Тема 3. Концепции культуры в системе гуманитарного знания



 

Многоаспектность научного понятия культуры. Смысловые грани культуры как антропологического феномена, внебиологического механизма передачи информации, как ценностно-смыслового и нормативного мира человека. Сущность и содержание культуры как: 1) сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания («не-природы», созданного человеком мира «второй природы», новой среды его обитания); 2) совокупности семиотических средств общения и сознания (национальный язык, искусство, религия, традиции, ритуалы); 3) системы исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, внегенетической связи человека, природы, общества, обеспечивающей существование и развитие человечества как единого целого; 4) духовной матрицы, обеспечивающей идентичность человека и целостность общества; регулятора социальной и индивидуальной жизни; 5) совокупности культурных институтов, обеспечивающих создание, сохранение, распространение и воспроизводство ценностей, норм и практик, способствующих возвышению человека и гуманизации общества; 6) системы технологий и практик, созданных для удовлетворения потребностей, адаптации к среде и организации совместной жизнедеятельности.

Культура как: символическая «Вселенная» («единый космос» мыслей и чувствований, мир человечности» (Э. Кассирер); идея, «философский «концепт» (В.М.Межуев); процесс и


 

6


результат сублимации (вытеснения) подавленных бессознательных импульсов в социально приемлемых формах (в искусстве, религии, науке и т.д.); как форма связи двух миров: чувственного и сверхчувственного, видимого и невидимого, реального и идеального, земли и неба. Человек «призван быть связующим суставом посюстороннего с потусторонним» - через науку и философию, через поэзию и религию. А культура – это попытка выстроить «мост над пропастью» (И.Попович).

Основные направления и школы в культурологической мысли современной России. Культурология академика В.С.Степина. Концепция культуры как системы (М.С. Каган). Концепция и функции гуманитарной культуры в работах А.С.Запесоцкого. «Полевая концепция» (А.Пелипенко), трактующая культуру как реально существующую самоорганизующуюся систему – звено в цепи эволюционных образований Вселенной, продолжение эволюции глобальной. «Физическим» носителем культуры выступает ментальная сфера человека, а структурной единицей – производимый ею смысл.

 

Тема 4. Феномен культуры в отечественной гуманитарной мысли

 

Культурная уникальность, интегральные образы и судьбы культуры в работах К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева, Д.С. Мережковского, П.Флоренского, Н.А.Бердяева, Г.В.Флоровского, Г.А.Федотова, И.А.Ильина. Русский религиозный и философский ренессанс конца XIX – нач. XXв., его влияние на отечественную культурологическую мысль. Историософичность и антропоцентризм как особенность русской философской и культурологической мысли. Роль православия в становлении духовного ядра русской цивилизации.

Культурологическая концепция Н.Я Данилевского («Россия и Европа», 1869г.):концепциямирового исторического процесса; теория культурно-исторических типов; метаисторический смысл и факторы противостояния России и Европы; обоснование неизбежности самобытного пути России.

Культурологическая концепция П.Флоренского:понятие культуры как высшегопроявления человеческого духа, уравнивающего человека с Богом; способа борьбы Логоса

с Хаосом; классификация культур, критика европейской культуры, актуальность идей в контексте современных проблем.

Символическая концепция культуры Вяч. Иванова:трактовка культуры как способаорганизации духовной памяти народа, процесса и результата поиска истины и смысла, средства преображения земного мира на основе творческого личностного начала; функции мифа и символа в художественной культуре; проект «агиократии»; соборность, софийность, теургия как ключевые концепты философско-эстетического наследия Вяч. Иванова.

Культурологическая концепция П.Сорокина:трактовка культуры как«надорганическойсреды», обеспечивающей процессы социальной коммуникации; доминирующего мировоззрения (миросозерцания), определяющего специфику социальных институтов, жизненные сценарии и стратегии; теория социокультурной динамики; критика европейской культуры, «сценарии» будущего культуры.

Особенности культурологического метода академика Д.С.Лихачева:целостностькультурологической мысли; онтологизм историко–культурного дискурса; экзистенциальность и нравственная напряженность слова о культуре; гуманистическая направленность культурологического метода; проблемная ориентированность культурологического дискурса. Д.С.Лихачев о предмете культурологии. Культура как ценность и духовная среда. «Экология культуры». Роль и место культурной традиции. Функции культурной памяти. Д.С. Лихачев о специфике русской культуры и русского исторического пути. Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления». Своеобразие историософской позиции Д.С. Лихачева.


 

7


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!