Аспекты звука речи. Фонология. Значение русской науки в разработке теории фонемы. Расхождения между фонологическими школами.



Фонология - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Три аспекта звука речи:

Фонетика различает в звуке 3 основных аспекта – артикуляционный, акустический, функциональный и ПЕРЦЕПТИВНЫЙ.

Артикуляционный аспект изучает речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей. Здесь звук – продукт работы произносительных органов человека.

Акустический аспект связан с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Характеристики, выделяемые при рассмотрении звука: высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс. Здесь звук – колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи.

Функциональный аспект – ведущий аспект, изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Здесь звук – один из возможных вариантов реализации фонемы в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функции.

Перцептивный аспект – рассматривает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношение между звуками произнесенными и услышанными.

У акустического и артикуляционного аспектов отсутствует ориентация на функцию звуков, а у функционального эта ориентация есть. Именно поэтому фонетика подразделяется на фонетику и фонологию.

Артикуляция:

  • Приступ – экскурсия
  • Средняя часть – выдержка
  • Отступ – рекурсия

Мгновенные звуки – не протягиваются ( п б т )

Длительные звуки – протягиваются ( м р ф щ )

Акустика:

  • Сонорные – звучные, присутствуют тоны, шумов либо вовсе нет (у гласных), либо мало(р).
  • Шумные – согласные, тембр определяется характером данного шума.

Расхождения между фонологическими школами:

Суть разногласий между школами сводится к различному пониманию фонемы и ее произносительных вариантов. В представлении Л. В. Щербы и его сторонников фонема - это автономная, независимая от морфемы, звуковая единица, звуковой тип, в котором по принципу акустической близости объединяются различные произносительные оттенки. В отличие от этого отправной точкой во взглядах московских лингвистов на фонему была морфема. Фонема и ее границы определяются в данном случае тождеством морфем. Здесь вводится понятие фонемного ряда, т. е. видоизменений фонемы в пределах одной морфемы, понятие вариаций и вариантов фонем и т. д.

И.А. Бодуэн де Куртенэ разработал психологическую теорию фонемы, согласно которой фонема – идеальный образ, на который нацелен говорящий. Говорящий отклоняется от этого идеального звука частично потому, что идентичное повторение звука почти невозможно, частично из-за влияния соседних звуков.

В процессе формирования идеальных портретов звуков ак­тивное участие принимают чередования звуков в определен­ных позициях. Благодаря учению о чередовании звуков (аль­тернации звуков) Бодуэн де Куртенэ внес серьезный вклад в развитие научного представления о фонеме. Ученый исходил из положения о том, что все чередующиеся звуки в определен­ной позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью объединяться в нашем сознании в общее целое, т.е. создавать идеальный портрет звука. Однако такой подход не был лишен противоречий, и взгляды ученого на фонему менялись.

Вместе с И.А. Бодуэном де Куртенэ фонологические идеи развивали его друзья и соратники Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий, Василий Васильевич Радлов. Казанская Лингвистическая школа, которую в 70-90 гг. создал И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казанском университете много сделала для становления фонологии.

Фонологические школы.

Различия в понимании фонемы учеными послужили осно­вой для создания двух фонологических школ на русской по­чве: Санкт-Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (СПФШ) и Московской фонологической школы (МФШ). Исторически первой возникла СПФШ, и ее основате­лем стал И.В. Щерба, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. В сво­ей во многом оригинальной концепции Л.В. Щерба продол­жал развивать идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ последнего пе­риода. Свои взгляды на фонему Л.В. Щерба впервые изложил в 1912 г. в магистерской диссертации «Русские гласные в ка­чественном и количественном отношении». Он отказывается от психологической терминологии и пишет о фонемах как о звуковых типах, «способных дифференцировать слова и их формы», т.е. служить целям положительного общения». Щерба создал оригинальную и глубокую теорию, в основе которой лежит положение о том, что «звук непосредственно связан со значением благодаря тому, что он составляет звуковую оболочку морфемы»: например, морфема ed может быть представлена звуками [t], [d] played ; es, -- ‘s [s] [z]. А отсюда следует возможность членения потока речи на отдельные звуки.

Впоследствии идеи Л.В. Щербы были развиты его учениками Л.Р. Зиндером, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздевым, М.В. Гординой, Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкой, В.Б. Касевичем и др.

МФШ возникла в конце 20-х годов. Ее основателями стала группа московских ученых: Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, А.М. Сухотин, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский. Их учени­ки - М.В. Панов, В.А. Виноградов, К.В. Горшкова, В.В. Ива­нов, Л.Л. Касаткин и др. Представители МФШ во многом развивают морфологические взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ на фонему.

Главные пункты фонетических расхождений ленинградцев и москвичей.

СПФШ МФШ

Основное у ленинградцев – «антиморфематизм», установка на «автономность фонетики». Фонему нужно рассматривать как автономную от морфемы собственно-фонетическую единицу. Фонемы – звуковые типы реальных звучаний.   Провозглашают близкую связь между фонетикой как наукой о звуковой системе и морфологией, изучающей грамматические значения. Фонема – основная единица фонетического уровня, морфема – морфологического. Чтобы определить реальность фонемы, мы постоянно обращаемся к конкретной единице более высокого уровня, в состав которой данная фонема входит, то есть, мы можем определить фонему только на основе морфологического критерия, как составную часть морфемы.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 776; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!