Духовные стихи. Определение, разновидности. Среда бытования и поэтика духовных стихов.



Определение духовных стихов как комплекса эпических, лиро-эпических и лирических произведений, объединяющим началом которых является понятие "духовное", религиозно-христианское, противопоставленное мирскому, светскому. Народные наименования жанра: "стихи", "старины", "псальмы", "канты".

Происхождение духовных стихов и источники: книги Священного писания (Ветхий и Новый завет), христианская каноническая и апокрифическая литература, проникавшая на Русь после Крещения с конца Х в. (жития, библейские сказания, нравоучительные повести и др.), церковные проповеди и литургия. Старшие духовные стихи (эпические) и младшие (лирические). Создатели и исполнители духовных стихов - калики (калеки) перехожие, паломники по святым местам.

"Духовные стихи - это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения". Основная идея духовных стихов: утверждение превосходства духовного над материальным, телесным, прославление подвижничества, мученичества за веру, обличение греховности, несоблюдения Божьих заповедей.

Отражение в старших духовных стихах космогонических представлений. Основные темы и сюжеты: стихи о мироздании; на библейские ветхозаветные сюжеты; евангельские ("Рождество Христово"), о героях-змееборцах ("Егорий и змей"), мучениках, подвижниках (Алексей Божий человек); чудотворцах ("Микола"); праведниках и грешниках ("Два Лазаря"); о кончине мира и Страшном суде ("Михайло архангел - грозный судья")

Отголоски языческих верований в стихах о матери сырой земле ("Плач земли", "Непрощаемый грех", "Обряд прощания с землей перед исповедью"). Назидательные стихи о мирских соблазнах и спасении в пустыне, необходимости покаяния (" Пятница и Пустынник", "Стих о лени", "Василий Кеса-рийский"). Стихи на сюжеты из древнерусской истории ("Борис и Глеб", "Александр Невский", "Дмитрий Донской").

Младшие духовные стихи (псальмы, канты) на темы из старообрядческой истории (ХVII-Х1Х вв.): "О Никоне", "Стих об антихристе", "Гора Афон" и песни сектантов-мистиков (скопцов, хлыстов).

Общефольклорные свойства духовных стихов, позволяющие соотносить их с былинами, балладами, историческими и лирическими песнями. Влияние литературно-христианской стилистики, широкое использование церковнославянизмов. Пространственно-временная характеристика художественного мира духовных стихов. Специфика чудесного, связанного в них с Христом и святыми (исцеление больных, неуязвимость при пытках, воскресение из мертвых и др.). Композиция (цепь эпизодов того или иного события или жития персонажа). Монологические стихи ("Плач Иосифа Прекрасного"), роль диалогов ("Сон Богородицы"). Поэтический язык (эпитеты, параллелизмы, сравнения). Образ земли после Страшного суда. Описание расставания души с телом, переправы через огненную реку.

Лирические песни, их отличия от исторических. Собирание народной лирики, основные сборники, изучение народных лирических песен в 20 веке.

Лирическая песня — стихотворное произведение, которое поется в одиночку или хором. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального искусства. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как музыка.

Как искусство слова народная лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода. Конечно, в эпических и в лирических произведениях мы находим как объективные факты, так и определенное к ним отношение. Однако доля того и другого в эпосе и лирике различна. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение отношения к этим фактам, передача мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическая поэзия, — писал Белинский, — употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся - лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы». «Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеют хорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Это называется эпической, или повествовательной, поэзией... Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать то чувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают в душе. Это поэзия лирическая...»

Отдельные мотивы и образы традиционных лирических песен, а также некоторые приемы их композиции и поэтического стиля несомненна являются очень древними. Но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни, зафиксированный в публикациях последних двух столетий, — явление сравнительно позднее. Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовых традиционных лирических песен завершилось примерно в XVI в.

Собирание русских народных песен началось в XVII в. В XVII и первой половине XVIII в. получили распространение многочисленные рукописные песенники. Впервые народные лирические песни публикуют Г. Н. Теплов («Между делом безделье, или собрание песен с приложенными нотами на три голоса», 1757) и Н. Г. Курганов («Письмовник», 1769).
В 1770—1773 гг, писатель М. Д. Чулков издал в четырех частях «Собрание разных песен». В него вошло большое количество народных песен и книжных романсов. В последней четверти XVIII в. выходят нотные песенники В. Ф. Трутовского «Собрание русских простых песен с нотами» (1776—1795) и Н. Львова и И. Прача «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790). Все эти сборники не утратили своего значения и до сих пор. Особенно большую ценность представляет сборник Львова-Прача, в котором народные песни публикуются без всяких исправлений.

Работа по собиранию народных песен значительно активизировалась в 30-е годы XIX в. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие писатели. Интерес к народной песне усилился в связи со стремлением русских писателей к национальной самобытности.
Выдающиеся заслуги в собирании русских народных песен принадлежат П. В. Киреевскому, который этому благородному делу посвятил всю свою жизнь. В 30—50 годы XIX в. П. В. Киреевский с помощью своих многочисленных корреспондентов, в числе которых были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль, П. И. Якушкин и другие писатели, собрал несколько тысяч народных песен.

В первой половине XIX в. были изданы сборники народных лирических песен: Кашин Д. Н. Русские народные песни (три книги, 1833—1834); Сахаров И. П. Песни русского народа (пять частей, 1838—1839); Студщкий Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний (1841); Смирнов А. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний (1847) и др.

В связи с повышенным интересом к крестьянскому вопросу работа по собиранию народных песен еще более расширилась во второй половине XIX в. Немалую роль в этом деле сыграло организованное в 1846 г. Русское Географическое Общество, которое привлекло к. участию в собирании фольклора широкие круги любителей народной поэзии.
Наиболее крупными песенными изданиями второй половины XIX в. являются следующие: Якушкин П. И. Народные русские песни (1865); Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Сборник русских народных 202 лирических песен (1889); Ивтомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. (1894); Истомин Ф.М., Ляпунов СМ. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 г. (1899); Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. д.

Разнообразная деятельность по публикации народных песен в XVIII—XIX вв. завершается изданием в 1895—1902 гг. А. И. Соболевским огромного свода «Великорусских народных песен». Антология Соболевского состоит из семи больших томов, включает в себя около 5000 текстов и имеет первостепенное значение для исследователей фольклора.
Из публикаций начала XX в. высокими научными качествами отличаются песенные собрания Е. Э. Линевой «Великорусские песни в народной гармонизации» и братьев Б. М. и Ю. М. Соколовых «Сказки и песни Белозерского края».

Качественно новый этап представляет собой собирание народных песен в советское время. Во-первых, эта работа получает невиданный ранее размах: в ней принимают участие Институты Академии наук СССР, высшие и средние специальные учебные заведения, редакции газет и журналов, историки, писатели, самые широкие круги интеллигенции. Во-вторых, повысился научный уровень, усовершенствовалась методика записи народных песен, как и других жанров фольклора. В комплексных экспедициях по записи песен нередко принимают участие этнографы, фольклористы и музыковеды, широко используются всевозможные технические средства (магнитофоны, киноаппараты и пр.). В итоге за годы Советской власти был собран огромный песенный материал, который хранится во многих академических, вузовских, музейных, государственных и областных архивах и широко используется в научной и культурно-массовой деятельности.
Значительное количество песен, записанных в советское время, было опубликовано. Песни занимают видное место почти во всех общих сборниках, посвященных фольклору той или иной области. Выходят сборники, специально посвященные песням. Особенно большую ценность представляют сборники, подготовленные сотрудниками Академии наук СССР (Песни Пинежья)

Параллельно с собиранием русских народных песен шло и их изучение. Причем это изучение постепенно все более и более углублялось. Так, если в XVIII в. мы находим лишь отдельные самые общие замечания по народным песням, то впоследствии предпринимаются специальные исследования многих вопросов, связанных с изучением особенностей жанра лирической песни. Следует подчеркнуть, что своими знаниями по народной песне мы обязаны не только специалистам-фольклористам. Большая заслуга в этом деле принадлежит замечательным русским писателям и выдающимся литературным критикам.
По справедливому утверждению передовых русских писателей, в лирических песнях правдиво отражается мировоззрение простого народа. Радищев в них видел «образование души нашего народа». Пушкин — «разгулье удалое» и «сердечную тоску».
Лирические песни в основном посвящены народному быту. Но их значение, как мы отмечали, этим далеко не ограничивается. На историческое значение народных лирических песен указывали Гоголь и Чернышевский. Историк Н. И. Костомаров этому вопросу посвятил специальную работу «Об историческом значении русской народной поэзии».
Начиная с 20-х годов XIX в. и на протяжении целого столетия ученые исследуют специфику художественного языка народных лирических песен. Особенно большое внимание уделяется символике.

В последней трети XIX в. в ряде работ рассматривается композиция народных лирических песен. Этому вопросу посвящает А. Н. Веселовский ставшую потом знаменитой работу «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1898). Писателями первой трети XIX в. был поставлен вопрос о большом значении народных песен для развития русской литературы. Глубокое теоретическое обоснование этого положения мы находим у Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Их идеи затем на новом историческом этапе продолжил и развил А. М. Горький.
Используя лучшие достижения прошлого, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, советская фольклористика добивается значительных успехов в изучении русской народной лирической песни. Выдвигается много новых важных проблем и вопросов.

Прежде всего следует отметить, что советскими учеными была проделана большая работа по выработке основных принципов классификации народных лирических песен.
Значительно расширился сам объект исследования. Если дореволюционная фольклористика изучала преимущественно бытовые лирические песни, то советские ученые большое внимание уделяют всестороннему рассмотрению народной лирики, ее социального содержания. Детальному исследованию в советской фольклористике подвергалась художественная форма традиционных лирических песен как явление поэзии.
Песни не только словесное, но и музыкальное искусство. Продолжая традиции прошлого, советские ученые, изучают народные песни и с музыкальной стороны.
В советском литературоведении и фольклористике сложилась прочная традиция в изучении проблемы взаимовлияния фольклора и литературы. Во многих работах рассматривается использование писателями русских народных лирических песен.
В последние годы в советской фольклористике поставлены вопросы о происхождении необрядовой лирической песни, ее историческом развитии, всевозможных изменениях, которые она претерпевает в процессе бытования.

И наконец, следует отметить, что история изучения и публикаций русских народных лирических песен становится предметом специальных историографических исследований, библиографических разысканий и учебно-методических разработок.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 2149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!