Ранние исторические песни, их герои и основные особенности.



Появление ранних исторических песен следует отнести к XIII—XIV вв. Первым из известных образцов русских исторических песен была песня о Щелкане. В основе ее лежат определенные события, отмеченные в летописи, тверское восстание 1327 г., когда был убит ханский посланник (баскак) Чол-хан (в летописи Шевкал).
 Возникновение песни есть основания отнести к первой половине XV в. В ней нарисованы картины страшного своеволия и насилий, чинимых полчищами степных кочевников. Ордынский царь Азвяк раздает своим «шурьям» русские города Плес, Кострому и Вологду, а младшему Щелкану ставит страшное условие: убить своего сына и выпить той крови. Сделал это Щелкан ради Твери богатой. Стал править там: бесчестить и позорить женщин, над всеми пытался надругаться. Расправились с ним братья Борисовичи: ухватил за волосы, другой за ноги, и тут его разорвали.

Идейный смысл песни состоит в стремлении ее слагателей внушить русским людям необходимость и возможность борьбы с врагами. К этому зовут картины жестокого насилия.

В песне о Щелкане и в ее вариантах видны некоторые следы былинной эпической манеры: последовательное развитие действия, повторения (четыре раза приводятся слова «Тверью старою, Тверью богатою»), особого типа синтаксический строй.
В песне встречаются былинные эпитеты: «злата-серебра и скатного жемчуга на рытом бархате»; тавтологические обороты: «дани-выходы», «зачванелся он, загорденелся». Нередко стихи связываются попарно и образуют четырехударные пары, как бы разделенные паузами (цезурами), что напоминает былинные стихи. Все это связывает песню с былинной традицией.

Исторические песни 16 века. Образ Ивана Грозного в них.

16 век - время формирования русской нации и укрепления централизованного государства. Нанесен сокрушающий удар по Казанскому и Астраханскому царствам, длительное время нарушавшим спокойную жизнь русских людей. Присоединена Сибирь. Прогрессивная политика Ивана IV состояла в борьбе не только с внешними врагами, но и с реакционными силами в самой стране, мешавшими этой политике и подрывавшими единство государства. Нанесен сокрушающий удар и по боярству, которое в результате этого утратило свою роль в жизни страны. Народные массы поддерживали политику Ивана IV.

Етественно, что большие исторические события и острые социальные процессы не могли не получить отражения в народном творчестве, и прежде всего в исторических песнях, которые стали важнейшим в идейном отношении жанром фольклора этого времени. В них народ выразил свою поддержку новой политики, поддержку борьбы за укрепление и единство государства. Это, в частности, проявилось в том, что Иван Грозный стал основной фигурой песен и получил положительную оценку как государственный деятель.
 Исторические песни XVI в. включают в себя три основных цикла произведений: о взятии Казани, о деятельности Ивана Грозного и о Ермаке. Несколько особняком стоит песня о Кострю-ке, хотя она всей своей сущностью связана с основной тенденцией песен второй половины XVI в.        

Исторические песни как жанр занимают важное место в фольклоре XVI в. Они приобретают значительную идейную содержательность, совершенство формы, что выражается в стройности композиции, большой выразительности сюжетного развития и художественных средств. В их строении, языке и стихе еще видна связь с былинами, и вместе с тем они отходят от былинной эпичности, отличаясь динамичностью сюжета и экономной структурой.

Образ Ивана Грозного гораздо сложнее раскрывается в песнях о его гневе на сына. В них Иван Грозный не только показан как царь, ставящий своей целью вывести измену на Руси, но и как отец. Песни имеют две версии: в одной причиной гнева царя служит измена сына, которому царь приказал вывести смуту в городах, но тот предупредил горожан об опасности; во второй причиной служит то, что сын на пиру, когда царь расхвастался, что вывел измену, сказал ему:

Где тебе вывести измену изо Пскова,

Где тебе вывесть измену из каменной Москвы?

Может быть, измена за столом сидит,

Пьет-ест с тобой с одного блюда.

Разгневался царь и велел казнить сына страшной казнью: принести ему сердце и печень царевича.
В этой песне образ Ивана Грозного — большое достижение народного искусства. Он создается и путем общей характеристики его духовного облика, и путем передачи особенностей проявления его переживаний в определенных жизненных ситуациях. Образ исторически верен, насколько об этом позволяют судить исторические источники, психологически сложен и художественно выразителен. Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать, образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. Грозный в песнях —не сказочный царь, не былинный князь Владимир, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины XVI в., психологические качества которого были широко известны в народе.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!