с одной гласной:Фавст (собственное имя). 1 Монофтонг – от греческогоmono(s) – «один» иphtongos – «голос», «звук». й [j] в русском относится к системе согласных, хотя чаще произносится как гласный звук [и]«и неслоговое». Слоги разграничиваются слогораз делами . Определение слогоразделов различно по языкам. Так, для

русского языка слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов; например, слово пачка делится по слогам на па-чка, так как слогораздел проходит между а (максимально сонорный звук – гласная) и ч (минимально сонорный звук – мгновенная глухая согласная); такие же контрасты дают п и а ик иа, но п не может образовать слога, а сочетание пачк – закрытый слог внутри слова, что не свойственно русскому языку. Слова же палка, пайка, Парка делятся на слоги пал-ка, пай-ка, Пар-ка, так как контраст сонорности междуа ил, й, р меньший, чем междул, й, р и к; это полузакрытые слоги. 4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [тс] – звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коц иКотс (а также кот-с).

Более краткий вариант ответа: Речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. Наибольшей единицей является фраза - относительно законченным в смысловом и интонационном отношении отрезок речи (Была осень). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу предложению, однако их нельзя отождествлять (фр. – фонетич, пр. – грамматич). Фраза может не совпадать с предложением. Фразы могут члениться на речевые такты – более или менее законченные части предложения (Было ветрено, сыро и скверно – 3 такта). Однако деление это условно, потому что зависит от темпа речи и желания говорящего выделить ту или иную часть, поэтому такты могут иметь варианты. Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов – отрезков звучащей речи, объединенных одним ударением. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки. Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единицами. Звук – это наименьшая сегментная единица. Просодическими явлениями называют супрасегментные звуковые особнности, рассматриваемыми с функциональной, фонологической точки зрения. Важнейшие из этих явлений – ударения и интонация. Ударение – это выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: · Слога в составе фонетического слова. · Слова в составе синтагмы. · Синтагмы в составе фразы. · Какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение. Акустические средства: o Высота звука – тоническое или музыкальное ударение. o Сила звука – силовое (экспираторное) ударение. o Длительность звучания – количественное ударение. o Отсутствие редукции – качественное ударение. Ударения указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесенного, а также записанного или напечатанного впоследствии – как в отдельном слове, так и в целом предложении. Интонация – совокупность просодических характеристик в предложении: тона (мелодики речи, громкости, темпа речи и ее отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации (использование гортани для рождения звука). В отличие от сегментных фонетических единиц и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, являются знаками, выражают тот или иной смысл. Фразовые акценты – перелом тона. Указывает на цель высказывания, направляют движение тона (Ваня приехал во вторник?). Интегральные характеристики – охватывают группы слов или предложения целиком.

В речевом потоке звуки тесно сливаются друг с другом, но степень этой слитности неодинакова. Максимальной слитностью характеризуются звуки одного слога. С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слог, основанная на акустических критериях (Р.И.Аванесов). Слог – это сочетание звуков с разной степенью звучности. Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется 1 наиболее звучный звук – слогообразующий. В р.яз это гласные или сонорные согласные (редко). Вокруг него строятся неслоговые звуки. Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком. Закрытый оканчивается неслоговым. По тому как начинается слог различаются прикрытые (с согл) и неприкрытые (с гл). Деление на слоги подчиняется закону восходящей звучности или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 848; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!