Песни антикрепостнические и их особенности.
Основная масса традиционных лирических песен была посвящена бытовой тематике, центральное место в них занимала тема семейных отношений. Но это отнюдь не означает, что традиционная крестьянская песня никак не затрагивала явлении социальной жизни. В ней нашли определенное отражение антикрепостнические настроения народа.
Антикрепостническая тема в крестьянских песнях получила довольно специфическую форму выражения. Можно указать лишь немногие песни, полностью посвященные этой теме. В большинстве же случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой. Ярким примером может служить песня «Слобода моя, ты слободушка». Песня начинается строками, в которых говорится о тех притеснениях, которым подвергались крестьяне со стороны старост и приказчиков:
Слобода моя, ты слободушка!
Слобода моя, Подмосковная;
Подмосковная, разореная!
Разорил тебя злой приказчичек;
Разорил-то он вместе со старостой.
А далее в песне идет хорошо знакомый по традиционным семейно-бытовым песням мотив — жалоба молодки на старого, постылого мужа. И надо сказать, что слияние в рассматриваемой песне этих двух мотивов (социального и семейного) представляется вполне органичным, жизненно и художественно мотивированным: невыносимые условия жизни русской женщины-крестьянки как раз тем и определялись, что она одновременна испытывала на себе гнет социальный и семейный. Такое объединение бытовых и социальных мотивов можно обнаружить и во многих других крестьянских песнях.
Помещик был полновластным хозяином крепостных крестьян: он мог по своему усмотрению сдавать их в солдаты, отправлять на фабрики, заводы или на другие работы.
Аналогичными по своему содержанию являются также песни «Злодей ты, наша барыня» и «Калинушку с малинушкой водой залило»].
|
|
Особенно тяжелым был барщинный труд. Крепостных крестьян на заре выгоняли на работу, и под присмотром помещика или его представителей они должны были работать до самого позднего вечера. Крестьяне жаловались:
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами!
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько.
На работу гонят рано,
С собой хлеба дают мало.
Ямщицкие и буллацкие народные лирические песни.
Основным занятием крестьян было хлебопашество. Часть дней в неделю они работали на себя, а часть — на помещика. Так называемые «государственные крестьяне» должны были платить оброк. И поэтому кроме хлебопашества они вынуждены были заниматься различными промыслами: работали ямщиками, извозчиками, ходили бурлачить, на разработку торфа, рубку леса и т. д. Обо всем этом было сложено немало песен.
Одним из самых древних промыслов на Руси было бурлачество. Бурлаки выполняли самую тяжелую работу на больших реках.
|
|
В условиях малоподвижной жизни патриархальной деревни уход в бурлаки представлял собой большое социальное и психологическое событие как для самого бурлака, так и для семьи, которую он оставлял на довольно продолжительное время. В крестьянской среде сложилась и широко бытовала песня «По утру то было раным-рано», в которой рисовалась картина проводов бурлаков. Широкое поэтическое вступление песни, название бурлаков «людьми вольными» выражают черты крестьянской идеализации бурлачества. Но эта идеализация была условной. Идеализировать бурлацкую жизнь не было никаких оснований. Тяжелее бурлацкого труда, пожалуй, и не было. Песни, сложенные самими бурлаками и исполняемые ими во время работы, напоминали собой скорбный стон замученных людей.
Чаще всего во время работы бурлаки исполняли «Дубинушку», ритм которой отвечал ритму выполняемой работы. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу, объединять их физические усилия в определенные моменты. Бурлацкая «Дубинушка» состояла из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все тянущие баржу. Припевы «Дубинушки» довольно однообразны по своему содержанию. Вот наиболее распространенный:
Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!
|
|
Что же касается двустиший, которые исполнял запевала, то они без конца варьировались, наполнялись всё новым и новым содержанием.
С уходом крестьян в бурлаки связывалась надежда заработать определенную сумму денег, чтобы хоть в какой-то мере поправить свое материальное положение и заплатить оброк. Но этим иллюзиям чаще всего не суждено было сбыться. Бурлаки, как правило, возвращались домой нищими, оборванными.
Бурлацкие песни в живом бытовании до нас не дошли.
Ямщицкие песни. Строительство железных дорог в России началось с середины XIX в. Извозчики, которых на юге страны называли чумаками, перевозили всевозможные товары, а ямщики — почту и пассажиров.
Чумаки и ямщики часто и надолго покидали родное село. Ямщицкий и чумацкий промыслы были связаны с большими трудностями, чреваты опасностями. Нередко извозчики и ямщики тяжело заболевали в пути, иногда умирали. Все это нашло свое отражение в песнях, как правило, очень грустных. Самой распространенной ямщицкой песней была «Степь Моздокская», в которой рассказывалось о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней на родную сторонку и передать последнее «прощай» родным. В связи с постройкой железных дорог и исчезновением ямщицкого и чумацкого промыслов забылись и многие песни чумаков и ямщиков. В свое же время их, очевидно, было немало. Наряду с песнями грустными и печальными, надо полагать, были песни и веселые. В них могло говориться о благополучном возвращении чумаков, и ямщиков домой, об их радостных встречах с родными, близкими и т.д. А.С.Пушкин, не раз слышавший и хорошо знавший песни ямщиков, в стихотворении «Зимняя дорога» писал:
|
|
Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска!
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1246; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!