Язык и общество. Аспекты взаимоотношений. Социальные функции языка.



Язык и общество. Связь м/ду языком и обществом очевидна как д/учёных, так и д/рядовых носителей языка. Это связано с само проблемой возникновения языка. Язык- ср-во согласования действий людей. Коммуникативная (соц.) природа языка явл-ся доказанной в науке. Однако, язык нельзя сводить только к социальному и его нельзя отождествлять с другими соц. явл-ями, потому что: 1) любое соц. явл-е хронологически ограничено, а язык изначален и вечен, пока сущ-ет общ-во. 2) Язык неотделим от всех и любых проявл-й общественной жизни. 3) язык имеет надклассовый хар-р. Законы его изменения, развития не нах-ся в прямой зависимости от соц. расслоения общ-ва. 4) Язык – предпосылка общественного сознания и явл-ся фундаментом для разных форм обществ. сознания (религии, культуры, философии, науки). 5) язык опосредованно связан с бытием и общественной жизнью. 6) язык не относится к идеологии, не явл-ся ею, в отличие от политики, морали, религии. 7) язык в большей степени, чем все другие явл-я, независим от соц. истории общ-ва (ассимиляция языка не всегда входит в пользу страны завоевательницы). В истории существовали слишком крайние подходы к проблеме соотнош-я языка и мышления. Так использовались идеи Гумбольдта о том, что язык отражает дух народа, и допускалось, что язык диктует видение мира. Другая односторонняя трактовка сводится к преувеличению психологич св-в языка. Шахматов: Язык – это язык индивидуумов. Здесь преуменьшение общественного в языка. Марр предложил социалогизированную Т. языка: отождествлял развитие языка с развитием экономич. формаций, игнорируя собственные законы языка. Это показывает полное непонимание историч. развития языка. В 70е гг Б.А. Серебренников выделили неск. направлений в соотношении языка и общ-ва: 1. роль общ-ва в создании и формир-и языка; 2. раскрыть зависимость развития языка от развития и состояния общ-ва; 3. выражение языком обществ. сознания; 4. специфика обслуживания общ-ва языком. Так, Ю.С. Степанов говорит о роли общ-ва в создании и формир-и языка, раскрывает зависимость языка от состояния общ-ва. 1) В первобытно-общ. строе (родоплеменном), когда в социальных проявлениях услеживалось разделение рода на м. и ж., старших и младших, одушевление окруж. природы, культ животного предка, создание племенных отнош-й, в языке происходило различение групповых языко, муж. и жен. речи, языка старш. и младш, быстрое накопление словаря, смешение языков того времени. 2) Рабовладельч. строй, когда образ-сь гос-во, формир-ся общий ЛЯ, кот. не был суммой диалектов, хотя и впитывал отд. черты; склад-ся понятие СТИЛЬ. 3) Феод. строй, с укреплением гос-ва и соц расслоением общ-ва, приходит жёсткая тенденция к унификации языка; но с др. стороны – тенденция к 2-язычию: лит и нелит язык; страшная диалектн. раздробленность на окраинах. 4) Капиталистич. строй, когда формир-е нации, выработка соц, экономич, правовых, образ-х норм, формирует и единый нац язык, усил-ся роль лит письменного языка. О выражении языком общ сознания: мышление универсально д/всех членов общ-ва, значит мышл-е имеет соц хар-р. Язык и мышл-е связаны, значит язык выражает общественное, а не индивид-е. всё содерж-е общественного опята становится достоянием. В языке фиксир-ся наиб значимый опят людей; частотные явл-я; актуальные явл-я; явл-я, изменённые по отнош-ю к предыдущему. Социальные факторы языка склад-ся как повторяющиеся индивид-е. Влияние общества на язык осущ-ся посредством: 1) формир-я норм (это решает именно общ-во), 2) госуд политики в области языка, 3) системой информир-я в общ-ве, 4) образованием. Ф-ция языка – это роль языка в человеческом общ-ве., это практическое проявление сущности языка. Учёные выделяют разные ф-ции языка, некоторые сходятся в своих трактовках, некоторые нет, и тем самым дополняют друг друга. Но все они сходятся на том, что язык – это средство общения людей. Т.е. перво наперво главной ф-цией языка явл-ся 1. коммуникативная ф-ция. Эту ф-цию выделяет, например, Б. Ганеев, В.И. Кодухов, Б.Н. Головин, Кард Бюлер, Б.Ю. Норман. Кроме этой ф-ции Ганеев выделяет ещё 2) мыслеформирующую: язык – это ср-во мышления в форме слов. 3) когнитивную (гносеологическую): язык – ср-во познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и следующим поколниям. Помимо этих Кодухов выделяет ещё 4) экспрессивную ф-цию - способность передавать инф-цию и оказывать на собеседника воздействие. Эту ф-цию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная ф-ция), чувств и эмоций (эмотивная ф-ция), волеизъявления говорящего (волюнтативная ф-ция). Данную экспрессивную ф-цию Ганеев относит к речи, а не к языку. Кроме неё к ф-ции речи он относит: референтивную (передача сообщения с ориентацией на контекст), поэтичекую (эстетическая, где главное – форма сообщения), апеллятивную (директивная – говорящий пытается вызвать реакцию адресата), фатическую (контактоустанавливающую) и метаязыковую (где предметом речи является сам код).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!