Дайте понятие событийного ряда прозы.
Раскройте последовательность событий.
Охарактеризуйте кульминационное событие.
Проанализируйте развитие узловых событий.
34. Словесное общение как передача видений.
Определите роль видений в словесном общении.
Для того чтобы увлечь зрителя действием, его нужно «втянуть» в нашу историю, сделав его соучастником событий. Нужно, чтобы он сопереживал нашим героям, радовался за них, сострадал и т.д. Сделать же это можно только одним способом, а именно: нужно стать предельно конкретным в своих видениях. Конкретность видений влечет за собой конкретность отношений и конкретность действий. Поэтому в процессе работы над произведением мы просим студента представлять хорошо знакомые ему вещи, предметы. Более того, воображая персонажей, мы предлагаем воспользоваться памятью о людях близкого круга общения. Например, если речь идет о некоем молодом человеке, мы предлагаем найти похожего юношу среди своих однокурсников. Если нам нужна какая-то вздорная женщина, мы просим ребят вспомнить конкретно существующую даму, которая вызывает аналогичную ассоциацию с описанной в произведении. Это может быть соседка, которую студент видит каждый день, родственница, учительница и т.д. Главное, что она реально существует в его воспоминании. Следовательно, воспоминание о ней будет конкретным, быстро возникающим (в отличие от целиком нафантазированного образа), а значит и убедительным.
|
|
Студенты должны знать, что партнер (в нашем случае - зритель) думает о тебе то же, что в это время думаешь о нем ты. То есть, если исполнитель невнимателен к зрителю, если он пренебрегает его душевной организацией, то, вероятнее всего, зритель, в свою очередь, в тот же самый момент невнимателен к чтецу.
Более того, зритель видит именно то, что в это время видит чтец. Это значит, что если исполнитель наполняет свое произведение негативными видениями, то зритель видит этот негатив и, по законам психологии, закрывается от воздействия чтеца. Встречаются такие ошибки в работе над видениями, когда исполнитель «вычленяет» из авторского текста страшные физиологичные куски и очень подробно и эффектно передает свои видения. Чаще всего, в структуре авторского произведения подобного рода описания занимают малую часть и необходимы только для того, чтобы вызвать у читателя катарсис (очищение через боль и сострадание). Следовательно, чтец должен соответствовать авторской структуре произведения и «проходить» эти куски с переносом основной смысловой нагрузки на дальнейшее развитие событий. Исполнитель, который напротив углубляется в передачу негативных видений, отдаляет зрителя от сути произведения и добивается этим прямо противоположного отрицательного воздействия на зрителя. Примером того может служить чтецкий вечер, составленный из произведений советских авторов, посвященных Великой Отечественной войне, в котором студенты упоенно описывали зверства нацистов и «пробросили» основную мысль авторов о доблести и подвиге человека.
|
|
Для того, чтобы «кинолента видений» была гармонична и точно воссоздана, мы предлагаем студентам читать произведение по тому же принципу, по которому автор писал это произведение. То есть, описывая, допустим, цветок, автор подробно представляет себе этот цветок, где он находится, что его окружает, какие действия связаны с данным цветком, а главное, автор знает, зачем он его описывает и какая у данного цветка роль в контексте всего произведения.
внутренние видения становятся манками для чувства и переживания в области слова и речи.
мы, при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.
Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать
зрительные образы.
|
|
Слово для артиста не просто звук. А возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу»
? психологические паузы
35. Правила чтения простых нераспространённых предложений.
Дайте определение членам предложения (определение, дополнение, обстоятельства), приведите примеры.
Дополнения относятся к группе сказуемого. Обозначают предмет, на который направлено действие.
Обычно стоит после сказуемого и принимает на себя ударение.
Обстоятельства относятся к группе сказуемого. Обозначают время, место, образ действия, причину, цель, условия, меру или степень.
В начале предложения отделяются паузой и слабо ударяются, в конце предложения ударяются более сильно, но могут не отделяться паузой.
Определения относятся к группе подлежащего. Обозначают признак предмета. Могут быть согласованными (в падеже и числе, а в единственном числе и в роде) и несогласованными. В зависимости от того, чем определение выражено и от его местоположения в предложении, получает или не получает ударение. Согласованные определения - если стоят перед определяемым словом (прямой порядок) - не ударяются. Несогласованные - всегда получают ударение.
|
|
36. Правила чтения сложных распространённых предложений.
Слова, выделенные автором курсивом, скобками, кавычками, слова выражающие невысказанное содержание, содержащие звукоподражание, как правило, принимают на себя ударение. Их необходимо выделить, «подать» с помощью паузы и замедления темпо-ритма, интонационно. О кавычках следует сказать отдельно, так как их существует несколько видов: иронические, при цитировании, при названиях, при прямой речи.
При перечисленииоднородных членов предложения каждое из перечисляемых слов отделяется паузой и получает ударение, причем, с возрастающей энергией. В начале и в середине голос на каждом из перечисляемых понятий повышается, на предпоследнем - наибольшее повышение, а на последнем - понижение (наибольшее ударение).
Иногда при перечислении есть обобщающие слова. Они принимают на себя более сильное ударение, чем перечисляемые слова. Если обобщающее слово стоит перед перечислением, то ударение сильнее, нежели если оно стоит после перечисления.
Если в тексте встречается перечисление - повторение одного и того же слова, то в зависимости от контекста и действенной задачи исполнителя, эти слова могут читаться с возрастающей энергией (наибольшее ударение на последнем):
Вводные слова и предложения, в том числе деепричастия и деепричастные обороты, читаются «приемом вводного», с интонацией вводности: пауза, понижение интонации на вводном, голосовой монотон и несколько ускоренный темпо-ритм, на последнем слове повышение интонации и пауза.
Возможно чтение вводного и через повышение интонации, например, для выражения восторга или удивления:
37. Логическая перспектива. Период.
Чтение периода (в переводе с греческого - «окружность») - очень разветвленного сложного предложения со многими придаточными, имеет свою интонационную конструкцию. Период - это завершенная по содержанию и по форме часть текста, обычно состоящая из двух частей. Первая - больше второй, содержит сложное перечисление со многими вводными и читается с постепенным повышением интонации и наибольшим повышением на последнем слове. Вторая часть (часто здесь стоит тире) начинается после значительной паузы с резкого понижения голоса (мелодический слом) и изменения темпо-ритма. Главное ударение (понижение) на последнем слове перед точкой. Периоды бывают: условные (Если...), временные (Когда...: В то время, как...), уступительные (Как ни...; Хотя...).
Атака звука – момент его образования (начало звука).
3 вида атаки:
- твёрдая. Голосовые связки смыкаются при большом напряжении, воздух вырывается с силой, звук – твёрдый, резкий.
- мягкая. Связки смыкаются нормально. Звук – мягкий, богатый обертонами.
- придыхательная. Связки смыкаются неполно, происходит утечка воздуха, одновременно с гласным слышится звук «Х».
Младенец – дыхание неглубокое, резонирование маленькое, фальцет.
Дошкольники, школьники – расширение диапазона. Голос звонкий, мало обертонов (дополнительные тона, сопровождающие звучание основного тона, придают голосу особый тембр). Верхний регистр – высокий и визгливый, низкий – напряжённый.
Период мутации (резкий перелом голоса). От 13 (14) до 19 (23) лет.
3 этапа:
Предмутационный период.
Смена механизмов голосообразования. Хриплость и сиплость в голосе.
Мутационный период.
Увеличение гортани, удлинение голосовых связок. Нарушение ритмичности дыхания, Голос сиплый, крикливый, низкие звуки. Переход к другому тембру. Голос срывается, «перушит».
Послемутационный период.
Голосовой аппарат быстро утомляется, но голос приобретает устойчивый характер.
Работа над речевым голосом в мутационный период.
Оберегать от перегрузок, громкого чтения, выступлений, запрещается петь.
Носовое дыхание, дыхательная гимнастика с мысленным чтением, общеукрепляющая гимнастика, гигиенический и вибрационный массаж, упражнения на расслабление.
Во время работы с дикцией следить за свободой артикуляционного аппарата. Ненапряжённое звучание на ограниченном диапазоне.
38. Подтекст и его поиски.
Дайте определение понятию «подтекст».
Подтекст - это внутренняя жизнь слов. Он может менять смысл фраз в зависимости от действенных задач, может заставить звучать слово своей противоположностью, в жизни за словами, которые говорит человек стоят его мысли, переживания, отношения, «видения», настроение в данную минуту и т. д. Всё, что находится за словами и заставляет человека высказывать их, вся эмоциональная жизнь - это подтекст. Отношение к собеседнику, цель, ради которой он говорит, его внутренние переживания, все, что он видит и представляет - эго подтекст. В зависимости от подтекста можно по-разному говорить слова. А.П.Чехов говорил «Одно и то же слово имеет тысячу оттенков. А.М. Горький говори «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят, ибо только в подтексте выражено то, что думает и чувствует тот, кто говорит». Подтекст может полностью совпадать с текстом, но он всегда шире, потому что только в словах человек не может полностью выразить своё внутреннее состояние. Часто говорят, что подтекст - это когда человек думает одно, а говорит совсем другое. Так тоже может быть. Но подтекст - это не явная, а внутренне ощущаемая жизнь человеческого духа, которая течет под словами текста. Глубокий подтекст -- результат серьезной работы человека над текстом, результат освоения его мыслей, переживания, «видений», образов, ясного, яркого видения всего того, что происходит. Самое интересное в подтексте - это подтекст. К.С.Станиславский говорил «Я езжу в театр не смотреть спектакль, а слушать подтекст». Есть такая пословица «Не то мудрено, что переговорено, а то мудрено, что недоговорено». Подтекст - это видения, задачи, мысли, отношения и это все выражается в интонации. Интонация - это реализованный подтекст. Один и тот же отрывок может звучать по-разному в зависимости от интонации. Подтекст течёт под словами. Для построения непрерывно развивающейся линии подтекста надо заранее выявить все мысли и ощущения, отношения, видения и получится как бы развёрнутый внутренний монолог.
Л. Каренина разговор Вареньки и Кознышева
Варенька -- молодая женщина, живущая для «других», почти не надеющаяся устроить личное счастье, любит Сергея Ивановича Кознышева; она знает, что сейчас должен состояться разговор, который принесёт им счастье. В лесу они делают вид, что занимаются поисками грибов,»Увидев подходившего (Сергея Ивановича, она не поднялась, не переменила положения; но всё говорило ему, что она чувствует его и радуется ему.
-Что, Вы нашли что-нибудь?- спросила она из-за белого платка, поворачивая к нему своё красивое, тихо улыбающееся лицо.
-Ни одного, - сказал Сергей Иванович. -- А Вы?
Она не отвечала ему... Они прошли молча несколько шагов, Варенька видела, что он хотел говорить; она догадывалась, о чем, и замирала oт волнения, радости и страха. Они отошли так далеко, что никто уже не мог бы слышать их. Но он всё ещё не начинал говорить, Вареньке лучшие было молчать. После молчания легче было сказать тo, что ОНИ хотели сказать, чем после слов о грибах:
-Так Вы ничего не нашли? Сергей Иванович вздохнули ничего не ответил. Ему было досадно, что она заговорила о грибах. Он хотел воротить её к первым словам, которые она сказало о своём детстве; но как бы против своей воли, помолчав несколько времени сделал замечание на её последние слова.
-Я слышал только, что белые бывают преимущественно на краю. Прошло ещё несколько минут, они отошли ещё дальше от детей и были совершенно одни. Сердце Вареньки билось так, что она слышала удары его и чувствовала, что краснеет, бледнеет и опять краснеет… Ни было страшно. Страшно было, что он скажет, и то, что он не скажет. Теперь или никогда надо было объясниться. Это чувствовал и Сергей Иванович. Все, во взгляде, в румянце, в ощущениях, глазах Вареньки показывало болезненное ожидание. Сергей Иванович видел это и жалел её. Он чувствовал даже то, что ничего не сказать теперь значило оскорбить её. Он быстро в уме своём повторял все доводы в пользу своего решения. Он повторял себе и слова, которыми он котел выразить своё предложение, но вместо этих слов, неожиданно вдруг спросил:
Большое значение в работе над словом К.С.Станиславский придавал подтексту, определяя его как внутренне ощущаемую «жизнь человеческого духа роли, которая
непрерывно присутствует за словами текста.
« В подтексте заключены многочисленные, разнообразные линии роли и пьесы, сплетенные из магических и других «если бы», из разных вымыслов воображения, из предлагаемых обстоятельств, из внутренних действий, из объектов внимания, из маленьких и больших правд и веры в них, из приспособлений и пр. Это то, что заставляет говорить эти слова.
Все эти линии замысловато сплетены между собою, точно отдельные нити жгута. В таком
виде они тянутся сквозь всю пьесу по направлению к конечной сверхзадаче.
Лишь только всю линию подтекста пронижет чувство, точно подводное тече ние, создается сквозное действие пьесы и роли. Оно выполняется не только физическим движением, но
и речью: можно действовать не только телом, но и звуком, словами.
То, что в области действия называют сквозным действием, то в области речи мы называем
подтекстом. »
«Смысл творчества в подтексте. Без него слову нечего делать на сиене ».
Литература.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!