Взаимодействие субъективного и объективного в языке.



Человек познает мир с помощью субъективных средств. Язык и является субъ­ективным средством отражения и познания действительности. «Язык,— писал Потебня,— явление очень субъективное». Но, разумеется, субъективный характер отражения и познания действительности с помощью языка не исключает наличия в нем, в его значимых языковых и речевых единицах объективного содержания. Образованная с помощью языка абстракция не оторвана от действительности. Материалом для абстракций служат чувственные формы отражения действительности, непосредственно с ней связан­ные. Сами языковые единицы имеют разное отношение к действитель­ности. Так, например, ядро словарного состава языка образуют слова с прямым, номинативным значением, которое, будучи выраженным в свойственных языку формах, непосредственно направлено на отраже­ние тех или других явлений и предметов действительности. Но одно­временно в языке существуют и такие единицы, которые выражают чисто формальные значения; таким значениям не соответствуют ка­кие-либо реалии . Субъективность языка проявляется в самом характере отражения действительности. Своими отдельными знаками язык в отражении и обозначении предметов и явлений действительности расчленяет то, что в действительности и в чувственном восприятии существует как един­ство. С помощью языка осуществляется анализ и синтез отражаемых предметов и явлений действительности, а это необходимо для познания их сущности.

Субъективизм проявляется и в образовании слова. Выбор признака, взятого в название, обусловлен подходом человека к обозначаемому предмету, интересом к нему, конкретными социальными, культурны­ми, бытовыми и прочими условиями, сопутствующими возникновению нового названия.

Для говорящих осознание субъективного и объективного в языке — процесс исторически длительный и изменя­ющийся. Первобытный человек не отделял не только слова от мысли, но и слова от вещи. Прогресс отделения субъективного и объективного эле­мента связан с успехами языкознания как науки. Потебня пишет: «...Практическое значение теоретического языкозна­ния должно состоять в том, чтобы сообщить человеку убеждение в субъективном содержании слова и уменье выделить этот элемент из объективного сочетания мысли и слова».

Движение ступеней, или стадий, развития языка и мышления — от мифического к поэтическому и прозаическому или научному — это вечное движение от субъективного к объективному познанию. Первостепенную роль в отражении и познании действительности играет форма языка. Именно в форме «встречаются» и взаимо­действуют два противостоящих друг друга мира — субъективный и объективный.

Общеизвестно, что субъективное, прагматическое использо­вание языка может заведомо искажать действительное положение вещей, намеренно выражать ложь, о чем писали многие ученые. Эмоционально высказал эту мысль Л. Фейербах: «Как много толковали о лживости чувств, как мало о лживости языка, от которого ведь неотделимо наше мышление! Но, как в конце концов, груб обман чувств, как утончен обман языка!».

Язык и история. Закономерности развития языка. Язык как исторически изменяющаяся система.

Язык и история

С того времени, когда язык был осознан как исторически изменяющееся явление, многократно подчеркивалась его связь с историей народа и необходимость его изучения для целей истории и неразрывно с ней. Ни одно средство познания происхождения народов и их родственных связей в седой древности, когда история покидает нас, не является столь важным, как язык. Я. Гримм выразил с предельной ясностью: «Наш язык — это также наша история». В последующем своем развитии наука о языке постоянно обращалась к этому методологическому по своей сущности положению, но видоизменяла его в соответствии с общелингвистическими концепциями того или иного направления. Так, А. Шлейхер ставил его в связь со своей теорией двух периодов в жизни языка (развития и распада), младограмматики историческое изучение языка выдвинули на передний план, но, истолковывая его как индивидуально-психологическое явление, оторвали от общества. Напротив того, именно общественную сущность языка всячески подчеркивало социологическое направление в языкознании. Представитель данного направления Ж. Вандриес писал в этой связи: «Язык не существует вне тех, кто думает и говорит на нем. Он коренится в глубинах индивидуального сознания: оттуда он берет свою силу, чтобы воплотиться в звуках человеческой речи. Но индивидуальное сознание — только один из элементов коллективного сознания, диктующего свои законы индивидууму. Развитие языков, следовательно, есть только один из видов развития общества». Отсюда делается общий вывод и о методах изучения языка: «Только изучая социальную роль языка, можно составить себе представление о том, что такое язык». Вульгаризаторским подходом к социальной сущности языка (имеющим своим истоком, несомненно, некоторые положения социологической школы) отличались теории акад. Н. Я. Марра, стремившегося установить прямой параллелизм между категориями языка и формами производства, базисов и надстроек. Между тем, как пишет Э. Бенвенист, «когда пытаются сопоставлять язык и общество систематически, возникает очевидное несоответствие» .Советские языковеды также исходят из того положения, что язык и история народа тесно связаны друг с другом. В этом отношении они продолжают научную традицию, которая была заложена при осознании языка как меняющегося во времени явления, и которая прошла через все последующее развитие науки о языке, обогатившись пониманием социальной роли языка. Речь ныне идет не просто об истории языка, а об истории языка как общественного явления. Таким образом, положение о связи языка и общества остается незыблемой основой для научного изучения языка. Но это положение не следует толковать слишком узко и односторонне. Во-первых, изучение языка не может быть ограничено только историческим аспектом. Во-вторых, изучая язык и историю народа в тесной связи друг с другом, нельзя забывать о специфике закономерностей развития, свойственных, с одной стороны, языку, а с другой стороны, носителю этого языка — народу. Таким образом, в лингвистике проблему связи языка с историей следует рассматривать с точки зрения того, каким образом структура языка реагирует на факты общей истории (какое преломление в структуре языка получают эти факты). И, в-третьих, вопрос о связи истории языка с историей народа нельзя ограничивать только одним направлением и прослеживать только влияние истории общества на развитие языка.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!