Танцуется воздушно, все перепрыгивания идут за счет ног. Корпус остается прямым, вес все время на одном месте.



Народные танцы.

Народ являлся хранителем танца, т.к., пользуясь крайне ограниченной политической свободой, всеми притесняемый народ искал веселья в телесных упражнениях. Приходилось худо - крестьянин топил горе в вине и пляске; жилось весело - развлекался теми же танцами. Благодаря такому отношению к жизни в народной среде возникали разнообразные танцы, соединенные с играми и остатками суеверных обычаев.

Письменные источники XII - XIII веков указывают на существование двух видов танцев: медленных, "тягучих" и быстрых с прыжками. Первые традиционно считались придворными, хотя их танцевал и народ на вольном воздухе.

Для знати описывалось следующее: кавалер брал за руку одну или двух дам (в Германии, во Франции - всегда одну), сдержанными шагами с вытянутым корпусом церемониально проходил с ней кругом залы. И это у них считалось веселым времяпрепровождением.

До XII века миннезингеры восторженно воспевали любовь с призывом по весне (в мае) праздновать возрождение природы и танцевать. Как выглядели эти танцы, они не описывали, но, очевидно, собравшиеся водили цепи и хороводы. Парные танцы появились не раньше XIII века.

В Германии имели место и такие композиции: цепь пар держится за руки, двигается то вправо, то влево, затем цепь смыкалась в круг, на середину по очереди выходили пары и что-то выделывали, остальные же повторяли движения ведущего цепи. По всей видимости, это была излюбленная форм танцев по всей Европе.

Существовали также различные варианты танцев с употребление6м аксессуаров. Например, это могла быть кружка с напитком, который танцор делил со своей партнершей, танцевал с кружкой на голове, проскакивал в цепи под общий хохот.

Танцы ремесленников.

Ремесленники по роду своих занятий объединялись в цеха и устраивали этими цехами профессиональные праздники с процессиями и танцами в специальных "танцевальных домах" близ ратуши.

Они танцевали танцы с гирляндами, обручами, мечами. Привыкнув за работой обращаться с разного рода инструментами, переносили эту привычку на танцы, где меч или обруч легко поддавались привычным манипуляциям.

Танец мечей особенно любили сапожники и слесари. Существовали даже специальные фехтовальные школы, где обучали владению оружием, чтобы в танце можно было блеснуть умением и ловкостью при обращении с мечом. Знать охотно принимала приглашения на эти цеховые праздники.

"Танец мечей", исполнявшийся в 1620 году в Бреславле при принятии присяги Фридриху II: танцовщики по отдельности или группами ловко управлялись с мечами; один сшибал монеты, лежащие на головах мальчиков, другой прыгал между воткнутыми в землю в виде разных фигур (например, розы) мечами; затем все скакали и прыгали.

Арбо называет танец мечей "танцем буффонов", которые несколькими парами проделывали разнообразные эволюции с мечами. По его словам, этот танец является осколком воинственного танца римских Салиев, служителей Марса.

Мечами в танце рубили, не как попало, а по правилам фехтования, в соответствии с определенным темпом, поднимая то одну, то другую ногу. Те же движения могли проделываться с обручами, прутьями, флагами.

Во главе общего танца находился "король", который, как дирижер, распоряжался музыкой, указывая на размеры движений танцоров. На конкретные движения ног внимание обращалось мало.

В 1350 году чума навела тяжелейшее отчаяние на Мюнхен. Тогда бондари вышли на улицу и стали своими танцами развлекать горожан. Это действие принесло реальную пользу в поднятии духа, вследствие чего бондарям дали право один раз в семь лет устраивать танцы на улицах города, что они и проделывают до сих пор (по данным 1914г.).

Одним из таких танцев-развлечений бондарей был "танец со стаканом на голове": танцор выделывал всевозможные "па", пролезал в "воротики" - основная его задача при этом состояла в том, чтобы не пролить ни капли из кружки. Нечто похожее на контрданс, исполнявшееся сначала перед королевским дворцом, потом перед домами министров и прочих знатных лиц. В конце танца обручи и гирлянды, также участвовавшие в качестве атрибутов, ломались на куски, которые разбрасывались народу, жадно хватающему цветы.

В истории общественной жизни Европы Германия, Франция и Италия стояли во главе всех государств, поэтому все, что касается их, может быть, смело перенесено и на другие страны.

Склонный к развлечениям жизнерадостный француз (или германец) любил танцы, как необходимый спутник праздников и увлекательное занятие в часы отдыха и досуга, и никакие церковные запреты не могли этому помешать.

Средние века можно назвать цветущей эпохой танцев в Европе, особенно во Франции и Германии.

Кроме танцев с мистическим оттенком, начиная с XII века, во Франции танцевали "les caroles": цепь танцоров водила то сомкнутые, то разомкнутые хороводы, то медленно, то быстро припрыгивая, вместе мужчины и женщины. Впереди цепи шел запевала, припев его песни подхватывали все танцующие. Кароли являлись обязательным десертом после любой пирушки.

Также танцевали брандли, образовавшиеся из каролей. Это тоже род хороводов, каждый из которых имел персональное название (простой, веселый, прачек, башмачников, гусей, лошадей, с факелами и пр.), также это могли быть танцы на одну или несколько пар, медленные или веселые. "Веселый брандль" современниками описывался примерно так: "одна нога танцора всегда казалась в воздухе" из чего можно заключить, что они в такт двигались вперед, перепрыгивая с ноги на ногу, причем одна нога оставалась в полусогнутом виде, как будто делала паузу. Как правило, при исполнении брандлей участвующие пели.

Во время обедов исполнялись вокальные и инструментальные концерты, на вечерние же рауты приглашали также балетных артистов (за плату).

В целом, все средневековые танцы были незатейливы, народ развлекался просто, постоянно смыкаясь в хороводы. Попытки ввести парные танцы долгое время не удавались, особенно в Германии, где они жестко преследовались и танцующие нередко подвергались штрафу. Первое упоминание танцев на две пары относится к XV веку - эти танцы отличались тем, что каждый проделывал свои "па" отдельно от партнера. Можно усмотреть следующий переход: от средневековых народных танцев к придворным танцам XVI и других веков, далее к классической хореографии и, наконец, к балету.

 

С.Н.Худеков. История танцев. Ч.2. СПб., 1914.


Питерская "норвежская" круговая

Описание танца:

Часть А

16 увесистых шагов по кругу,

4 шага все в круг (выход в круг все начинают с правой ноги), не размыкая рук,

на 4 шага из круга.

Отпустили руки,

Выходят юноши. На 3 шага входят в круг, на четвертый делают перескок с ноги на ногу.

На четыре шага из круга.

Выходят девушки. На 3 шага в круг, на 4 счет каждая смотрит направо и хлопает по протянутой руке партнерши, одновременно протягивая полусогнутую левую руку налево, чтобы по ней тоже хлопнули.

На 4 шага вернулись.

Часть Б

Далее кавалеры поворачиваются к партнерше слева. Партнеры кладут правые руки на левые плечи друг друга.

На 8 шагов обходят друг друга на полтора оборота, оказываясь на месте своего партнера.

Далее идут по кругу. Танцующие протягивают следующему партнеру левые руки. Меняются с ним на два счета (полоборота). Фигура называется шен ("цепочка") и выполняется вся на 16 счетов, после чего все разворачиваются в круг и снова все сначала. В шене все девушки идут в одну сторону, парни, соответственно, в другую.


Шотландская джига

Исходное положение: партнеры стоят друг напротив друга в колоннах.

Основной шаг:

4 такта

Раз – шаг на Л с переносом веса

И – такой же на Пр

Два прыжок на Л вперед

И –шаг назад на Пр с переносом веса

Три – шаг назад на Л с переносом веса

И - шаг назад на Пр с переносом веса

Четыре – прыжок на Л ногу, Пр вынесли вперед

И– прыжок на Пр, Л вынесли вперед

Часть 1

4 основных шага друг к другу, соприкасаясь правыми руками, согнутыми в локтях.

Часть 2

То же, что и первая, но захлест руками

Часть 3

4 основных шага, на счет 3 (2 такт) прыжок с разворотом друг к другу лицом, с одновременным хлопком 2 руками над головой. На счет 4 отходим назад, на место партнера (смена мест 4 раза за часть, возвращаемся в и.п.)

Часть 4

Исполняется по очереди, начиная с первой пары. На 4 счета (2 такта) сходимся на мелки прыжках, протягиваем друг другу Л руки, беремся Л руками, а правые над левыми кладем партнеру на бедро, и на прыжках исполняем свинг (кружение) до конца колонны. Там пара расходится и на простых шагах двигается на свое исходное место.


Гай горданс

Танцуется в парах, К слева.

И.п. Д справа от К. Правой рукой, согнутой в локте, с поднятым вверх предплечьем К держит за руку Д. Согнутой Л рукой он держит Л руку Д, рука Д впереди.

 

Часть.

Счеты Движения
1 – 4 с внешних ног 4 шага по линии танца
5 – не разрывая рук, повернуться через Пр плечо, шаг с внутренней ноги назад по линии танца
6 – 7 2 шага с внешних ног назад по линии танца
8 – подпрыгнуть на опорной ноге
1 – 8 повторяется по линии танца в другую сторону (поворот через левое плечо)

Повторить 4 раза.

Часть.

Счеты Движения
1 – 8 К идет по линии танца, Пр рукой держит Д за левую руку, и 4 раза прокручивает под рукой даму через правое плечо.
9 – 16 4 полечных шага по линии танца против часовой.

 


Бретонская джига

И.п. К слева, Д справа, пары друг за другом в колонну

 

Часть.

1 – 4

2 шассе с внешних ног по линии танца,

1 шассе с разворотом лицом друг к другу в паре, одно шассе назад

5 – 8

2 шассе с внутренних ног возвращаясь назад,

1 шассе с разворотом лицом друг к другу, одно шассе назад в и.п.

Повторить два раза.

 

Часть

Два прыжка на внутренней ноге с выбросом накрест внешней ноги

Два прыжка на внешней ноге с выбросом накрест внутренней ноги

Кавалер поворачивает даму под рукой, дама крутится на простых шагах, становится слева от К

 Два прыжка на внутренней ноге с выбросом накрест внешней ноги

Два прыжка на внешней ноге с выбросом накрест внутренней ноги

Дама проходит перед кавалером спиной к нему за 4 простых шага

Повторить два раза.


Кастарват.

Танцуется каролем в левую сторону.

На восемь счетов:

1 - шаг правой ногой накрест влево.

2 - шаг левой ногой влево, как в брандле.

3 - подпрыгиваем на правой ноге, левую выбрасываем вперед (ставя на пол).

4 - стоим.

5 - перепрыгиваем, выбрасывая вперед правую ногу.

6 - снова вперед левую.

7 - левую поднимаем к колену правой, стопа параллельно полу.

8 - опускаем левую ногу на пол, перенося вес. Танец очень быстрый и веселый.

Танцуется воздушно, все перепрыгивания идут за счет ног. Корпус остается прямым, вес все время на одном месте.

Запись Настасьи Белой


Шаги бранлей


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!