Рыбникова , четыре части (1861—1867);



В середине XIX века в истории собирания русского фольклора произошло знаменательное событие: высланный в 1859 году за политическую деятельность в Петрозаводск П.Н. Рыбников обнаружил в Олонецком крае живую былинную традицию.

В течение нескольких лет Рыбников объехал огромную территорию и записал большое количество былин и других произведений устной народной поэзии.

В 1861–1867 годах вышло в свет четырехтомное издание "Песни, собранные П.Н. Рыбниковым . Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года.

По следам Рыбникова в апреле 1871 года в Олонецкую губернию отправился ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Причиной, побудившей ученого побудившей ученого отправиться в дальнюю экспедицию, были распространившиеся в обществе сомнения в достоверности народного происхождения опубликованных Рыбниковым текстов и искреннее желание исследователя «желание послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов».

«Я, располагающий только двумя месяцами, вовсе не рассчитывал вначале на возможность его сколько-нибудь существенно дополнить [сборник Рыбникова], а хотел только удовлетворить личному любопытству, знакомством с некоторыми сказителями. Между тем счастливый случай скоро заставил меня из туриста превратиться в собирателя». За два месяца он прослушал 70 певцов и записал 318 былин (рукопись составила более 2000 страниц). Готовя материалы к публикации, Гильфердинг впервые применил метод воспроизведения былин в соответствии с репертуарами сказителей, предпосылая этим собраниям подробные биографические справки

Ляцкий, Былины — старинки богатырские

Книга прекрасно отражает свое время: с одной стороны, в обществе формировалась тенденция все значительные явления культуры связывать с верхушкой общества, аристократией, образованным классом и недооценивать творческие силы народа. Такие взгляды были характерны многим, в том числе авторам сборника «Вехи», ряду представителей символизма и т.д. Но с другой, возрос интерес к народной культуре и ее средневековой истории. Составитель сборника, Е.А.Ляцкий, застал живую традицию пения былин на Русском Севере, в Олонецкой и Архангельской губерниях. Ее отголоски он фиксировал на Урале, в Сибири, на Дону и Северном Кавказе – в районах пограничья, куда издревле бежали разного рода диссиденты или уходили в поисках лучшей доли казаки, староверы и пр. Составитель сборника, Е.А.Ляцкий, застал живую традицию пения былин на Русском Севере, в Олонецкой и Архангельской губерниях. Ее отголоски он фиксировал на Урале, в Сибири, на Дону и Северном Кавказе – в районах пограничья, куда издревле бежали разного рода диссиденты или уходили в поисках лучшей доли казаки, староверы и пр.

Полный свод киевских былин, в литературной обработке А. Лельчука. Былины выстроены хронологически и по смыслу в цельную героическую повесть. Язык современный, но максимально сохранен ритм и стиль оригинала. Персонажи и сюжеты отсортированы, убраны дубли и повторения. Составлена условная карта Былинной Руси.

Кроме того, варианты былин встречаются:

у Шейна в сборниках великорусских песен («Чтения Московского Общества Истории и Древностей» 1876 и 1877 и отд.);

Костомарова и Мордовцевой (в IV части «Летописи древней русской литературы Н. С. Тихонравова»);

былины, печатанные Е. В. Барсовым в «Олонецких Губернских Ведомостях» после Рыбникова,

и наконец у Ефименко в 5 кн. «Трудов Этнографического отдела Московского Общества любителей естествознания», 1878.

Классификации былин древнейшие русские былины и их герои.

С точки зрения содержания и жанровых особенностей былины могут быть разбиты на ряд видовых групп:

Большую группу составляют героические или богатырские былины. Все эти былины посвящены теме защиты Родины, в них повествуется о подвигах героев-богатырей. (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Василия Игнатьева, Михаила Даниловича, Сухмана, Василия Каземировича, Святогора и других.).

Другую группу составляют былины-новеллы (социально-бытовые), повествующие обычно о бытовой и общественной жизни народа (былины о Садко, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче, Соловье Будимировиче и т.д.).

Особую группу составляют былины-баллады, в которых явления общественной жизни или исторические события даны в форме драматических происшествий в личной жизни людей («Князь Роман жену терял», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Василия и Софья» и др.).

К немногочисленной группе относятся былины волшебно-сказачного содержания («Подсолнечное царство», «Ванька Удовкин и сын», «Нерассказанный сон», «Ждан – царевич», «Купеческая дочь и царь»).

Ещё одну немногочисленную группу составляют былины, возникшие на основе преданий и исторических песен о событиях XVI-XVII веков («Рахта Рагнозерский», «Бутман и царь Пётр Алексеевич», и другие).

Шестую группу составляют былины пародийного характера. В этих былинах в парадийно-шуточной форме высмеиваются люди, совершающие далеко не героические дела («Агафонушка», «Старина о льдине», различные небылицы).

Согласно В.Г. Белинскому, все древнерусские былины можно поделить всего на два цикла – новгородский и киевский, так как все былины связаны либо с Новгородом, либо с Киевом – двумя политическими центрами Древней Руси. Древнейшим героем, без сомнения, является богатырь – великан Святогор. Сказания о Святогоре имеют форму некоей «побывальщины», ибо написаны они прозаически. В них присутствует целый ряд эпизодов: о том, как Святогор встретился с Ильей Муромцем, о неверной жене Святогора, о суме с тягой земной, о смерти Святогора в гробу. Тут в изобилии встречаются мифологические следы.

Богатырь Святогор – это воплощение старых жизненных порядков, которые, несомненно, должны исчезнуть. Поэтому, собственно, его смерть была неизбежной (былина о Святогоре и гробе). Вначале Илья примеряет домовину на себя, но гроб оказывается ему велик, а Святогору пришелся как раз в пору. Когда Илья закрывает крышку домовины, то снять ее становится уже невозможно. Удары меча по крышке оставляли на ней железные обручи, а сам богатырь Илья, таким образом, получает от Святогора часть его силы. Так символически умирает старый герой, уходит в прошлое безвозвратно, передав свою силу новому герою, богатырю совершенно новой исторической эпохи.

+ вопрос 31 (Алеша, Добрыня, Илья)


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!