Работа над литературным текстом.
Внимание студента должно быть обращено на смысл читаемого.
1. Определение основной идеи.
2. Установление главной темы.
3. Отыскание логических центров.
4. Уточнение знаков препинания и логических пауз.
5. Первым этапом работы над текстом является чтение по книге, в процессе которого внимание студента сосредотачивается на грамматическом и логическом разборе читаемого отрывка.
6. Установить содержание отрывка, найти главные слова и понятия, определяющие смысл предложения.
7. Разбор структуры каждого предложения, поиск взаимосвязи между главными и второстепенными частями предложения, т. е. разбивка на речевые такты.
«… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам, сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию»… К. С. Станиславский.
Та же работа проводится и со стихом. Это необходимо во механической избежание читки с резкими остановками после каждой строки, или, наоборот, поспешности, при которой не соблюдаются ни стиховые, ни логические, ни грамматические паузы и текс идёт, как говорится «без руля и без ветрил».
8. Выделить ударенные слова.
Станиславский говорил: «В первую очередь надо выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После этого следует сделать то же самое с менее важными, но всё-таки выделяемыми словами. Что же касается неглавных, невыделяемых слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план. Для этого нужен целый комплекс ударений»…
|
|
Выделение логических центров придаёт фразе своего рода архитектонику, в которой с особой выпуклостью отмечается самое главное, необходимое для чёткого и ясного раскрытия авторских мыслей. Люди малоопытные часто тяжелят фразу многоударностью.
А чем меньше ударений во фразе, тем оно яснее, если при этом верно определены ударные слова.
Искусство снятия ударений основано на умении ясно выделять главное слово и легко, но чётко произносить, «пропускать» то, что нужно лишь для общего смысла.
9. Смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только после того, как будет найдена связь между всеми фразами текста, объединёнными одной темой. Мы выделяем именно те слова, которые раскрывают эту тему.
«Ударные слова – это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль действующего лица.
Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдёшь главного слова во фразе». Эти слова Станиславского должны служить нам серьёзным предупреждением от опасности впасть в формальный логический разбор текста.
|
|
Особого внимания требует к себе соблюдение знаков препинания, ибо несоблюдение их ведёт к пробалтыванию текста, к торопливости.
10. «Передавайте словами видения, а не текст», - требует Станиславский.
Можно применять метод пересказывания прочитанного. Это проверяет внимание и память, умение схватывать главное и отличать его от второстепенного.
Исполнять отрывок наизусть можно только тогда, когда слова станут настолько близкими и понятными, что превратятся как бы в собственные.
11. Исполнение текста.
19. Дикция как одно из основных качеств сценической речи.
Как образуются губные звуки – П, Б, В, Ф?
Чем отличаются согласные от гласных?
Какие вы знаете составные гласные звуки?
В образовании каких звуков активно участвует кончик языка?
Чем отличается звукообразование К, Г, Х от С, З, Ц?
Отличия в образовании звуков Ш, Ж?
Что такое йот?
Что изменяется при образовании твёрдых и мягких звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ.
Как бороться с «перебором» дыхания?
21. Что такое говор? Как вы работаете над его исправлением?
33. Логическая перспектива. Период.
|
|
Методика исправления дикционных недостатков.
Организация занятий.
|
Одной из составных частей предмета «Сценическая речь» является раздел «Дикция>>. При изучении этого раздела ставится задача освоения четкого и ясного произнесения отдельных звуков и сочетаний.
Точное, звучное произношение гласных и согласных звуков возможно только при хорошей работе языка, губ, нижней челюсти. Ленивый язык, вялые губы «съедают» звонкость согласных и четкое произношение гласных, стиснутые челюсти мешают резонировать звукам.
Работа над исправлением дикционных недостатков включает в себя три этапа:
1. поиск правильной позиции каждой из частей речевого аппарата (артикуляция) и получение чистого звучания (дикция) при произношении звуков: закрепление положений речевого аппарата и многократное воспроизведение верно найденного звука;
2. дикционная отработка правильного звучания различных гласных и согласных взвукосочетаниях и словах, в пословицах, скороговорках и небольших текстах;
3. перенос правильного дикционного звучания в бытовую и сценическую речь.
Найти правильную позицию каждой из частей речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с простых и доступных упражнений и постепенно усложнять, добиваясь точности выполнения движений. При артикуляционной тренировке нужно пользоваться зеркалом. Оно поможет проследить за правильностью выполнения упражнений и научит сознательно управлять
артикуляционным аппаратом. Во время гимнастики также нужно обращать внимание на свободу мышц шейно-плечевого отдела и следить за темпом движений. Темп должен быть на начальном этапе замедленным.
|
|
Работа над гласными звуками.
От верного звучания гласных зависит разборчивость речи и донесение смысла сценического слова до зрителя. Если в слове лук не четко произнести гласный, можно услышать и лак и лик, т.е. совершенно разные по смыслу слова.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!