Методические указания к проведению практического занятия №14



Тема: Семья и быт

Цель работы: 

  1.  Проанализировать информационный материал о семье как социальной группе.
  2. Продолжить формирование навыков анализа текста, аргументации собственной точки зрения.

Порядок выполнения работы

Задания:

Вопросы и задания.

1)Что понимает автор под «социальным наследованием» стиля общения родителей и детей?

1)

2)

3)

2) Можно ли считать

4)просвещение и обучение родителей социальной проблемой?

5) 3) В чем, по

6)мнению автора, должно состоять просвещение и обучение родителей?

7)

4)

8)Найдите в тексте аргументы, подтверждающие успешность занятий с

9)родителями.

10)

5)Какие аспекты «огромной накопившейся потребности в

11)практических психологических знаниях» вы могли бы указать?

12) 6)

13)

14)Что, на ваш

взгляд, может сделать государство и гражданское общество для решения

15)этой проблемы?

Текст. Современный российский ученый Ю. Б. Гиппенрейтер о

необходимости обучения родителей стилю общения с детьми. 

Сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной

практическими психологами.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за

психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве

страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли

к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно

«записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень

рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. 

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким

образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование

стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как

их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», — говорит папа, не замечая,

что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет

заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения. 

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно

заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности.

<...>

Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только

просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Этим и

стали заниматься практические психологи.

Обучаться, конечно, лучше всего в живом общении. Во многих странах

уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» для родителей. 

Только в США через такие курсы прошли сотни тысяч матерей, отцов, а

также учителей. И снова открытие: оказалось, что многие родители гораздо

более готовы к изменению сти-

ля общения в семье, чем предполагали психологи. В результате обучения

взрослые не только смогли прекратить «холодную войну» с детьми, но и

установили с ними глубокое взаимопонимание.

О другом замечательном результате сообщают родители, которые успели

пройти курсы до наступления у их детей «переходного возраста». Они вовсе

не нашли этот возраст трудным — ни для себя, ни для своих детей! 

В нашей стране курсы общения для родителей (их еще называют

группами или тренингами) тоже стали приобретать все большую

популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы

удовлетворить огромную накопившуюся потребность в практических

психологических знаниях.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппен-рейтер. — М., 1995. — С. 3—4.

2.Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис, и одним из доказательств упадка семьи является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме двух — первичной социализации детей и

эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же

факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее

«специализации» и повышения роли в обществе, так как эти жизненные

функции выполняются исключительно в семье.

Вопросы и задания. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу упадка семьи. Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете или нет вывод об упадке семьи? Обоснуйте свое мнение.

7)

3.Ниже приведена информация о супружеских отношениях в древности. Прочитайте ее и оцените ценности и нормы, посредством которых в далеком прошлом упорядочивалась и санкционировалась половая жизнь супругов и устанавливались их супружеские права: а) с позиций человека, живущего в древние времена; б) со своих собственных позиций.

 

Фрагмент 1. «Назначением гарема было создание сильного и

многочисленного клана кровных родственников в поддержку трона. Однажды

некий вождь, решив, что он должен удовлетвориться одной женой и что ему

не следует держать гарем, сразу же распустил его. Недовольные жены

отправились по домам, и их оскорбленные родственники набросились на

вождя и тут же учинили над ним расправу».

Фрагмент 2. «Частые беременности в сочетании с тяжелым трудом

быстро старили первобытных женщин. Нередко, устав от частых родов, жена

просила своего мужа взять другую, более молодую жену, которая могла бы и

рожать детей, и помогать по хозяйству. Поэтому новые жены принимались

более старшими с огромным удовольствием. Ревности не существовало и в

помине».

4. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой ниже проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

А) «Брачный союз — первая ступень человеческого общества» (Марк Туллий Цицерон).

Б) «Если нравственным является только брак, заключенный по любви, то остается нравственным только такой, в котором любовь продолжает существовать» (Фридрих Энгельс).

В) «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» (В. А. Сухомлинский).

Г) «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным» (А. С. Пушкин).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 938; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!