Содержание практических (семинарских) занятий
Формы | |||||||
контроля | |||||||
№ Наименование темы | Тематика самостоятельной работы | усвоения | |||||
содержание практических (семинарских) | знаний. | ||||||
дисциплины | |||||||
занятий, литература для подготовки | Контроль | ||||||
выполнения | |||||||
работы | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК | Тема: Культурология как область | Доклады, | |||||
ОБЛАСТЬ | НАУЧНОГО | научного знания | анализ | ||||
ЗНАНИЯ | Вопросы: | источников; | |||||
1.Культурология в системе гуманитарных | устный опрос | ||||||
наук: особенности культурологии как | |||||||
научной парадигмы (1: 1.2, 1.2; 2; 3). | |||||||
2.Специфика | культурологического | метода | |||||
познания (1: 1.1.; 1.2.; 3). | |||||||
3.Структура культурологии как науки(5:1,1) | |||||||
4.Цели и задачи теоретической, исторической | |||||||
и прикладной культурологии (1:1.4;3). | |||||||
5.Направления | и | школы | в |
культурологическом знании (1: 2.1, 2.2.)
6.«Проблемное поле» современной
|
|
культурологии (1; 3; 4).
Вопрос для групповой дискуссии (доклада):
В чем состоит и как проявляется культурологическая природа и специфика вашей профессии?
Основная литература: (электронные версииучебников и статей в «ЭУМК» в двух папках: Хрестоматия – Учебники 2012;
«Культурология. Информационные ресурсы»)
1.Культурология. Под редакцией
Т.Багдасарьян. – М., «Высшая школа» 2001.
2. Основы культурологии (под редакцией И.М. Быховской).
3.Запесоцкий А.С., Марков А.П. Становление культурологической парадигмы. – СПб, 2007г.
4. Марков А.П. Русская цивилизация в глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы
28
преображения. – СПб, 2017 г.
5.Иконникова С.Н. История
культурологических теорий. – СПб, 2005.
6. Межуев В.М. Современное знание о культуре (файл «Статьи В.М.Межуева -
«Культурология. Информационные ресурсы»).
7.Файл «Культурология – конспект лекций»
(введение) - «Культурология. Информационные ресурсы»
8.Файл «Куда ведет кризис культуры» - «Культурология. Информационные ресурсы»
9. Культурология. Структурно-логические схемы.
|
|
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В | Тема: Феномен культуры в | системе | Доклады; | |
СИСТЕМЕ | гуманитарного знания | сообщения; | ||
ГУМАНИТАРНОГО | Вопросы: | обсуждение | ||
ЗНАНИЯ | 1. | Этапы становления понятия «культура» (1; | источников и | |
2; 3). | устный опрос | |||
2. | Культурологические идеи И.Г.Гердера в | |||
отечественном гуманитарном | наследии | |||
(автореферат) | ||||
3. | Проблемы культуры и цивилизации в | |||
наследии О.Шпенглера (автореферат). | ||||
4. | Цивилизационная концепция А. Тойнби | |||
(автореферат). | ||||
5. | Всемирно-исторический процесс в | |||
культурологической концепции | Карла | |||
Ясперса (автореферат) | ||||
6. Культурологической концепции Георга Зиммеля: феномен и причины кризиса
западно-европейской культуры (в автореферата по Шпенглеру)
7. Концепция культуры в психоанализе (3,
2.5).
8. Символическая концепция культуры Э. Кассирера
9. Интерпретации культуры в философии постмодернизма (3, 2.6).
9. Современные трактовки культуры (1: 2.1; 3; 4)
Литература:
1.Культурология. Под редакцией Т. Багдасарьян.
|
|
2.Иконникова С.Н. История
культурологических теорий. – СПб, 2005.
3. Основы культурологии (И.М.Быховская). Москва, 2005.
4. Файл «Авторефераты»
29
5. | Культурологические словари | |||||||||||
6. | Культурология. ХХ век. Энциклопедия – | |||||||||||
статьи по персонам). | ||||||||||||
МОРФОЛОГИЯ | Тема: Морфология культуры | Доклады; | ||||||||||
КУЛЬТУРЫ | Вопросы: | сообщения | ||||||||||
1. | Структура культуры (2: 2.4., 2.5. 2.6; 3). | |||||||||||
2. | Типология культур (1:3.1,3.2,3.3,3.4;3,2.) | |||||||||||
3. | Специфика массовой культуры (1: 2.6.) | |||||||||||
4. | Субкультура как подсистема культуры: | |||||||||||
понятие, виды, функции. | ||||||||||||
5. | Понятие, сущность и функции | |||||||||||
гуманитарной культуры (1). | ||||||||||||
Литература: | ||||||||||||
1. | Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и | |||||||||||
гуманитарное образование. СПб., 1996. | ||||||||||||
(Раздел 1. Гуманитарная культура как основа
| ||||||||||||
развития личности и общества. - С.12-36. | ||||||||||||
2. | Культурология. Под ред. Т. Багдасарьян. | |||||||||||
3. | Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное | |||||||||||
пособие по культурологии. Москва, 1998 | ||||||||||||
(Тема 2. Структура и морфология культуры. | ||||||||||||
Типология культуры. Функции культуры). | ||||||||||||
4. | Культурология. Структурно-логические | |||||||||||
схемы. | ||||||||||||
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ | Тема: | антропологическое | измерение | Тестирование | ||||||||
ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ | культуры | по разделам; | ||||||||||
Вопросы: | обсуждение | |||||||||||
1.Ментальность | как | антропологическая | мини- | |||||||||
матрица культуры (2:10: 1; 5) | рефератов | |||||||||||
2.Личность как творение и творец культуры. | ||||||||||||
Механизмы и соотношение социализации, | ||||||||||||
инкультурации и самореализации (1: 6; 4; 7). | ||||||||||||
3. | Смысл | как антропологическая | константа | |||||||||
культуры (6:62). | ||||||||||||
4.Антропологические проекты | современной | |||||||||||
культуры (2: 2, 2,2; 2.3; 2.4; 4, 4.1) | ||||||||||||
5.Институты | формирования | «новых | ||||||||||
антропологий» | в | постиндустриальном | ||||||||||
обществе (2:4,2; 4.3; 4.4) | ||||||||||||
6. | Культурологические | проблемы | развития | |||||||||
современной цивилизации (2: 1; 1.1). | ||||||||||||
7. | Информационные | войны | как | атрибут | ||||||||
современного мироустройства (2; 4, 3). | ||||||||||||
Литература: | ||||||||||||
1.Культурология. | Под | редакцией | Т. | |||||||||
Багдасарьян. | ||||||||||||
2.Марков А.П. Русская цивилизация в | ||||||||||||
глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы | ||||||||||||
преображения. – СПб, 2017 г. |
30
3.Межуев В.М. Время и вечность в
современной культуре (файл «Статьи
В.М.Межуева - «Культурология.
Информационные ресурсы»).
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. Раздел: «Культура и личность» - С. 236-
251.
5. Лесная Л.В. Интерпретация понятия менталитета в российских и зарубежных источниках.
6. Культурология. Структурно-логические схемы.
7.Файл «Тексты по культурологии» (Колесов В.В. Мир человека в русской ментальности).
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ | Тема: Социокультурная динамика | Доклады; | |||
ДИНАМИКА | Вопросы: | анализ | |||
1."Динамика" | и | "прогресс" | как | источников и | |
характеристики | культурных изменений: | устный опрос | |||
понятие, критерии (1: 4.2.). | |||||
2.Теория культурно-исторических | типов | ||||
Н.Я.Данилевского (1; 2; автореферат). |
3. Полицикличность историко-культурного процесса в концепции О.Шпенглера (3, автореферат).
3.Изменения мировоззренческой доминанты как основа социокультурной динамики
(П.Сорокин) (2, 3)
4.Динамика развития локальных цивилизаций (А.Тойнби) (2; 3; автореферат)
5. Концепция эволюционизма в культурной антропологии (Э.Тайлор) (1; 2; 3; авторефераты)).
Литература:
1.Культурология. Под редакцией Т. Багдасарьян.
2. Основы культурологии (под редакцией И.М. Быховской).
3.Иконникова | С.Н. | История | ||
культурологических теорий. – СПб, 2005. | ||||
4.Авторефераты | + | Энциклопедия | ||
«Культурология. ХХ век». | ||||
ЕВРОПЕЙСКАЯ | Тема: Европейская культура | Обсуждение | ||
КУЛЬТУРА: ЭТАПЫ | Вопросы: | источников; | ||
СТАНОВЛЕНИЯ, | 1.Европейская культура эпохи Возрождения: | устный опрос; | ||
ОСОБЕННОСТИ, | открытие мира и человека. | сообщения | ||
СОВРЕМЕННЫЕ | 2.Этапы становления европейской культуры | |||
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ | Нового Времени. | |||
3.Ценностно-нормативная и ментальная | ||||
специфика «европейского мира» | ||||
4.«Европейский | гуманизм»: | истоки и |
31
современное состояние.
Литература
1.Культурология. Под редакцией Т.
Багдасарьян.
2. Марков А.П. Русская цивилизация в глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы преображения. – СПб, 2017 г.
3.Файл «Культурология – конспект лекций» (тема Тема 7. Становление европейской культуры нового времени)
4.Файл «Сравнительное изучене цивилизаций» (Глава IX. Европейская цивилизация).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ Тема: Место и роль России в мировой Тестирование
КУЛЬТУРА КАК культуре культуру по разделам;
ПРЕДМЕТ Вопросы: доклады
КУЛЬТУРОЛОГИИ 1.Ментальность как образ (“душа”) национальной культуры: содержание понятия. Психо–антропологический срез российской культуры.
2.Специфика ментальности русской
цивилизации.
3.Истоки национально-культурной
самобытности.
4.Ценностно–нормативная специфика
российской культуры.
5.Национальная идея: глобальные сценарии
6. Цивилизационные ресурсы русской идеи.
7.Национально-культурная идентичность как условие межкультурного диалога (1).
8.Проблемы культурного развития в современной России (1).
Литература:
1. Марков А.П. Русская цивилизация в | |||
глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы | |||
преображения. – СПб, 2017 г. | |||
2. Межуев В.М. Национальная культура в | |||
эпоху глобализации. Россия и Европа: | |||
возможен ли диалог? | (файл «Статьи | ||
В.М.Межуева). | |||
3. Андреева. Русский человек (особенности | |||
менталитета) | |||
ОСОБЕННОСТИ | Тема: Особенности культурологического Тестирование | ||
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГ | метода Д. Лихачева | по всему курсу | |
О МЕТОДА АКАДЕМИКА | Вопросы: | ||
ЛИХАЧЕВА | 1. Целостность культурологической мысли | ||
2.Онтологизм | историко-культурного | ||
дискурса. | |||
3.Экзистенциальность | и | нравственная | |
напряженность слова о культуре. |
32
4.Гуманистическая направленность
культурологического метода.
5.Проблемная ориентированность
культурологического дискурса.
Литература
1.Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия
Лихачева.
2.Запесоцкий А.С., А.П.Марков. Становление
культурологической парадигмы. – СПб,
2007г.
3. Культурология. Структурно-логические схемы.
3. Методические рекомендации по написанию контрольных работ Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа. Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по
изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы. В курсовой работе (в соответствии с учебным планом) студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых проблемах, усвоить суть темы, уяснить ее содержание и только затем письменно представить свою отчетную работу.
Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.
При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.
Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.
Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.
33
В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, уметь раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.
Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!