Классификация народных лирических песен. Тематические группы.
В русской дореволюционной фольклористике был поставлен вопрос о классификации народных лирических песен. В практике издания песенных сборников утверждаются три основных принципа их классификации: музыкальный (Н. А. Львов), этнографический (П. В. Шейн) и тематический (А. И. Соболевский). По характеру исполнения традиционные лирические песни делятся на протяжные (беседные) и частые (игровые, хороводные и плясовые). Все эти разновидности народной лирики имеют свои особенности содержания и художественной формы.
В жанре протяжных лирических песен можно выделить несколько тематических циклов. Основные из них следующие: любовные песни, бытовые крестьянские песни, песни антикрепостнического содержания, бурлацкие, ямщицкие и солдатские
(след. вопрос).
Отражение народной жизни в любовных и семейных песнях. Их художественные особенности.
Традиционные необрядовые лирические песни - это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенности его мировоззрения.
Традиционная крестьянская лирическая песня — это преимущественно песня бытовая. Она, по определению Белинского, «вся посвящена семейному быту, вся выходит из него». Самые большие циклы крестьянской песенной лирики — это циклы бытовых песен на темы любви и семейных отношений.
Главными героями любовных песен являются молодые люди, юноши и девушки. Их отношения между собой, их мысли, чувства и переживания составляют основное содержание песен на тему любви.
|
|
Есть немало песен, в которых говорится о сердечных и нежных отношениях молодца к девушке. Для выражения ласки и нежности в этих песнях широко употребляются различные эмоциональные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами. Так, в одной песне, называя любимую девушку «сердцем-лапушкой», «сударушкой», своей «радостью», молодец признается ей: Всякий час радость, глядел бы на тебя, На твою бы на девичью красоту!
В другой песне молодец свою возлюбленную называет «верной», «любочкой», «красотой неоценимой».
Однако следует признать, что в песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. И это не удивительно, так как сочинителями и исполнителями протяжных лирических песен были по преимуществу женщины. Песни показывают, что любовь простой крестьянской девушки очень нежная, застенчивая и глубокая. Любимого она называет «милым», «радостью»; «отрадой», «сизым голубем», «ясным соколом».
Но эта искренняя и нежная любовь девушки-крестьянки в условиях патриархального уклада нередко - была несчастной. Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться с ним. Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым.
В народных песнях получили выражение не только нравственно-этические, но и эстетические взгляды народа. В частности, любовных крестьянских песнях выражены его представления о прекрасном, красоте. Главные признаки красоты девушки, по народным понятиям, это «чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку».
|
|
Семейно-бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением песен на тему любви. Они непосредственно примыкают к девичьим песням о замужестве. Однако в отличие от девичьих любовных песен, в которых наряду с мотивами грусти встречаются и светлые чувства, женские песни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой печалью и безутешным горем.
Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Содержание многих семейно-бытовых песен можно выразить словами одной из них: «красным девушкам есть волюшка, молодушкам нету волюшки».
В большой патриархальной семье мужа женщина была почти на положении рабыни. На нее взваливалась вся работа по ведению хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и т.д. Ее уход из дома на самое короткое время оказывался очень ощутимым.
|
|
Выйдя замуж, молодая крестьянка нередко сталкивалась со страшной бедностью в семье мужа. В одной песне пожилая женщина с чувством большой озабоченности за судьбу своей дочери говорит о «зятюшке», у которого нет «ни сохи, ни боронушки», «в огороде нет бороздушки», «на гумне нету кладушечки», «на столе нету краюшечки», а «в мошне нету полушечки». И поэтому нет ничего удивительного в том, что в семье мужа бедную молодку посылают за водой и разутую и раздетую, и холодную и голодную».
Однако следует заметить, что на бедность и тяжелую физическую работу вышедшая замуж крестьянка жаловалась очень редко. Все это она видела в родной семье. Но к чему она никак не могла привыкнуть, что переносила тяжелее всего — это враждебное отношение к ней всех новых членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью, которая в песнях называется «свекровь лютая» — «змея подколодная». Мало в чем уступает свекрови в жестокости обращения с невесткой и свекор. Есть песни, в которых говорится о том, что сын не слушается родителей, отказывается бить свою жену. Однако чаще всего он покорно повинуется. Во многих песнях рассказывается о варварском обращении мужа с женой.
|
|
Итак, главный источник всех бед женщины-крестьянки в изображении народных песен — чужая патриархальная семья. Эта чужая семья в самое недолгое время уносила всю ее силу, красоту и здоровье. Этой чужой, ненавистной семье в песнях противопоставляется родная семья, которую женщина никогда не переставала любить и о которой постоянно думала. К родной семье она обращается в тяжелые минуты жизни, ей она доверяет самые сокровенные мысли и чувства. Положение мужа в большой патриархальной семье отца зачастую также было нелегким. Он должен был подчиняться отцу, Матери, старшим братьям. Женили его часто на девушке, которую он не любил. Поэтому в лирических песнях можно встретить ропот крестьянина на «долю молодецкую», жалобы на то, что его молодость безрадостно «прошла-миновалася» с нелюбимой женой.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1675; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!