Как следует кавалеру держаться во время вальса.



1. Ни в каком случае кавалеру не следует прижимать даму - это считается плохим тоном, да и даме неудобно танцевать.

2. Кавалеру следует держать талию дамы правой рукой так, чтобы ладонь его правой руки была не дальше середины талии дамы, при чем рука, начиная с кисти, должна повышаться до того, чтобы та часть руки, которая выше локтя, подпирала под левую руку дамы.

3. Левой рукой кавалеру следует держать правую руку дамы почти за пальцы.

4. Руки танцующих лучше всего опустить книзу, слегка изгибая в локте.

5. Корпусом кавалер должен, начиная с пояса, слегка податься вперед к даме.

6. Кавалер должен быть впереди дамы на полкорпуса, причем корпус и в особенности лицо как бы обращены к даме.

7. Управлять дамой кавалер должен лишь правой рукой.

Как следует даме держаться во время вальса.

1. Дама кладет свою левую руку на правую руку кавалера, но не на плечо, корпусом обращена к нему, а лицом как бы смотрит через его правое плечо.

2. Дама, подав правую руку кавалеру, не должна сжимать пальцами его руку. Кавалер лишь держит руку дамы, даме же не следует держать руку кавалера.

3. Начиная с пояса, дама также должна корпусом слегка податься вперед.

4. Даме следует твердо положить свою левую руку, которая как бы служит тормозом, не дающим корпусу менять раз принятое положение во все время танца.

5. Даме не следует опираться всей тяжестью корпуса на руку кавалера - чем и избавить его от нелегкой обязанности носить ее.

 

По этому описанию становится понятно, что кавалер может вести даму только своей правой рукой. Именно поэтому в вальсе 19 века первый шаг дама делала с правой ноги вперед, а кавалер с левой назад: кавалер как бы вел даму на себя, на втором шаге (дамы назад) уже возникала инерция кругового движения; в то время как если кавалер начнет танец с правой ноги вперед, то на первом шаге он не сможет вести даму. Это же правило первого шага сохранялось и в других парных танцах того времени.

Евгения Соленикова


Необходимые понятия:

Реверанс - выполнялся дамами. В начале 19 века, во время «античной» моды, дама должна была обеими руками чуть-чуть приподнять платье спереди, одну ногу вынести чуть вперед на носок, на другой сделать плие. После распространения кринолинов реверанс изменился: платье поднимать не обязательно, нога не выносится вперед, а чуть-чуть отодвигается назад, на другой опять же делается плие. Реверанс может делаться на любой ноге.

Поклон - выполняется кавалерами. Голова и верхняя часть туловища легко наклоняются, при этом спина не изгибается - наклон идет за счет поясницы. Руки свободно опущены вниз.

Плие (plie) - в большинстве случаев начинает и заканчивает танцевальное движение. Легкое приседание в различных позициях ног.

 

1-я позиция ног - пятки вместе, носки в разные стороны, угол между ступнями должен составлять не менее 120 градусов. Вес равномерно распределяется на обе ноги.

2-я позиция ног - ноги раздвинуты на ширину плеч, носки развернуты в разные стороны. Фактически вторая позиция получается если из первой сделать шаг вбок. Вес, в зависимости от танца, либо переносится на одну ногу, либо равномерно распределяется на обе ноги.

3-я позиция ног - одна нога приставлена пяткой у щиколотки другой ноги. Угол между ними - 90 градусов. Вес равномерно распределяется на обе ноги.

4-я позиция ног - получается если из третьей позиции сделать шаг вперед или назад. Одна нога отодвинута от другой на ширину шага, носки немного вывернуты наружу (по 45 градусов от оси движения). Вес, в зависимости от танца, либо переносится на одну ноги, либо равномерно распределяется на обе ноги.

Основные шаги танцев 19 века.

па марше (pas marche) - шаг, в котором ступать надо с носка, плавно и легко опуская всю стопу ноги на пол (в естественном шаге человека сначала опускается на пол пятка).

па глиссе (pas glisse) - исходное положение - любая закрытая позиция; на <и> подняться на носки, на <раз> не отрывая носка от пола правая нога скользя выводится на четвертую позицию вперед, плавно опускается на полную стопу, при этом на нее переносится вес корпуса. Следующее глиссе делается с левой ноги: на <и> единым движением левая нога не отрывая носка от земли подтягивается, обе ноги поднимаются на носки, левая нога не задерживаясь продолжает движение, на <раз> левая нога делает па как правая в предыдущем шаге.

па шассе (pas chasse) - состоит из двух па глиссе с одной ноги. Выполняется следующим образом: на <и> поднимаемся но носках двух ног, на <раз> правая нога скользя опускается на полную ступню с продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса, на <и> левая нога подтягивается к правой, одновременно поднимаемся на носки, на <два> правая нога снова скользя опускается на полную ступню с продвижением вперед, одновременно на нее переносится вес корпуса. Следующее шассе делается с левой ноги. При исполнении шассе носки не отрываются от пола.

па галопа - может исполняться вперед, назад и вбок. Вперед и назад - состоит из четырех па глиссе с одной ноги, затем нога меняется. Вбок - неограниченное количество (сколько необходимо по музыке) па глиссе с одной ноги.

па вальса - есть два основных шага в вальсе: шаг вперед (выполняется с правой ноги) и шаг назад (выполняется с левой ноги). В 19 веке эти два шага объединяли в единое па вальса, в современных учебниках описывают как два вальсовых шага.

шаг вперед - перед шагом делается маленькое плие. На <раз> скользящий шаг правой ногой вправо по диаргонали. Вес переносится на правую ногу. На <два> разворот на 180 градусов через правое плечо, левая нога скользя ставится в четвертую позицию за правой, на полупальцы. На <три> правая нога подтягивается к левой, ступни опускаются на пол. Плие.

шаг назад - На <раз> скользящий шаг левой ногой влево по диаргонали назад. Вес переносится на левую ногу. На <два> разворот на 180 градусов вправо, правая нога подтягивается и ставится на полупальцы перед левой (рекомендуется в третью позицию). На <три> обе ступни ставятся на пол. Плие.

Дама начинает вальс с правой ноги вперед, кавалер - с левой назад.

па польки - на <и> прыжок на левой ноге, правая вытягивается по направлению движения (например, вперед или вбок), на <раз> правая нога ставится на полупальцы, на <и> левая нога подтягивается к правой, на <два> правая нога шагает по ходу движения и ставится на полупальцы, левая подтягивается и поднимается так, чтобы она касалась пяткой щиколотки правой ноги. Следующий шаг начинается с прыжка на правой ноге. При исполнении в парах дама начинает с шага правой ногой (как описано выше), кавалер с шага левой ногой.

Для кружения во время первого прыжка (<и> перед <раз>) идет поворот вправо (начиная со второго полечного шага).

 

Евгения Соленикова

 


Язык веера

Цвет веера обозначает:

Белый - невинность

Красный - радость

Лиловый - смирение

Голубой - постоянство, верность

Желтый - отказ

Розовый с голубым - любовь и верность

Веер развернут, дама отмахивается - "я замужем"

Веер закрывается - "вы мне безразличны"

Открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой"

Веер полностью раскрыт - "ты мой кумир"

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь

подать ручкой - презрение

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь

 

Язык цветов

В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора:

Anemon - анемон

Lilie - лилия

Eicheln - желуди

Xeranthenun - амарант

Accazie - акация

Nelke - гвоздика

Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки

Epheu - плющ

Roze - роза

Первые буквы названий этих цветов оставляют имя Александр.

 


Символика цветов:

Василек - верность, искренность

Жасмин - непорочность

Маргаритка - терпение, печаль

"Медвежьи ушки" - вас ищут обмануть

Резеда - минутное блаженство

Дикая роза - простота

Белая роза - невинность

Тюльпан - гордость и неблагодарность

Фиалка - скромность и дружба

Ноготки - кокетство

Астра - величие

Петушки - спокойствие

Мак - воспоминания

Подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю

Белая гвоздика - целомудрие

Розовая гвоздика - брак

Лавр - торжество вечного целомудрия

Гиацинт - спокойствие души

Ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия

Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом:

Мак - сохраним нашу тайну

Цветы клевера - жениться или нет

Лист клевера - жду ответа


Вальс-Миньон

Исполняется по кругу. Начальная позиция - кавалер стоит спиной в центр, дама - лицом.

СХЕМА

* Одиночное балансе против линии танца. 1 такт.

* Раскрытие по линии танца без продвижения. 1 такт.

* Руки (правая у дамы, левая у кавалера) размыкаются,

* партнеры разворачиваются лицом по линии танца,

* вальсовый шаг по линии танца с внешней ноги (правая у дамы, левая у кавалера).

* Променад обоих партнеров по линии танца. 1 такт.

* Положение как в предыдущей фигуре, вальсовый шаг с внутренней ноги.

* Закрытие по линии танца без продвижения. 1 такт.

* Свободные руки партнеров смыкаются.

* (Повторение предыдущих четырех тактов). 4 такта.

* Шаг-глиссад по линии танца. 1 такт.

* Глиссад - (против линии танца)3 такта

* Первая половина вальсового поворота. 1 такт.

* Шаг-глиссад по линии танца. 1 такт.

* Вторая половина вальсового поворота. 1 такт.

* (Повторение предыдущих четырех тактов). 4 такта.

Описание взято с сайта Золотых Лесов


Вальс-мазурка

Необходимые движения:

Дорожка

Для кавалера

              Шаг левой в сторону, шаг правой позади левой накрест, шаг левой в сторону, шаг правой впереди левой накрест, шаг левой в сторону, приставить обратно.

                   Для дамы

                   Шаг правой ногой в сторону, шаг левой ногой впереди левой накрест, шаг правой ногой в сторону, шаг левой ногой позади правой накрест, шаг правой ногой в сторону, приставить обратно.

Мазурочные подскоки (голубцы) – выполняются по ходу движения. Шагнуть, подпрыгнуть на той ноге, которой шагнули, подбить ногу в воздухе второй ногой.

СХЕМА

* Две дорожки по линии танца: 4 такта.

* Два правых вальсовых поворота. 4 такта.

* Три мазурочных шага-подскока по линии танца. 3 такта,

* Первая половина правого вальсового поворота. 1 такт.

* Три мазурочных шага-подскока по линии танца. 3 такта.

* Вторая половина правого вальсового поворота. 1 такт


Фигурный вальс Людовика XV

Реконструирован Евгенией Солениковой и Михаилом Райко.

Этот вальс имеет несколько странное название: во времена Людовика XV вальса еще не существовало. Просто во второй половине XIX века, когда возник этот танец, в моде было все, связанное с Людовиком XV, мадам Помпадур и их временем.

Часть.

Все стоят в парах, кавалеры - левым боком в центр, дамы - правым. За такты, аналогичные двум вальсовым шагам, шассе в центр (кавалеры с левой ноги, дамы с правой). Соединенные руки (у кавалеров - левые, у дам - правые) поднимаются вверх.

Две лодочки в центр круга.

Две лодочки из круга.

Два вальсовых поворота по кругу, кавалеры начинают с левой ноги назад, дамы - с правой вперед. В конце вальсовых шагов все снова встают боком в центр.

Часть.

Повторение 1-й части. В конце все встают: кавалеры спиной в центр, дамы лицом в центр.

Часть.

Лодочка по линии танца.

Лодочка против линии танца.

До-за-до.

Балансэ в круг на два счета (кавалер идет спиной в круг).

Балансэ из круга на два счета.

4 часть.

Четыре вальсовых поворотов.

Все повторяется пока не окончится музыка.


ПОЛЬСКИЙ, ПОЛОНЕЗ

Фр. polonaise, в России 18 в. известен как "польский", что дает основание считать это назв. основным. Слово "полонез" встречается только в переводной литературе.

Полонез- торжественный бальный танец-шествие. Его прототип - народный польский танец степенного, торжественного характера. В народном быту - 4-дольный, в процессе эволюции преобразился в 3-дольный. Постепенно стал танцем аристократии, потеряв свою простоту. В шляхетской среде сначала танцевался только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости: "...не скоро, но важно танцевать его следует" .

Шаг Полонеза, изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец воспитывал стройность осанки, умение изящно и с достоинством "шествовать". В реальности танцевального быта П. исполняли по-разному: "...одни совсем не придерживались правил; другие прибавляли свое; иные ни своего, ни чужого не делали, потому что не танцевали, а ходили в такт; производили шарканьем ног неприятный шум...". Полонез составлялся из трех шагов - эта простота исходной фигуры способствовала его распространению во всех странах Европы. Во Франции полонез стал придворным танцем в 16 в., а в России был известен еще в допетровское время: полонез был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. О "степенных польских танцах" при дворе Алексея Михайловича упоминает Я.Штелин. Полонез был популярен в начале 18 в., его танцевал Петр I и его окружение. В эти годы русский вариант полонеза отличался от общеевропейского большей сдержанностью, степенностью. Некоторые иностранцы, в частности принцы гессенские, танцевавшие др., более сложные танцы "довольно хорошо", будучи в 1723 при русском дворе в СПБ, со сравнительно простым "польским никак не могут совладать".

Особой разновидностью полонеза являлся церемониальный свадебный танец, сочетающий поклоны, степенное шествие пар и собственно танец. С него начинались и им заканчивались дворянские свадьбы.

Наиболее полное описание церемониальных танцев - первого и прощального - дает Ф.В. Берхгольц: "Дамы, как и в Английских танцах, становятся по одну, а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в продолжение которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают реверансы) своим соседям и друг другу, потом... делают круг влево и становятся опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только... ходят и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают то же самое. Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все танцуют, как следует и тем кончают". Прощальный танец несколько отличается тем, что его танцевали, "во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом танцует впереди, и все должны следовать за ним и, наконец, в-третьих, тем, что польский начинается тотчас же". Во время танца все шаферы держат в руках восковые свечи, с которыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты. Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженой матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл других, регламентированный бальным ритуалом.

Полонез (обычный) танцевался, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях СПБ петровской эпохи этому танцу уделялось много внимания. И позднее полонез не потерял для Санкт-Петербургской знати своей привлекательности. В 1744 по случаю приезда в СПБ принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы при дворе давались балы. Второй бал был примечателен тем, что продолжался не более часа и танцевали на нем "только полонезы". Насыщенный балами и маскарадами придворный музыкальный быт елизаветинской и екатерининской эпох привносил в простую основную фигуру полонеза разнообразие и изобретательность. Двадцатилетие спустя полонез танцевали как на пышных бальных празднествах, так и в интимном кругу приближенных и фаворитов на малых эрмитажах и взрослые, и младшие члены царской семьи.

В зависимости от ситуации в полонезе принимало участие различное число танцующих. В церемониальном танце по 3 пары в начале свадьбы и по 5 - в конце. Танцы в 3 пары характерны и для неритуального полонеза. Но эти правила выполнялись нестрого уже в петровское время. А в случаях, когда балы устраивались в просторных залах, число танцующих доходило до 12 пар; в более поздние времена - и больше. Полонез был популярен среди лиц любого возраста и звания.

В 18 в. полонез был любимейшим танцем молодежи. Простые фигуры и сравнительно медленный темп полонеза давали возможность для разговора, ведения любовной интриги. Все это увеличивало прелесть общения на балах и маскарадах, способствовало сближению, затрудненному вне ситуации светского праздника. Особой привлекательностью для молодых людей обладала одна из разновидностей полонеза - "круглый польский, который, кажется, был выдуман для интриг: он продолжался по несколько часов, все в свою очередь, отделав по условию фигуру, стояли на своих местах, и каждая пара о чем-нибудь перебирала; разумеется, что разговоры такие были не философские: тут скромная и благородная любовь искала торжества чувствительного и нежного". Так, в 1794 летом в Царском Селе во время полонеза фаворит Екатерины II П.А. Зубов пытался передать любовное послание Елизавете Алексеевне.

"Золотым веком" полонеза в России являются 90-е гг., связанные с успехами завоевательной политики правительства и вытекающим отсюда общественным оптимизмом, который отразил в своем творчестве с особой помпезностью О.А. Козловский. Его знаменитый полонез на текст Г. Р. Державина "Гром победы раздавайся" был одно время официальным гимном России. Он сочинен в 1791 для праздника, дававшегося светлейшим кн. Г. А. Потемкиным в Таврическом дворце в честь взятия Измаила и замирения с Турцией. Были популярны и неоднократно издавались полонезы М.Огинского.

Значение полонеза в течение 18 в. изменялось. В начале века он был центральным танцем, включался в ритуал свадьбы и служил для открытия балов. В 60-е гг. полонез потеснила мода на менуэт. Но позднее полонез снова становится основным бальным танцем. Существование полонеза в России не исчерпывается 18 в. и выходит далеко за его рамки.


Гранд марш
(Обычный полонез по 4/4) 1 проход. Пары проходят в голову зала, в конце расходятся (дамы - направо, кавалеры - налево). 2 проход. Вновь встречаясь в "хвосте" зала, дамы проходят перед кавалерами, продолжая движение по кругу. (Внимание! Именно по кругу, не надо "срезать" линию танца!) В голове зала (встречаясь с кавалерами) дамы продолжают идти по внутреннему кругу, кавалеры - им навстречу по внешнему. 3 проход. Пары вновь объединяются и идут в голову зала, где первая пара идет направо, вторая налево, третья направо и т.д. 4 проход. В хвосте зала каждые две пары объединяются и идут вперед. В голове зала левый кавалер уходит налево, остальная тройка - направо. 5 проход. Вновь образовавшаяся "четверка" доходит в голову зала, где правая дама уходит направо, остальные налево. 6 проход. "Четверка" проходит в голову зала и расходится попарно. Первая пара - направо, вторая - налево. 7 проход. Образуется колонна в одну пару (как в начале). Пары проходят в голову зала. Когда первая пара доходит до конца, дама и кавалер разворачиваются друг к другу и расходятся, чтобы образовался "коридор". Не дожидаясь, пока это сделает вся колонна, первая пара вновь сходится и идет обратно по "коридору". За ней остальные. В конце коридора первая пара поворачивает направо, вторая налево и т.д. и вновь идут к голове зала. Дойдя до конца, пара разворачивается лицом "внутрь зала" (кавалер занимает свое место и "доводит" даму). В результате образуются две колонны, стоящие лицом друг к другу, где чередуются кавалеры и дамы. Поклон. Кавалер и дама поворачиваются друг к другу. Дама приседает в реверансе, кавалер кланяется. Затем они вновь поворачиваются внутрь колонны и кланяются (приседают в реверансе) партнеру напротив.

 

Фигурный полонез
1 проход. Пары проходят в голову зала, в конце расходятся (дамы - направо, кавалеры - налево). 2 проход. Пары вновь объединяются и идут в голову зала, где первая пара идет направо, вторая налево, третья направо и т.д. 3 проход. Вновь встречаясь в хвосте зала, пары продолжают движение по кругу ("правые" - по внешнему, "левые" - по внутреннему). Пары выстраиваются в две колонны от головы зала друг напротив друга. Оставьте между колоннами в достатке места! - Дамы выходят вперед и становятся перед кавалерами лицом к даме противоположенной пары. - Дамы встают напротив друг друга, дожидаясь начала музыкальной фразы. - Дамы качаются (делают шаг друг от друга, поворачиваясь в конце обратно лицом друг к другу): направо - налево (2 такта), подходят на 2 такта друг к другу. - 4 такта: Качаются: направо - налево, меняются местами за руки. - 4 такта: Качаются: направо - налево, меняются местами за руки. - 4 такта: Качаются: направо - налево, меняются местами за руки - Степенно возвращаются к своим кавалерам на 4 такта, кивая другой даме, проходя мимо. - После того, как дамы вернулись к своим кавалерам и оказались лицом к ним, кавалер опускается на одно колено, а дама обходит его на 4 такта. Совершается один полный оборот: для левой колонны - по часовой стрелке, для правой - против. - На 4 такта кавалер и дама совершают обводку, держась: левая колонна - левыми руками, правая - правыми. В конце движения кавалер меняет руку на противоположенную. В результате должно образоваться две колонны пар, стоящих лицом к голове зала: кавалеры ближе к центру, дамы - к зрителям. 4 проход. Пары идут в голову зала, затем расходятся: левая колонна уходит направо, правая - налево (левая колонна движется по внутреннему кругу, правая - по внешнему). 5 проход. В хвосте зала каждые две пары объединяются и идут вперед колонной в четыре человека. Дойдя до головы зала, пары расходятся в стороны. 6 проход. В хвосте зала пары опять объединяются в одну колонну. Дойдя до определенной точки (первая пара - до головы зала), расходятся: правый - направо, левый - налево (дамы и кавалеры должны оказаться в шахматном порядке) и встают лицом друг к другу. Завершающий поклон (простой).

Московский менуэт

Исходная позиция : кавалеры и дамы стоят в две колонны лицом друг к другу на некотором удалении, так чтобы кавалер мог подойти к даме на 4 приставных шага.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!