Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура



На вопросы гостей

 

Вопрос: Что такое бхакти?

Ответ: Бхакти - это вечная, естественная деятельность души; веч­ное достояние дживы, присущее ее сварупе, или природной сущности (т.е. когда душа не покрыта авидьей или майей). В сварупе души не существу­ет иной деятельности. Иная деятельность свойственна противоположной природе, которая изменчива и эфемерна. Бхакти разрушает печаль, ил­люзию и страх. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7, 3.9.6; «Бхагавад-гита», З.6.)

 Страх, печаль, заблуждение и т.п. появляются из-за двитиябхиннивеши, или страстного стремления к иной природе, которая отлична от Единого Существа, то есть Бога. Стремление к иной природе коренится в размышлениях о чем-либо кроме Кришны и Его объектов, то есть Его преданных. «До тех пор, пока люди не обретут единственно надежное прибежище у дарующих бесстрашие лотосных стоп Бога, они будут трудиться, боясь потерять свои богатства, тела, связи и друзей, бу­дут горевать, когда потеряют их, будут желать вернуть их обратно, страст­но стремиться к ним и т.д. А когда они снова обретут их, то окажутся под влиянием материальной привязанности к этим объектам, называемым анатма (то есть тем, что не связано с душой и относится к концепции «я» и «мое»)». В этом и заключается основная причина самсары.

Желание власти, возникающее из-за стремления к господству, проти­воречит преданности Богу. Если у человека много глистов, его тело не полу­чает необходимого питания даже от большого количества богатой витаминами пищи. Подобным же образом склонности к карме и гьяне зат­рудняют естественную деятельность души.

Вопрос: Вайшнавизм может принести определенную личную пользу, но какая от него польза для всего мира?

Ответ: Это рассуждение неверно. Так можно сказать о тех, кто зани­мается арчаной, или ритуальным поклонением, но не о тех, кто соверша­ет киртан, или прославляет Бога. Ритуалист выполняет обряды ради соб­ственного блага, но тот, кто прославляет Бога, совершает служение для всего мира. Он служит всем существам во вселенной: птицам, зверям, людям, богам и даже деревьям, траве и камням. Это - высшее служение.

Вопрос: Я не вижу, чтобы людям это нравилось.

Ответ: Нет смысла ожидать, что привлечется много людей. Число людей, закончивших аспирантуру, очень ограниченно. Господь Кришна сказал; «Сре­ди тысяч людей лишь один или несколько человек стремятся достичь само­познания, И даже среди тех, кто уже достиг совершенства, редко кто имеет истинное понимание Моей природы». Господь Шри Чайтанья Махапрабху разъяснил это, процитировав шлоку из «Бхагаватам»: «Даже среди сотен ты­сяч совершенных и освобожденных душ редко встречается тот, кто предан Господу Нараяне» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5.). В мире господствует лукавство.

Вопрос: Какое благо принес вайшнавизм миру?

Ответ: Политики даже через тысячи эр не смогут принести миру и миллионную часть того блага, которое дали вайшнавы. Мы не советуем другим людям становиться такими же ограниченными сектантами, ка­кими являются политики.

Вопрос: Много ли людей знает о вайшнавизме?

Ответ: Сколько человек закончило аспирантуру? Сколько родилось Ньютонов? Разумно ли останавливать развитие науки из-за того, что не появляется много таких профессоров, как Д.Ч. Босс?

Вопрос: Как развить преданность Кришне?

Ответ: Преданность Верховному Господу Кришне развивается, ког­да человек смиренно и внимательно слушает повествования об Его вели­чии и т.д. от безупречных преданных слуг Бога, которые всегда заняты воспеванием Его славы. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7).

 Он - Вишну, поддерживающий вселенную. Саттва является главным элементом Его деятельности. Поскольку Он пре­вращал мир в четану, оживляя его сознанием Кришны, то Его называют Кришна Чайтанья. Бытие живых существ лишено чайтаньи (осознанности). Для развития в них чайтаньи Он принял санньясу. И тем не менее, мы не обрели чайтаньи (не пришли в сознание). У чистого чайтаньи есть только одно свойство - бескорыстное служение. В шуддха-четане (чистом созна­нии) нет служения анартхам (тому, что не является истинной артхой, не­обходимостью, т.е. Богом). Есть только служение артхе. Кшатрии, вайшьи, шудры, и др. заняты размышлением о внешних природных объектах. Но те, кто постиг Брахман (т.е. истинные брахманы), не имеют подобных занятий. Служение Хари - их единственное занятие. Кшатрии, вайшьи и др. должны оказывать всестороннее содействие такому служению брахманов. Но слу­жение Богу - это единственная обязанность всех живых существ.

Вопрос: Все ли могут принять вайшнава-дхарму?

Ответ: Вайшнава-дхарма - это единственная дхарма всех чит, жи­вых существ, это единственная дхарма, свойственная истинной природе живого существа. Не надо называться христианином, мусульманином и даже индусом. Все должны стать вайшнавами. Все должны принять веч­ную дхарму живых существ, присущую нашей истинной природе. Боги, демоны, люди и даже птицы, звери, растения и камни должны стать вай­шнавами. Им не нужно оставаться в своих нынешних формах. Шри Чай­танья Махапрабху сделал это: Он всех обратил в вайшнавизм - даже кам­ни, траву, кусты, деревья, птиц и зверей. Во время путешествия в Южную Индию, проходя через лес Джарикханда, Ориссу и Бихар, Он обращал в вайшнавизм всех, кого встречал на пути. Он не позволял им оставаться погруженными в свое самомнение, которое противоречит их истинной природе.

Все шайвы, шахты, индусские еретики, патханы, буддисты, майявади, йоги, тапасвины и те, кто стремился попасть в рай и получить освобождение, становились вайшнавами. Единственным оружием Господа Чайтаньи был кришна-киртан. Кроме того, эти люди, приняв вайшна­визм и повинуясь воле Господа, сами становились гуру, совершали киртан и обращали в вайшнавизм всех, с кем общались. Шриман Махапраб­ху говорил им, что каждый человек, родившийся на земле Бхараты (Ин­дии), должен помогать другим людям, и лучший способ делать это - гром­кая санкиртана. Санкиртана помогает всем существам обрести высочайшее благо, ведь один человек, который поддерживает тысячу лю­дей, гораздо лучше того, кто заботится только о самом себе. Никогда не было и не будет в этом мире таких благодетелей, как Махапрабху и Его верные последователи. Другие блага - это обман, а вернее - большой вред. Но то благо, которое раздавал Махапрабху и Его последователи, - истинное, величайшее и вечное. Господь и Его последователи не обманы­вали людей рассказами о временных удовольствиях, которые непродол­жительны и приносят вред другим, подобно тому, как выгода одной стра­ны наносит ущерб другой. Махапрабху учил тому, что является высшим благом для всех живых существ, во все времена и во всех обстоятельствах. Он учил тому, что является благом для всей вселенной. Благо, даруемое Махапрабху, не причиняет никакого зла. Поэтому Его милость не порож­дает зла, а Его милосердие - величайшее. То же самое можно сказать и об Его преданных учениках. В этих утверждениях содержится величай­шая истина. Это не пустые разговоры и не поэтическая фантазия.

Вопрос: Тогда что же такое вишну-сева?.

Ответ: Вишну - это Существо, которое называют Адхокшаджа. Я не могу измерить Его своими чувствами и наслаждаться Им. Но Он наслаж­дается мною. Ему нравится имя Шрея (Истинное Благо). Сева (служе­ние) состоит в том, чтобы удовлетворять Его чувства. Вишну-сева ради поддержания тела не является подлинной. Многие люди пытаются на­слаждаться Господом Вишну, называя это вишну-севой. С Вишну обращаются как со слугой. Считая себя наслаждающимися речной водой, пло­дами деревьев, красотой природы, целительным свежим воздухом, мы на самом деле пытаемся наслаждаться Вишну. Я думаю, что Он будет спать на том боку (на левом или правом, как мне захочется), как будто Он - квартирант, нашедший у меня место для жилья. Я обращаюсь с Ним как со своим садовником, который приносит цветочные головки, чтобы я на­слаждался их приятным ароматом.

А кто не желает бхакти? Это те, кто говорит «Я стану правителем стра­ны, подчиненным, возделывающим землю, политиком или воином» - те, кто говорит: «Это я все делаю».

Вопрос: Следует ли нам, в таком случае, оставить свое призвание и ежедневные обязанности?

Ответ: Мы должны делать все, как вайгинавьц а не вставать на путь кар­мы. Наш Гурудев, Шри Рупа Госвами Прабху, сказал: «Если все усилия тела, ума и речи человека направлены лишь на служение Хари, то его называют дживан-муктой, или освобожденным при жизни, независимо от занимае­мого им положения». («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.185).

 Он также сказал: «Когда кто-либо отрешен от мирс­ких наслаждений и горячо предан Кришне, принимая объекты, благоприят­ные для служения Ему, то его отречение называется правильным».

Вопрос: Каковы обязанности вайшнава?

Ответ: В Панчаратре сказано, что те, кто желает бхакти, должны со­вершать только такие мирские и ведические действия, которые благопри­ятны для служения Господу Хари («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.198)

 Там также говорится, что святые лич­ности называют преданным служением (бхакти) лишь те действия, ко­торые предписаны в шастрах для служения Господу Хари. Совершение таких действий постепенно поднимает до высшего уровня бхакти. Док­трина наишкармы (прекращения материальной деятельности) состоит в следующем: все, что мы делаем, должно быть благоприятным для служе­ния Господу Хари. Те же, кто желает только освобождения, стремятся избавиться от всех действий, в том числе и от служения Господу Хари.

Вопрос: Как совершать хари-севу?

Ответ: Хари-севу можно совершать телом, речью или умом.

Вопрос: Какое служение можно совершить телом, умом и речью?

Ответ: Когда демон Хираньякашипу спросил, чему хорошему научил­ся его сын, Шри Прахлад, тот ответил: «Я научился совершать девять ви­дов бхакти, предлагаемых Богу Вишну, - слушанию, воспеванию, памя­тованию, служению Его стопам, поклонению, воспеванию гимнов, служе­нию Ему как господину, дружбе с Ним и полной преданности Ему. Это лучшее, чему можно научиться». Услышав от своего мальчика про служе­ние, Хираньякашипу удивился и сказал: «У тебя новая идея. Мы учились в школе эмпирического знания, и это нам не знакомо».

Вопрос: А служат ли дживам те, кто служит Господу Хари?

Ответ: Хари - это Всеобъемлющее Существо. Только слуги Хари по-настоящему служат дживам. Те, кто очарован внешним видом джив, ду­мают, что служение внешнему телу Хари - это и есть служение Ему и служение дживам. Так считают вивартавадины, которые придержива­ются теории, что все творение - просто иллюзия. Они не служат дживам, а служат только майе, внешнему телу Хари. От такого служения нет пользы ни им самим, ни другим. Если вы считаете Нараяну бедняком, то служите только майе, но не Нараяне, Его слугам и дживам. Служение виварте (ил­люзии) - это мираж майи. Только Кришна есть истинная сущность. Дживы - это союзные частицы Его Существа. Если мы будем служить Хари, то будем служить и хари-джанам (т.е. преданным слугам Хари), и тем, кто не может понять настоящих хари-джан, чтобы они со временем смогли обрести истинное понимание. Мы будем помогать им мысленно и физи­чески. Мы будем служить даже тем, кто против хари-джан, но будем делать это отстраненно, с безразличием. Наши лучшие друзья - это близкие нам слуги Бога. Мои друзья могут не иметь достаточной силы понимания, чтобы выполнять обязанности кшатриев, вайшьев и шудр, но я буду беседовать с ними о служении Хари. Но мы не будем сотрудничать с теми, кто выступает против нас - с агностиками, бескастовыми, эпикурейцами, последователя­ми Чарваки, для которых высшее благо в жизни - физические удовольствия, и другими, подобными им.

Вопрос: Что вы имеете в виду под словами джива-дайа, или доброта к живым существам? Разве это не оказание помощи в пище, одежде и т.п.?

Ответ: Мы будем оказывать такую помощь тем, кто после многих рождений обрел веру в Бога и начал служить Ему. Мы будем кормить, одевать нуждающихся и оказывать другую помощь, чтобы они могли слу­жить Хари. Иначе зачем нам подкармливать змею молоком и бананами? Доброта проявляется не в этом. Скорее такая «доброта» может способ­ствовать тому, что люди будут еще больше погружаться в майю и ниги­лизм. Доброта, которую проявил к дживам Шри Чайтанья Махапрабху, навечно освобождает их от всех желаний, неудобств и страданий, называ­емых тритапа. Такая доброта не порождает никакого зла, и обретя ее, дживы уже не станут жертвами пороков этого мира. Вернее, они будут плавать в нектарном море Любви и вечно наслаждаться его сладостью.

Вопрос: Чем же милость Шри Чайтаньи отличается от других видов доброты?

Ответ: В отличие от других видов доброты, милость Господа не созда­ет зла. Ближайший спутник Господа, Шри Сварупа Дамодара, говорил так: «Его милость рассеивает все зло. Она чиста и не имеет примесей. Она рас­ширяет чистый восторг, подобно полностью распустившимся цветам, и устраняет все противоречия священных писаний, распространяя истинно сладостный вкус преданности Богу. Его милость вызывает в уме состо­яние, подобное блаженному сумасшествию (в любви к Богу), дарит веч­ное счастье преданности Богу, создает дух равенства между низшими и высшими и раскрывает высший предел духовной сладости». Шри Рупа Госвами говорит, что Шри Чайтанья, имеющий золотой цвет тела, - это Сам Кришна. Шри Чайтанья - это в высшей степени милосердное Су­щество, распространяющее любовь к Кришне. Об этом же говорит и Кришнадас Кавираджа Госвами (автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»): «Оцените милость Шри Чайтанья-чандры, и вас удивит Ее высочайшее превосходство».

 

Ответы


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!