Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

Кафедра философии и культурологии

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Основная профессиональная образовательная программа

 

высшего образования программы бакалавриата

по направлению подготовки

 

40.03.01 «Юриспруденция» Профиль подготовки «Государственно-правовой» Квалификация:

 

Бакалавр

 

Согласовано:                                                             Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

 

Руководитель ОПОП по направлению

40.03.01 – «Юриспруденция»                         «27» августа 2018 г., протокол № 1

Профиль «Государственно-правовой»

_________________ О.Н. Громова              Зав. кафедрой ____________ Е.А. Кайсаров

Рекомендована решением

Методического совета

 

«06» сентября 2018 г., протокол № 1 Секретарь МС _____________ Е.В. Мелихова

 

Авторы-разработчики:

 

д.п.н., д.культурол., профессор А.П. Марков_______ к.и.н., доцент Е.А. Кайсаров _____________

 

г. Санкт-Петербург


 

1


СТРУКТУРА

 

1. Цель и задачи освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Тематический план изучения дисциплины

5. Содержание разделов и тем дисциплины

6. План практических (семинарских) занятий

7. Образовательные технологии

 

8. План самостоятельной работы студентов

9. Контроль знаний по дисциплине

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

2. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ

4. Методические рекомендации по написанию курсовой работы

 

Оценочные и методические материалы

 

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкал оценивания

3. Типовые контрольные задания и методические материалы, процедуры оценивания знаний, умений и навыков

 

Глоссарий

 

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине


 

 

2


1.Цели и задачи освоения дисциплины:

 

Цели освоения дисциплины «Культурология»:

– сформировать у студентов понимание культуры как уникального и универсального способа отношения человека к миру, важнейшего условия духовного совершенствования творческого индивида;

– выработать у студентов целостное представление о культурологии как самостоятельной и многогранной области знания, представленной в различных философско-культурологических концепциях, научных школах и направлениях;

– привить умение практического применения культурологических знаний в профессиональной деятельности;

 

– способствовать нравственному совершенствованию личности через постижение мировых культурных достижений и ценностей, содействовать развитию в творческих качеств бакалавров и воспитанию патриотических чувств и гражданской позиции.

Задачи освоения дисциплины «Культурология»:

– сформировать представление о культуре как многоаспектном целостном социально-историческом феномене, характеризующемся живостью и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством;

– рассмотреть сущность культуры, ее структуру, функции, исторические социально-культурные типы и современные проблемы;

– познакомить студентов с предысторией и социально-философскими истоками возникновения культурологии как самостоятельной области знания; представить достижения мировой и отечественной культурологической мысли;

– усвоить основные понятия культурологии и научить умело и самостоятельно пользоваться понятиями и терминами в социально-культурном дискурсе, анализировать, с применением современных культурологических подходов;

– содействовать формированию у студентов систематичных философско-культурологических знаний и научить работе с важнейшими философско-культурологическими источниками, сделать их способными видеть за текстами личность самого автора и культурный контекст их возникновения;

– способствовать приобретению и усвоению методологических принципов изучения и освоения культурологических знаний;

– содействовать тому, чтобы студенты могли адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых социально-экономических условиях и выработать навыки применения теоретических знаний к анализу современной культурной действительности;

– способствовать конкретно-практическому воплощению навыков, приобретенных по дисциплине «Культурология» для их профессиональной деятельности в производственно-практическом, научно-исследовательском и организационно-управленческом аспектах.

 

2.Место учебной дисциплины в структуре ОПОП:

 

Дисциплина «Культурология» относится к элективной части гуманитарного, социального

и экономического цикла дисциплин. Логически и содержательно «Культурология» находится во взаимосвязи с рядом базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, в первую очередь с такими, как «Философия», «История», «Иностранный язык», «История культуры Санкт-Петербурга», «Концепции современного естествознания». Но, среди прочих предметов, именно «Культурология» выделяется своим обобщающим характером, ибо она, по сути, интегрирует иные гуманитарные дисциплины и в рамках гуманитарного образования выступает как основа межпредметных связей, своего рода «наука наук» в области гуманитарных знаний.


 

 

3


Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

 

(последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых

№ № разделов данной дисциплины,

п/п (последующих) дисциплин

необходимых для изучения

   
   

обеспечиваемых дисциплин

 
    1 2 3 4   5 6-13
1 Для дисциплин гуманитарного цикла + + + +   + +
2 Философия + + + +   + +
3 История + +   +   + +
4 Иностранный язык +   + +   + +
5 История культуры Санкт- Петербурга   +   +     +
6 Концепции современного естествознания     + +   + +

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины –этоосновные общекультурные компетенции (ОК). Изучение дисциплины «Культурология» должно содействовать тому, чтобы сформировать у студента следующие общекультурные компетенции:

 

ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

основные законы и особенности развития природы, общества и человека,

 

иметь способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально

 

и личностно значимые проблемы (ОК -6,7);

   
Уметь:

обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном

 

состоянии естественных наук (ОК – 6,7);

   
Владеть:

научным мировоззрением, обладать культурой мышления, способностью к

  восприятию, анализу, обобщению информации, постановке
 

исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их

 

достижения и решения (ОК – 6,7)

   
           

 

4. Тематический план изучения дисциплины

 

См. приложение

 

5. Содержание разделов и тем дисциплины Тема 1. Культурология как область научного знания

Место культурологии в системе гуманитарного знания. Междисциплинарные связи культурологии (культурология и философия, лингвистика, история, этнография, психология, искусствознание, этика, эстетика, педагогика). Особенности культурологии как научной парадигмы: проблемная направленность и «интерпретирующий» характер культурологического метода; полидисциплинарность культурологического знания; онтологизм и проектный характер культурологического метода.

Возрастание роли культурологии в постижении проблем и противоречий современной цивилизации. Возможности культурологии и формирование общей и профессиональной


 

4


культуры специалиста. Наука о культуре в системе формирования картины мира, определения ценностных, гуманистических ориентаций, понимания специалистом мировоззренческой роли культуры и миссии профессии.

Основные понятия культурологии: «культура», «цивилизация», «морфология культуры», «субъект культуры», «культурогенез», «динамика культуры», «язык и символы культуры», «культурные коды», «межкультурные коммуникации», «культурные ценности

и нормы», «культурные традиции», «культурная картина мира», «социальные институты культуры», «культурная самоидентичность», «культурная модернизация».

Структура культурологии как науки. Цели и задачи теоретической и исторической культурологии. Функции прикладной культурологии: прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, разработка технологических основ трансляции культурного опыта (музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело), социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, совершенствование образовательных практик, технологий социокультурной реабилитации, культурно-просветительной и досуговой работы.

 

Задачи курса: 1) Показать специфику культурологического знания (специфику объекта и метода). Раскрыть особенности становления культурологии во взаимодействии с другими науками о культуре. 2) Раскрыть функции культуры по отношению к человеку и обществу. 3) Охарактеризовать основные этапы развития мировой и европейской культуры (в том числе показать духовную специфику европейской цивилизации, причины деструктивных процессов, которые происходят там сегодня, понять причины вековой вражды Европы и России). 4) Раскрыть культурные основания гуманитарных профессий и социальных практик - их культурное измерение. Раскрыть культуру как регулятивно-нормативную систему, задающую целевые и ценностные ориентиры профессии). 5) Показать возможности использования культурных ресурсов и технологий в процессе совершенствования профессионального мастерства. 6. Раскрыть особенности отечественной культуры – ее ценностно-нормативную основу и ментальные матрицы, которые определяют смысл жизни, модели счастья, критерии идентичности и т.д..

 

Тема 2. Культура как явление и объект гуманитарного знания: содержание понятия Феномен культуры в этимологическом, концептуальном и антропологическом контексте. Генезис понятия «культура». Исходные смыслы концепта (от латинского концепта colere возделывать, обрабатывать, взращивать): обустройство места, обработка земли (мирское начало); взращивание человеческой природы ( этико-педагогический смысл); почитание богов - хранителей места (сакральное значение).

 

Открытие идеи культуры в эпоху «Нового времени» (рубеж 17-18в): понимание культуры как особой, противостоящей природе, формы человеческой активности (Kultur - Natur); утрата агрикультурного смысла термина и утверждение духовной сущности явления (культура ума, культура души); универсализация термина: культура как процесс развития

и совершенствования человека и общества, как форма преодоления частичного характера человеческого бытия, средство достижения универсальности, целостности; культура как планетарный, универсально-космический процесс развития (Лейбниц, 1716г.).

Культура как объект культурологической рефлексии: этапы становления понятия «культура» в системе гуманитарного знания.

Культурологические идеи И.Г.Гердера (1744-1803)и их влияние на отечественнуюгуманитарную мысль (идеи прогресса общества и культуры как результата развития из органических сил природы и культурных взаимовлияний, понятие мировой культуры, критика европоцентризма).


 

5


Г.Зиммель о феномене, истоках и причинах кризиса западноевропейской культуры.«Фаустовский дух» и «антагонизм разума и жизни» как факторы кризиса классического рационализма.

 

Культурно-антропологические концепции «философии жизни» (А.Шопенгауэр,Ф.Ницше) А.Шопенгауэр о «мире как воле и представлении»; кризис просветительских иллюзий прогресса; искусство как «эстетическое созерцание» и компенсация бессмысленности «мировой воли» и житейской суеты. Культурологическая концепция Ф.Ницше : особенности мировоззрения, понятие и истоки культуры; культура как гармония аполлонических и дионисийских энергий; концепция жизни как «воли к власти»; идея «сверхчеловека» и метафора «смерть Бога» в критике христианского духа европейской культуры; влияние идей Ницше на европейскую и отечественную мысль. Элитарные концепции культуры (Х.Ортега-и-Гассет).Элита и масса.Искусство и элита.

 

М. Маклюэн о роли массовых коммуникаций.

Психоаналитическая концепция культуры. З.Фрейд о феномене и истоках культуры,критика «христианского духа» культуры, проект «гуманизации» культуры, достоинства и недостатки культурологии в рамках психоанализа. К.-Г . Юнг о роли коллективного бессознательного и его «архетипической составляющей в динамике культуры. Типы социальных характеров, феномен свободы и духовные возможности человека в концепции Э.Фромма.

Игровая концепция культуры Й. Хейзинги («Homo ludens»).Природа и функции игры какявления культуры. Игровые формы и принципы в философии, искусстве, спорте, празднике. Проявления игра в культуре информационного общества.

Стратегии «культурного нигилизма » (как результат осознания трагическогопротивостояния личности и культуры в истории человеческой цивилизации, пагубности европейского типа мышления и опасности порождаемых им тенденций): 1) Поиск новых, более человечных «культурных моделей» в прошлом (идеи возврата в средние века в отечественной философско-религиозной мысли (П.Флоренский, Н.Бердяев, Вяч. Иванов).

1) «Бегство» из культуры в природу, родовые стихии (в наивные эпохи»). Контркультурные программы «великого отказа» в западноевропейской философской мысли. Концепция примитивизма американского культуролога Дж. Зерзана («Первобытный человек будущего», 1994г.)

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!