Ня о несчастье, происшедшем с героем Ака-
Кием Акакиевичем. Во-вторых, повество-
Ватель сообщает об этом якобы реальном
Факте, однако при этом не дает никакой
Определенности. Автор использует услов-
Ное изображение при реалистической мо-
Тивировке как факт вмешательства ирре-
Альных сил в судьбу героя. «По Петербургу
Пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина
Моста и подальше стал показываться по но-
Чам мертвец в виде чиновника, ищущего
Какую-то украденную шинель и из-за этого
Сдирающего со всех плеч, не разбирая чина
И звания, всякие шинели на кошках, на
бобрах…».
Идентификация такого «таинственно-
Го» лица, как Акакий Акакиевич, повест-
Вователем далее нигде не проводится. В по-
Вести происходит узнавание героя другим
Персонажем, однако «значительное лицо»
Находится в состоянии аффекта.
С помощью фантастики возникает
Ситуация, выражающая романтическое
Восприятие героем инобытийного. «Значи-
Тельное лицо» не слышит реплики «мерт-
Веца», хоть и видит его. Реплика озвучена
Внутренним, потрясенным чувством этого
Лица. Повествователь говорит о впечатле-
Нии, какое произвела на генерала смерть
Его подчиненного. Благодаря этой детали
Фантастика придвинута к границе реаль-
Ного. Такая мотивированность характерна
|
|
Для реалистической фантастики, видение
Же персонажа свойственно романтическо-
Му способу изображения. Видение вышло
Из предчувствий персонажа благодаря воз-
Действию на его реальный внутренний мир
Другого – ирреального, «идеального» мира.
В связи с этим в отношении реального и
«идеального», в результате ослабления мо-
Тивации, происходит усиление «идеально-
Го», фантастика приобретает романтичес-
Кий характер.
Анненский считает, что фантастичес-
Кая форма смягчает рассказ о случае. Слух
Создает непринужденную атмосферу, но
Чувство мистического страха, развиваясь
С самого начала, обида за человека, угне-
Тенного несправедливостью, остается. По
Ходу события возникает двойная градация
Того, как глох в герое жизненный интерес
И как его прозябание оживлялось под влия-
Нием идеала – сшитой шинели. По мнению
И.Ф. Анненского, Гоголь великолепно вы-
Брал фантастическую форму этой повести,
Чем открыл нового читателя, выявил новые
Художественные пространства.
«Портрет»
После опубликования «Шинели» Го-
|
|
Голь переделывает свою более раннюю по-
Весть «Портрет» с ее атмосферой инобытия,
Делая фантастику этой повести более заву-
Алированной. В новом варианте уже нет
Загадочного появления портрета в комнате
Художника Чарткова. В сновидении ста-
Рик не обращается к нему с речью – увеще-
Ванием, он только считает деньги. И таких
Изменений немало. Усилен реально-психо-
логический план эволюции Чарткова, еще
До обнаружения гибельного действия пор-
Трета художник получает предупрежде-
ние профессора: «Смотри, брат, <…> у тебя
Есть талант; грешно будет, если ты его по-
Губишь... Смотри, чтобы из тебя не вышел
Модный художник». Дается объяснение
Быстрой славе художника через визит к
Журналисту, статью в газете. Затем приме-
Няется завуалированная фантастика: «воз-
действие портрета на живого героя» [2]. В
Образе ростовщика на картине возникает
Дьявол – носитель иррациональной силы.
«Художник вдруг задрожал и побледнел:
На него глядело, высунувшись из-за по-
Ставленного холста, чье-то судорожно ис-
Каженное лицо. Два страшные глаза прямо
|
|
Вперились в него, как бы готовясь сожрать
Его; на устах написано было грозное пове-
Ленье молчать». Портрет является одним
Из признаков фантастического. С помощью
Фантастики Гоголь, подчеркивая реалисти-
ческий план, создает атмосферу ирреально-
Го мира.
Будучи реалистом, писатель мотиви-
Рует видение; во сне герой лицезреет порт-
Рет, нацеливающий его на деньги, необхо-
Димые для жизни. Деньги обнаруживаются
В тайнике, что объясняет их существование
Реально. Но ирреальные силы, вмешива-
Ясь, переводят ситуацию в романтическую,
Придавая реальному «идеальную», роман-
Тическую окраску. «Полный отчаянья,
Стиснул он всею силою в руке своей свер-
Ток, употребил все усилие сделать движе-
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!