Тема 5. Структура и функции культуры



 

Структура культуры: 1) Ментальные матрицы культуры. Ментальность - интегральная характеристика субъекта культуры, фиксирующая: характерный для культурного сообщества тип мышления, специфическую «картину мира», включая образы национального «Я», общности «Мы» и «Они». 2) Ценностно-нормативная основа культуры. 3) Институциональный пласт ( совокупность институтов: государство право, семья, образование, третий сектор и т.д.). 4) Предметный, материальный срез культуры (как совокупности продуктов культурной деятельности). 5) Технологический (деятельностный) пласт культуры как совокупности технологий и практик.

 

Взаимодействие культуры с другими сферами жизнедеятельности: культура и политика; культура и экономика; культура и природа. Диалектика взаимосвязи природного и культурного. Специфика элитарной и массовой культуры. Виды и функции субкультур.

Полифункциональность культуры как системы. 1) Антропотворческая функция культуры: механизмы и ресурсы воспроизводства образа человека. Личность как творение и творец культуры. Механизмы и соотношение социализации, инкультурации и самореализации. Антропологические проекты современной культуры. Антропологические модели и сценарии в истории мировой культуры и на современном этапе: а) языческая модель древности; б ) христианская модель; в) западноевропейская модель Нового Времени; г) сегодняшняя антропология постмодерна («неоязычника»). Антропологический кризис как симптом современного этапы развития культуры. Антропологические матрицы и проекты культуры эпохи постмодерна. Институты формирования «новых антропологий» в постиндустриальном обществе: реклама, СМИ, сетевые сообщества. Информационные войны как атрибут современного мироустройства.

2) Нормативная функция культуры. Задачи культуры: сдерживание асоциальных и деструктивных импульсов; социальный контроль (внешний – с помощью института права

и внутренний – долг, совесть, вина). Технологии и практики утверждения нормы в социуме, факторы и причины расширения пространства аномии в современном мире.

3) Смыслообразующая функция культуры: понятие и функции смысла в социуме и контексте индивидуальной жизнедеятельности. Смысл как антропологическая константа культуры. Смыслообразующие институты культуры. Специфика «смысловых сценариев» в русской культуре. Критерии, условия и современные проблемы обретения смысла.

4) Компенсаторная функция культуры: психотерапевтические механизмы, технологии и практики минимизации страданий, «банки» психотерапевтических сценариев.

5) Формирование понятной и непротиворечивой «картины мира» (культура творит «образ мира», объясняет устройство мироздания как доступного пониманию целого). Культурная картина мира. Социокультурные факторы формирования картины мира. Классификация картин мира. Основные элементы картины мира: образы, представления, смыслы, знания, мнения, верования, убеждения. Развитие человека и человечества как последовательное изменение и усложнение групповых и индивидуальных картин мира.

6) Обеспечение жизнедеятельности социума как целостности («генная информация» культуры обеспечивает: передачу духовного и социального опыта; воспроизводство и развитие социальной жизни во всех ее проявлениях; консолидацию социума).

7) Выживание человека в мире природы (культура как совокупность адаптационных механизмов, возникающих в ответ на воздействие окружающей среды).

 

Тема 6. Классификация культур: критерии, задачи, результаты

 

Классификация как технология упорядоченного описания и объяснения множества объектов культуры ; метод научного познания, в основе которого лежит: расчленение систем и объектов; их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели; описание и сопоставление полученных классов. Задачи классификации: Выявить


 

8


сущностные характеристики каждой культуры: ее базовые свойства, природу, функции; смысл ее элементов и механизмов; определить содержание основных проблем ее развития. Ориентироваться в многообразии культур: видеть их базовые различия, устанавливать существенные связи между ними; видеть общую картину культурных процессов и спектр культурно-исторических типов. Определить место конкретной культуры в истории человеческой цивилизации.

Критерии и основания классификации культур. 1) Миссия и характер элиты как критерий классификации культур: признаки, особенности, отличия, историческая динамика культуры «жрецов» и культуры «пророков». 2) «Мировоззренческая доминанта» как критерий классификации культур (П.Сорокин): типы и особенности культур в зависимости доминирующего мировоззрения. 3) Сфера наивысших достижений как критерий классификации культур (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби): области достижений, историко-культурные типы, перспективы «русско-славянской» культуры». 4) Доминирующий механизм социальной регуляции как критерий классификации культур: типы и особенности «рациональных» и «моральных» культур, специфика и достижения «культуры совести» и «культуры чести». 5) Модель организации времени как критерий классификации культур: типы, особенности, география культур. 6) Ценностная доминанта как критерий классификации культур: типология, специфика, высшие достижения.

 

Тема 7. Динамика культуры

 

Образы, сценарии и модели культурной динамики: неоэволюционизм, социокультурная синергетика, «конец истории» (Ф. Фукуяма), «столкновение цивилизаций» (С.Хантингтон), опора на разум, науку, образование, сознательное изменение ориентиров развития техники и технологии (Э.Тоффлер, Е.Масуда); возвращение к религиозным истокам (П.Флоренский, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев).

Взаимодействие культур как фактор культурной динамики. Диффузионизм, «аккультурация», «ассимиляция» и «транскультурация». Донорская и реципиентная группы в культурном контакте. Доминантные, подчиненные и неподчиненные общества. Уровни взаимодействия культур: этнический, национальный, региональный, цивилизационный. Факторы, способствующие взаимному обогащению и усилению конфликтности. Способы межкультурного взаимодействия: торговля, война, колонизация, добровольное подражание и др. Структура взаимодействия в сфере художественной и политической культуры, морали, права, науки. Международные отношения как форма межкультурного взаимодействия. Принципы взаимодействия культур в международных отношениях. Система социальных институтов и механизмов межкультурного взаимодействия внутри самих культур. Стагнация или исчезновение культуры. Система защитных механизмов, способных предохранить культуру от интенсивного инокультурного воздействия.

 

Этапы развития культуры в теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский,О.Шпенглер,А.Тойнби).Многообразие культур какоснова их развития. Принципы выделения культурно-исторических типов. Зарождение, рост, кульминация, кризис, закат как фазы истории культурно-исторических типов. Идеи Н.Я. Данилевского о развитии славянской культуры («Россия и Европа»). Культурологическая концепция О.Шпенглера («Закат Европы», 1918г.): понятие, генезис

 

и динамика культуры, типология культур, соотношение культуры и цивилизации, критика европейской культуры. Культурно-цивилизационная концепция А.Тойнби (1889-1975) как альтернатива линейной и формационной методологии познания истории; теория «Вызова-и-Ответа»; динамика и модели разрешения межцивилизационных конфликтов («Постижение истории»).


 

 

9


П.А.Сорокин о механизмах и факторах социокультурной динамики.Полиморфизмкультурной динамики и модели культурных изменений . Характер инноваций, обеспечивающих обогащение и дифференциацию культуры. Изменения, ведущие к культурной аномии и кризису культуры. Возрождение как обращение к раннему периоду культурной жизни.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!