ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ» Н.В. ГОГОЛЯ



© Золотарев И.Л.

Аннотация: Развивая пушкинские

Традиции, Н.В. Гоголь как верующий, пра-

Вославный писатель в своих «петербург-

Ских повестях» противопоставляет роман-

Тическому началу духовные, религиозно-

Нравственные идеалы. Этим он помогает

Героям противостоять давлению грозных

Иррациональных сил инобытийного мира,

Существующих объективно как внутри че-

Ловека, так и вовне его, во Вселенной.

Ключевые слова: фантастика, инобы-

Тие, романтизм, реализм, символизм.

В русской литературе, начиная с А.С.

Пушкина, появляется фантастика, харак-

теризуемая двуплановостью, где первый,

бытовой план означает мотивированность

Поступков и переживаний героев, а второй,

духовный план – влияние на героев ирра-

Циональных, сверхъестественных сил. Раз-

Вивая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь

В то же время усиливает романтические,

Идущие от Гофмана тенденции в области

Фантастического. При этом он опирается

На отечественные достижения в исследо-

Вании ирреальных сил, воздействующих

На сознание (В.А. Жуковский, В.Ф. Одоев-

Ский). Такое направление в романтизации

Реализма было развито и продолжено да-

Лее, вплоть до современных исследователей

(Ю.В. Манн, И.В. Карташова, Р.Н. Поддуб-

Ная и др.) Сформировались определенные

Взгляды на гоголевскую фантастику. При-

Знаками фантастических произведений Го-

Голя являются отсутствие четкой границы

Между реальным и ирреальным, между

Нашим миром и поту-сторонним, странные

Персонажи, двойники, призраки, вампи-

Ры. Сюда же входят предметы – обманщи-

Ки: необычная картина, портрет; закрытые

Места: комната, старый дом, уездный город

И т.д. Внутренний мир героя показан в со-

Стоянии тревоги, беспокойстве души; в свя-

Зи с инобытийным миром героя преследуют

Страхи, теряется чувство реальности, своей

Собственной идентичности (своего «я») и

Т.д.

Все эти явные и неявные признаки

Фантастического наблюдаются в «петер-

бургских повестях» Н.В. Гоголя («Нос» –

Шинель» – 1842, «Портрет» – 1835,

Переделано в 1842). Писатель сумел создать

Все формы фантастического на уровне мис-

Тического ощущения.

Гоголевская фантастика становится

Способом интуитивного познания инобы-

Тия, ухода от рационального осмысления

«тайн» природы, когда общение героев с

Высшими, «таинственными» существами

Достигается через экстаз, озарение и откро-

Вение. Фантастическое подается с помощью

Слухов, мифов, преданий, представляющих

Фольклорное сознание народа.

Усиливая в соотношении реального

И «идеального» романтическое, фантасти-

Ческое начало, Гоголь всегда чувствовал не-

Достаточность реалистического метода при

Познании и изображении. Говоря об идеа-

Лизации творчества Гоголя, И.Ф. Аннен-

Ский замечает: «Нас окружают и, вероят-

Но, составляют два мира: мир вещей и мир

Идей. Эти миры бесконечно далеки один от

Другого, в творении один только человек

Являет их высоко – юмористически (в фи-

Лософском смысле) и логически – непри-

миримым соединением» [1]. Анненский

Развивает мысль о том, что любое произве-

Дение Гоголя поражает не только стремле-

Нием к наглядности, но и передачей жизни

С необыкновенной зоркостью наблюдателя.

Подобно Д.С. Мережковскому, В.В. Розано-

Ву и В.Я. Брюсову, Анненский наблюдает у

Гоголя изображение инобытия, но, в отли-

Чие от них, считающих Гоголя предтечей

Символизма, Анненский оценивает твор-

Чество Гоголя как реалистическое, однако

С большой долей романтизма.

Обратимся к иерархии духовных и

Физических ценностей в гоголевской кар-

Тине мира, внутри структуры художествен-

Ных произведений. Гоголь признает, что

Для воссоздания фантастического в его «пе-

Тербургских повестях» «Нос», «Шинель»,

«Портрет» понадобились новые изобрази-

Тельные средства. Для показа воздействия

Ирреальных сил на внутренний мир героев

Писатель использует такие романтические

Вестник № 3

137

Средства, как «бесконечная ирония», оп-

Позиция реального и «идеального», фан-

Тастика в качестве самого эффективного

Романтического средства познания и изоб-

Ражения.

«Нос»

В фантастической повести «Нос» ав-

Тор с самого начала ставит перед читателем


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!