Тема 9. Европейская культура: этапы развития, истоки, факторы кризиса



 

1 этап: Культура Античности (3-2тыс.до н.э. - 4-5в.н.э.) (КультураСредиземноморья – Пред-Европа). Включает: Крито-микенская культура (III-II тыс. до н. э.); Гомеровский этап (XI-IX вв. до н. э.); Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.); Классическую Греция (V в. до н. э. - три четверти IV в. до н. э.); Эллинизм (IV-I вв. до н. э.). Особенности культуры античности: эстетико-пластический характер; телесность и антропоцентризм; гармония аполлоновского и дионисийского начал. Вклад античного наследия в формирование европейской цивилизации.

2 этап. Культура Средних веков (V-XIVвв.):культура восточного Христианства(Византия, IV-XVв.в.) и культура Западной Европы (Запад Римской империи, латинизированный мир). Христианство как основа формирования антропологических матриц европейской культуры. Теоцентрический характер средневековой культуры. Мир как творение Бога. Символизм средневековой культуры.

3 этап: Культура Возрождения(Ренессанса) и Реформации: XIV-XVI.Рождениегуманизма (человек вместо Бога); индивидуализм как результат концентрации мира вокруг личности; безмерность и артистизм ренессансного творчества.

4 этап: Культура Нового Времени (XVI—XIXвв.):Просвещение– 17-18в.(рационализм, антихристианский характер); Романтизм – 19 в.; Модерн (авангард) – 20 в. Особенности: культ разума, вера в законы природы; ценности научности, прогресса и просвещения; механицизм и вытеснение Бога на периферию Вселенной; рождение экспериментальной науки; создание принципиально новых технологий; открытие новых источников энергии.

5 этап: Современный этап Постмодерна: 60 -наст.вр.Переход от Прометеевской-кОрфической модели. Постмодернизм - выражение мировоззрения эпохи. Особенности: 1) раскрепощение природных энергий (сексуальная революция); 2) реабилитация языческих идеологий и практик; 3) приоритет личностного самосовершенствования; 4) всплеск контр-культурных движений. Постмодерн как последний этап европейской культуры: исчерпанность ресурсов классического развития; проблемы и противоречия элитарной и массовой культуры; тупики социального, психического, научно-технического развития; осознание неизбежности выхода к новой духовной парадигме и сценариям жизненного устройства.


 

 

11


Истоки европейской культуры: 1) Языческая культура народов древней и средневековой Европы: германцев, кельтов (славян). 2) Христианство, которое: утвердило приоритет духовного и изменило антропологическую матрицу языческой культуры; заложило в антропологические модели ее духовную составляющую; сформировало основы духовной идентичности Европейской Цивилизации. Ветхозаветные и евангельские сюжеты и образы стали вечной темой европейского искусства. Христианство стало ключевым фактором развития духовности, образа жизни и мировосприятия европейцев. 3) Античное наследие – европейская цивилизация впитала и развила наследие античного мира: античные мыслители поставили вопросы, ответы на которые европейская мысль ищет и сегодня: устройство мира, смысл человеческой истории, понятие добра и зла, прекрасного

 

и безобразного и т.д. Вклад античного наследия (эпоха ренессанса - 14-16 в.в.): Антропоцентризм. Концепция и ценности гуманизма. Основы правовой и политической культуры. Структуры гражданского общества. Концептосфера гуманитарной культуры.Основы рациональности. Идея технологического прогресса и цивилизационного динамизма. Деструктивные тенденции в истории европейской цивилизации. Кризис христианского духа европейской культуры: истоки, этапы, базовые факторы.

 

Тема 10: Ментальность как антропологическая матрица культурной системы

 

Понятие, структура, функции национально-культурной ментальности. Компоненты ментальности: 1) Био-психический состав (включающий модели восприятия мира, которые выстраиваются на базе резонанса, механизма, который обеспечивает эмпатию, сочувствие, сострадание, совесть; жизненные энергии). 2) Социо-духовные основания идентичности (ценности, смыслы, определяющие духовную вертикаль человека и нации, модели восприятия других (образы «Мы» и «Они»), поведенческие сценарии; душевные энергии (практики): любовь – вера – надежда – прощение - милосердие - раскаяние (покаяние, исповедь).

Специфика российской ментальности и ее поведенческие проявления: 1) Тоталитарность сознания, значимость целого – и незначимость части (низкая ценность личностного начала, прав человека (института права). Доминирование фактора внешней организации).

2) Синкретизм, целостность мировосприятия (конфликтность национального самосознания; логоцентризм – сверхценность и вера в Слово, в Чудо; нетолерантность – неготовность принимать чужую точку зрения. 3) Максимализм (духовный радикализм, фанатизм, поиск “последней” правды, максимализм идеала, стремление к абсолюту; гиперболизация собственной миссии в мировой истории). 4) Катастрофизм, эсхатологизм национального самосознания (греч. eschatos - последний и logos - слово). 5) Психологическая и мировоззренческая антиномичность (противоречивость, инверсия, амбивалентность в отношениях к собственной истории и культуре, контрастность в отношениях к другому; открытость, незавершенность русской культуры; полемичность русской гуманитарной и общественной мысли; онтологический драматизм - принятие зла как неизбежного атрибута бытия). 6) Этатированность сознания, его патернализм. 7) Резонансность ментальности (сочувствие, сострадание, способность «всемирной отзывчивости и полного перевоплощения»).

Территориальные, климатические и этнокультурные факторы становления ментальности русской цивилизации.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 487; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!