Образ Садко в былине о Садко. В.Г.Белинский о двух героях в былине.
Былинный герой Садко был простым бедным гусляром, а потом разбогател и стал одним из самых уважаемых купцов в Новгороде. По легенде, он разбогател благодаря своему искусству - он так ловко играл на гуслях, что это понравилось Морскому Царю, который вышел из озера Ильмень и пообещал Саду за его музыкальный талант "три рыбины - золотыми перьями". Так и произошло. С того времени Садко уже не знал бедности, потому что волшебный улов превратился на различные драгоценности. Однако богатство не сделало Сада ни жестоким, ни жадным. Под влиянием золота он не потерял чувство достоинства. Обладая огромными богатствами, Садко остается деятельным и активным. Он плавает морями, реками и озерами, стремясь увидеть различные земли; не оставляет своего художественного призвания - гусли, которые не раз спасали его. Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
|
|
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.
Былина о Садко принадлежит к наиболее совершенным созданиям русского эпоса. «Это один из перлов русской народной поэзии», — так отозвался о ней Белинский. Белинский прежде всего ставит вопрос о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как основном источнике его богатства, то есть исходит не из имен и частных фактов, а из исторической почвы, создавшей эту былину. Этим же определяется основная идея былины: «Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины». Садко борется против Новгорода. В этой былине «два героя: один — видимый, Садко, другой — невидимый, Новгород». Это значит, что Белинский ставит вопрос о драматическом конфликте в былине и об историческом характере этого конфликта. Она могла возникнуть только в торговом Новгороде. Новгородскими Белинский признает и все мифологические образы. Образ морского царя могли создать только мореплаватели. Это образ не только совершенно русский, но и новгородский. Белинский в особенности восхищается пляской морского царя. Данная былина — замечательный памятник национальной культуры. Белинский устанавливает, что в лице Садко выражен совершенно национальный характер. В Садко есть русский размах, когда он, например, сразу закладывает все свое имущество. В нем русская удаль, когда он, испробовав все средства, чтобы спасти себя хитростью (тоже русская черта), и видя, что дело доходит до смерти, смерти не боится, а бесстрашно бросается в пучину моря. Взгляды Белинского полностью игнорировались и замалчивались в дореволюционной русской науке. Только в советское время была сделана попытка подробно рассмотреть былину в связи с той исторической и бытовой почвой, на основе которой она возникла.
|
|
Образ Василия Буслаева в новгородских былинах о нем.
Социальный конфликт, лежащий в основе былин о Садко (спор с Новгородом), находит широкое развитие в былинах о Василии Буслаеве. Они тоже носят яркий новгородский колорит, что говорит об их происхождении.
Василий Буслаев — герой двух былин: о ссоре его с Новгородом и о его поездке на богомолье и смерти. В первой он собирает дружину из «вольных людей»— из голи, бедноты, чтобы затеять ссору с Новгородом. Он со своей дружиной разоряет дома, бьет людей, пока его не останавливает мать, которую он беспрекословно слушает. Во второй Василий, как бы раскаиваясь в грехах, отправляется в Иерусалим: в жизни им было много «бито, граблено» — пришло время «душу спасать».
|
|
Общей особенностью обеих былин является то, что Василий проявляет себя в них как человек, не верящий «ни в сон, ни в чох». Если в первой былине основой сюжета служит социальный протест — бунт против Новгорода, то во второй ясно выражено неверие Буслаева, насмешки над церковью и святыми местами. Несмотря на то, что мать и крестный отец воспитывали Василия в религиозном духе, в духе патриархальности и послушания, он вырос буйным, озорным. Уже в детстве обнаружилась у него богатырская сила и, не любя боярских и княжеских детей, он шутил с ними «шуточки недобрые». Богатые мужики жалуются на него матери Амелфе Тимофеевне. Когда Василий подрос и набрал дружину, он затеял кулачный бой с новгородцами. Бились об заклад: богатые мужики ставили 200 тысяч денег, а он закладывал свою голову.
Образ Василия Буслаева М. Горький назвал одним из величайших и значительных художественных обобщений в русском фольклоре. Суть этого образа — в выражении народного протеста против богатого Новгорода; причем Василий не только бьется с новгородцами, но и оскорбляет и убивает своего крестного отца, что говорит о его непримиримо отрицательном отношении к церкви. По просьбе новгородцев мать «унимает» Василия. Во второй былине Василий выступает уже не против Новгорода, а против веры, предрассудков. Он не боится ни людей, ни бога, ни смерти.
Былины о Василии Буслаеве реалистичны. В. Г. Белинский справедливо отметил, что в них нарисована правдивая картина новгородской жизни. В них отразились народные настроения, даны острые социальные характеристики. Несмотря на ярко выраженную местную новгородскую окраску, былины о Василии Буслаеве приобрели общерусский смысл благодаря важному идейному значению и художественным достоинствам.
|
|
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1595; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!