Загадку: «Марта 25 числа случилось в Пе-
Тербурге странное происшествие». Персо-
Наж Иван Яковлевич, разрезая хлеб, уви-
Дел в середине нос и тут же подумал о не-
Вероятности факта: «А совсем по приметам
Должно быть происшествие необычное: ибо
Хлеб – дело печеное, а нос совсем не то». По
Ходу фантастических событий персонажи
Невероятной истории ведут себя сообразно
Своим характерам, при этом повествова-
Тель не забывает о несбыточности проис-
Шествия. Гоголь не комментирует пропажу
Носа как недоразумение, а создает впечат-
Ление реальности с помощью восприятия
Факта другими. Действительно, цирюль-
Ник Иван Яковлевич обнаруживает в хлебе
Этот злосчастный нос. Чиновник газетной
Экспедиции тоже удивлен крайне. Даются
Свидетели сверхъестественного происшест-
вия. И читатель ставится перед дилеммой:
Верить или не верить? Образы Гоголя реа-
Листичны, фантастическое же применяется
Для показа воздействия ирреального мира
На героя – коллежского асессора Ковалева.
«Тайна» возвращения носа Ковалеву под-
Водит действие к кульминационной точке.
Финал, могущий пролить свет на разгадку
«тайны», не объясняет невероятного собы-
Тия. И писатель соглашается с героями, что
Ирреальные силы существуют объективно,
Поскольку активно вмешиваются в конк-
|
|
Ретную жизнь и судьбу.
Рассказчик удостоверяет существова-
Ние двух миров – реального и ирреального,
Которые несовместимы, как и две сюжет-
Ные линии в этой повести. Нос как часть
Тела находится в одной плоскости, в своем
Естественном виде. Мотивация отделения
Носа от лица переводит ситуацию в другую
Плоскость. Вечно грязный – цирюльник
Иван Яковлевич заставляет-таки нос Кова-
Лева покинуть своего хозяина. Однако та-
Кой аргумент не имеет реального обоснова-
Ния, воздействие ирреального мира показа-
Но романтическим изобразительным средс-
Твом – фантастикой. Писатель намекает на
Галлюцинации персонажей, не давая при-
Чинно-следственного комментария.
В другой плоскости нос существует
Сам по себе, рангом повыше. «Через две
Минуты нос действительно вышел. Он был
В мундире, шитом золотом, с большим сто-
Ячим воротником, на нем были замшевые
Панталоны; при боку шпага». Увидев «важ-
Ного господина», то есть свой собственный
Нос, в мундире статского советника, Кова-
Лев не знает, что и подумать. Нос, который
|
|
Еще вчера был на лице у него, мелкого чи-
Новника – коллежского асессора, теперь
Разъезжает в коляске генерала – статского
Советника. Гоголь ищет изобразительные
Средства для универсального показа по-
Добного рода явлений. Только фантастика
Способна изобразить усиление необычнос-
ти происшествия героя. Остается загадкой:
Как нос, став человеком, мог остаться носом
И почему Ковалев догадался, что это имен-
Но его нос?
Используя фантастику, основанную на интуиции, Гоголь создает игру двумя
Сюжетными плоскостями. В начале поли-цейский, стоявший на Исаакиевском мосту, говорит, что принял нос за господина,затем сквозь очки он разглядел-таки его.
Этот переход из бытового плана в фантасти-
Ческий остается неразъясненным, однако
Все же реальным, зримым. Романтическое
Противопоставление бытию реализуется
Гоголем через фантастическое, то есть без
Всяких пояснений.
Следуя мысли Ю.В. Манна, приходим
К выводу, что гоголевская поэтика «тай-
Ны», фантастического заставляет обратить-
Ся к романтическим традициям, когда го-
|
|
Ворится о странной потере человеком своей
Части тела, а также о том, что при этом воз-
Никают мотивы двойничества, замещения
Персонажа двойником. Результат таких
Метаморфоз рассматривается как следствие
Вмешательства ирреального мира. Фантас-
Тическое, накапливаемое в повести, посте-
Пенно идентифицируется с инобытием, с
Его иррациональной, сверхъестественной
Силой.
«Шинель»
Такое же фантастическое прочтение
Возможно и для повести «Шинель». Ю.В.
Манн полагает, что эпилог в повести фан-
138
Вестник № 3
Тастичен, констатируя факт параллелизма
Миров – реального и ирреального. Во-пер-
Вых, для передачи событий используются
Слухи, которые носятся по городу, трезво-
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!