Понятие о фонеме. Дифференцирующая роль фонемы в опознавании различных значимых элементов языка. Фонемы, позиции, вариации и варианты фонем. Аллофоны.



Фоне́ма (др.-греч. «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Функциональный аспект фонемы является важнейшим, т.к. в нем проявляется дифференцирующая роль фонемы в опознавании различных значимых элементов языка.

· Конститутивная функция состоит в предоставлении фонемного инвентаря, своеобразного строительного материала для конструирования морфем и иных вышестоящих единиц языка.

· Дистинктивная функция состоит в обеспечении различения отдельных фонем.

Фонема — основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Выполняя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную), а иногда и делимитативную (разграничительную) функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг с другом. Основанием оппозиций служат различительные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических свойств звуков, так что фонема может операционально представляться как пучок РП — дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.

Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).

· Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке.

· Фонему нельзя произнести, произносятся только разновидности (оттенки) фонем в разных условиях – положениях в слове и в окружении различных «звуков-соседей»

· Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

· Она представлена аллофонами. И если звуков бесконечное множество, то фонем определенное количество в разных языках.

Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают. Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого /д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с/ и т. д. Описание системы фонем языка опирается на противопоставления (оппозиции) фонем по различительнымпризнакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Можно сказать, что фонема состоит только из этихпризнаков («в языке нет ничего, кроме различий»). Фонологическая система невозможна без оппозиций:если в языке (например, французском) нет понятия мягких согласных фонем, то там нет и твёрдых согласныхфонем, хотя произносимые звуки речи могут расцениваться носителями другого языка (например, русского) как твёрдые или мягкие.

Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определённой позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встречаются в одной и той же позиции.

Система фонем, их функции и закономерности позиционной реализации изучаются в фонологии.

Основные разногласия в теории фонемы связаны с критерием фонемной идентификации звуков речи — физической или функциональной (в ином аспекте — фонетической или морфематической). В первом случае фонема трактуется как автономная единица языка, представляющая собой класс фонетически сходных звуков или их звукотип; при таком подходе (например, у Джоунза и ряда представителей американского дескриптивизма) основным контекстом реализации и функционирования фонемы является только фонетическое слово (фонетический сегмент), а установление фонем превращается в механическую процедуру, в которой сигнификативная функция фонемы либо игнорируется, либо считается второстепенной и подчинённой фактору дополнительной дистрибуции. Во втором случае (при функционально-морфематическом подходе, например, в московской фонологической школе) в центре внимания находится смыслоразличительная функция фонемы и основным контекстом функционирования фонемы признаются значимые единицы языка — слова и морфемы. Такая точка зрения восходит к И. А. Бодуэну де Куртенэ, для которого фонема была не автономной фонетической единицей, а строевым компонентом морфемы, через тождество которой следует оценивать тождественность фонемы в различных её проявлениях. В некотором смысле промежуточную позицию занимает ленинградская фонологическая школа. С одной стороны, её представители исходят из смыслоразличительной функции фонемы, но, с другой стороны, рассматривают её не как компонент морфемы, а в составе словоформы и опираются на фонетический критерий отождествления фонемы. Поэтому там, где фонологи московской фонологической школы и пражской лингвистической школы констатируют явление нейтрализации, фонологи ленинградской фонологической школы видят чередование фонем, признавая, однако, варьирование фонемы в виде оттенков. Разногласия в теории фонемы касаются и проблемы её реальности, вокруг которой противоборствуют физикализм — концепция физической реальности фонемы и ментализм — концепция психологической реальности фонемы; в некоторых концепциях фонема обладает семиотической реальностью как фигура — компонент знака, а иногда вообще объявляется фикцией, существующей лишь в метаязыке лингвиста.

Понятие «фонема» в современном смысле термина, а также теория фонологии впервые разработаны Бодуэном де Куртенэ. Сам же термин «фонема» появился раньше, во французской лингвистике, как эквивалент нем. Sprachlaut ‘звук языка’; этот термин предположительно ввёл А. Дюфриш-Деженетт (1873) и использовал Ф. де Соссюр (1879), у которого термин «фонема» был заимствован казанскими лингвистами (Н. В. Крушевский) в новом,

бодуэновском осмыслении. В 40-х гг. 20 в. в дескриптивной лингвистике США объём термина «фонема» расширился, стали говорить о фонемах тона, ударения, стыка и т. п.; такое терминоупотребление лишало понятие фонемы его исконного онтологического содержания и не нашло поддержки в Европе, где преобладала трактовка фонемы, близкая пражской. Наряду с термином «фонема» в некоторых концепциях используется термин «морфонема», введённый Х. Улашиным (1927) для обозначения фонемы в составе морфемы в отличие от фонемы, трактуемой чисто фонетически; к понятию морфонемы иногда прибегают для обозначения фонемных альтернационных рядов в составе одной морфемы, например, говорят, что в «рука — ручка» представлена морфонема ⟨к/ч⟩, реализующаяся фонемами [к] и [ч],

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы.

Но в анг. и нем. яз. гласные фонемы различаются и по долготе (англ. be и bee, нем. Bann и Bahn).

Дифференцирующие признаки фонем проявляются также в их позициях:

o Сильная позиция – произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонем (для гл. под уд. и в открытом слоге, для согл. – интервокальная позиция, перед гл. и сонорн. Согл).

o Слабая позиция – произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальные признаки фонем (для гл. б/уд, закр. слог, для согл. Конец слова, перед гл. согл).

Фонема включает инвариант, варианты и вариации.

Инвариант – это идеальный (основной) вид звука.

Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [плÙды́] ® //о//®[о],[Ù]; //д//- [д], [т].

У фонемы существуют два варианта: основной (под ударением) и не основной (в безударном положении) - факультативный.

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове.

Вариация (оттенок) фонемы – звук, являющийся реализацией фонемы в сигнификативно сильно, но перцептивно слабой позиции, не нейтрализуя фонемного противопоставления и обусловленный данной позицией. Ее не следует путать с противопоставленным ей вариантом фонемы (представляющему сигнификативно слабую позицию) и основному варианту фонемы (выступающему в абсолютно сильной позиции). Вариант фонемы – обусловленная позицией модификация фонемы (разновидность, выступающая в фонологической позиции, отличной от абсолютно сильной), совпадающая по артикуляторным и акустическим качествам с реализацией какой-либо иной фонемы. Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л'у́к / лу́к'и/ л'у́к'и] - [у], ['у], [у'], ['у'] ; [ра́дъс'т' / т'иэа́тр / ру́б'ит];

Аллофон – реализация фонемы, ее вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Совокупность всех возможных позиций, в которых встречаются аллофоны одной фонемы, называется дистрибуцией фонемы.

Основной аллофон – такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения (гл. в изолированном произн., тв.согл. перед ударными, мягкие согл.перед ударными). Реализуются обычно в сильной позиции звука (максимальное кол-во фонем данного типа: ударение/согл. Перед гл.переднего ряда)

Различаются комбинаторные (реализации фонем, связанные с коартикуляцией под влиянием фонетического окружения) и позиционные (связаны с их фонетической позицией в слоге/слове).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!