Гуру приходит в разных образах
Духовный учитель приходит в различных образах, чтобы милостиво давать мне наставления для того уровня, на котором я нахожусь. Каждый предмет каким-то образом отражает волю моего духовного учителя в данный момент. Самое лучшее - если я встречаюсь с экспансиями духовного учителя, подарившего мне свет трансцендентного знания. Он непостижимым образом во всей полноте объединяет в себе как абсолютного наслаждающегося всеми видами служения, так и энергию абсолютного предания. В конечном итоге Господь Кришна - абсолютный наслаждающийся всеми видами служения, в то время как духовный учитель являет пример идеального слуги. Поэтому где бы мы ни замечали искры духовной преданности в живых существах самого разного уровня сознания, - все они являются отражением моего духовного учителя. Шрила Гурудева - это тот, кто каждое мгновение своей жизни посвящает служению Господу. Он отражается в сердцах всех живых существ, а в особенности - в сердцах предавшихся душ («Шримад-Бхагаватам», 10.30.9):
чута-прийала-панасасана-кавидара
джамбв-арка-билва-бакуламра-кадамба-нипах
йе 'нйе парартха-бхавака йамунопакулах
шамсанту кришна-падавим рахитатманам нах
«О, благородные деревья, украшающие берега Ямуны, - чута, прияла, панаса, асана, ковидара, джамбу, арка, бильва, бакула, аира, кадамба, нипа!Нас иссушает печаль от разлуки с Верховным Господом. Скажите, куда ушел Господь Кришна?»
|
|
Этот стих описывает эпизод одной из лил Господа. Когда Шри Кришна неожиданно покинул место божественных игр, освобожденные души - девушки-пастушки - стали искать Его и обращаться за помощью к различным неподвижным существам. Может возникнуть вопрос что это было - проявление мирских сентиментов (сахаджия?). Их просто захватила волна чувств? Ответ можно узнать, лишь слушая наставления из уст духовного учителя. Любые взаимоотношения в духовном мире - между Шри Кришной и Нандой, Яшодой, флейтой, коровой, деревом кадамба - находятся на трансцендентном уровне и включены в удивительные, божественные игры Шри Радха-Говинды. Если мы сосредоточим свой ум на лотосных стопах духовного учителя и будем непрерывно созерцать его образ в своем сердце, то все эти божественные игры проявятся сами. Шри Гуру - источник вдохновения в каждом нашем поступке, совершенном ради Господа; поэтому нет иного способа достичь высшей цели, как поклоняться и служить духовному учителю.
Сегодня мне посчастливилось сказать много важного. Суть всего сказанного в том, сумеем ли мы оставаться погруженными в преданное служение лотосным стопам духовного учителя. Наш духовный учитель отражается во всем, что нас окружает, чтобы наставлять нас в соответствии с нынешними обстоятельствами. Почему же я, незначительное, но надменное существо, удостоился такой чести - слушать о столь возвышенных предметах? Дело в том, что Шрила Гурудева, наряду с наставлениями о «высоких материях», каждый миг напоминает мне: «О, крошечная джи-ва\ Старайся укрепить свою веру в духовного учителя!» Наблюдая за тем, с каким бескорыстием мой духовный учитель служит Верховному Господу в различных образах и обстоятельствах, я начинаю молиться о возможности общаться с ним на протяжении миллионов жизней, чтобы служить Господу Хари и благодаря такому общению свести на нет влияние тех миллионов предыдущих жизней, которые я провел, не служа Шри Хари.
|
|
Как расценивать падение преданного?
Однажды, находясь в Мангалагири, я проповедовал о славе божественных стоп Шримана Махапрабху. Кто-то из слушателей задал мне вопрос: «Впервые посетив ваш храм, мы были очень воодушевлены - нас покорило безупречное поведение ваших последователей и их искреннее желание служить. Но позже наша вера сильно пошатнулась, когда мы узнали, что многие жители ваших ашрамов покинули их ради семейной жизни». Я ответил, что принятие семейного уклада жизни еще не означает прекращения хари-бхаджаны. Более того - я вижу, что эти люди не только остаются замечательными преданными и сохраняют возвышенные качества, но их преданность Шри Хари становится крепче. Раньше я был закоренелым безбожником, но благодаря общению с такими уважаемыми преданными я избавился от своего безверия. Я лишь могу сказать, что по сравнению со мной все остальные поглощены служением Господу.
|
|
Шрила Рагхунатха Бхатта ради нашего блага показал пример идеального поведения и умонастроения:
ваишнавера ниндйа-карма нахи паде канне
сабе кришна бхаджана каре, - эй матра-джане
«Чайтанья-чаритамрита», Антья, 13.133
«Он [Рагхунатха Бхатта] никогда не слушал оскорбления вайшнавов и разговоров об их недостатках. Он знал лишь то, что каждый занят служением Кришне».
Я вижу, что каждый неуклонно движется вперед по пути преданности Господу Хари. Лишь о себе не могу сказать ничего определенного - какая судьба меня ожидает, какое предназначение мне уготовано в будущем? Преданные страстно желают служить Господу Хари. Поэтому развивайте свою преданность больше, чем другие. Видя преданность в окружающих, они чувствуют потребность служить еще лучше, поскольку хотят превзойти других в служении своему возлюбленному Господу. Что же касается меня, то со своим ничтожным сердцем и жалкими способностями я не иду ни в какое сравнение с их высоким духовным уровнем, а также своим глупым умом я не способен понять их возвышенных бесед. Эти преданные стойко следуют всем правилам в своей жизни, и это так замечательно! К своему стыду, должен признаться, что я совсем не продвигаюсь вперед, ибо постоянно ищу недостатки в других. Как же мне развивать свое сознание Кришны, если мой ум занимает лишь поиск слабостей в преданных?
|
|
Кто же эти люди, которые ищут недостатки в других? В основном это те, кто принадлежит к материалистической ветви нашей ученической цепи - сахаджии. Они доверяют обманчивой природе глаз, ушей и т.д. и лишены даже следов преданности Шри Хари. Если я слышу, что кто-то оставил воспевание святого имени, то я объясняю это следующим образом: он с огромной решимостью поклонялся Господу - так, что сердце его переполнилось; поэтому он включился в другую деятельность, оставив высший путь преданного служения. Здесь уместна такая аналогия: скопив огромное состояние и удовлетворившись этим, богач перестанет тяжело трудиться.
В «Бхагавад-гите» (9.30-31) Верховный Господь уверяет нас, что Его искренний преданный никогда не погибнет:
апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати
«Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, ибо он на верном пути. Он быстро станет святым и достигнет вечного умиротворения. О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет».
Разве может быть падшим тот, кто занят чистым преданным служением Господу Хари? Несомненно, он обрел высшее сокровище, но, к сожалению, мое видение и суждение о нем несовершенны. Вот почему я не могу идти вперед по духовному пути.
пара-свабхава-кармани на прашамсен на гархайет
вишвам экатмакам пашйан пракритйа пурушена ча
«Не стоит превозносить или оскорблять чьи-либо материальные качества. Следует смотреть на этот мир как на сочетание материи и духа, которые имеют единый источник - Абсолютную Истину» («Шримад-Бхагаватам», 11.28.1).
Вне всяких сомнений, мое видение материально, оно основано на внешнем восприятии, поэтому меня ждет разочарование от служения Верховному Господу и духовному учителю. В таком шатком положении (когда преданность еще очень слаба) я начинаю искать недостатки в других. Правда состоит в том, что я сам полон недостатков, но меня занимают слабости окружающих. Лишь когда я обрету твердую веру и восхождение мое станет неуклонным, у меня не будет времени обращать внимание на чужие недостатки:
кришнети йасйа гири там манасадрийета
дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа-
ниндади-шунйа-хридам ипсита-санга-лабдхйа
«Шри Упадешамрита», 5
«Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно; перед преданным, который получил духовное посвящение [дикшу] и поклоняется Божеству, нужно смиренно склоняться, а с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении и в чьем сердце не осталось и следа желания критиковать других, необходимо общаться и стараться служить ему с верой и преданностью».
Настроение истинного ученика
Жизнь быстротечна. В прошлом году мы так же собирались по случаю этой благоприятной церемонии. Те, кого Господь сполна наградил Своей милостью, уже оставили этот мир. Лишь я, из-за своей склонности к поиску недостатков и неспособности следовать наставлению тринад апи суничена, т.е. стать смиренным, остался здесь в одиночестве, барахтаясь в волнах мирских наслаждений.
Духовный учитель должен быть свободен от желания критиковать других - будто у него нет других дел, как только погружаться в трясину моих бесчисленных недостатков! Своим безупречным поведением он ободряет меня: меня не обманут измышления моего коварного ума и, может статься, я не сойду с духовного пути. С сегодняшнего дня, если мне еще суждено прожить год, я буду всеми силами стремиться каждое мгновение посвящать служению духовному учителю и оставлю привычку распространять сплетни о других. Все эти пустые разговоры ради самовозвеличивания и презрительного уничижения остальных лишены какого-либо смысла. Когда эти склонности ослабеют, несомненно, я буду вознагражден духовным восхождением на пути преданности Верховному Господу. Вместе с тем, я не буду выставлять себя на потеху мирским людям. Единственный объект моего служения и любви - Шри Кришна, а Его энергия преданного служения - духовный учитель. Поэтому, служа Шриле Гуру-деве, я нахожусь под защитой Верховного Господа.
аша барарирамрита синдху майаих катханчит
кало майа тигамитах кила сампретам хи
твам этат крипам майи видхашйаси наива ким ме
пранаирврадже на ча карору вакаринапи
Это молитва Шрилы Рагхунатхи дасы Госвами, обращенная к стопам Шримати Радхарани в «Вилапа-кусуманджали» (102): «О, Шри Радхе! Чтобы достичь берегов океана высочайшего блаженства, я страдаю от невыносимых мук. Если Ты не прольешь на меня Свою милость, какой прок в моей жизни, зачем мне Вриндаван и Сам Кришна?»
Меня часто спрашивают, почему я не даю другим сиддха-пранали (знание о своем изначальном облике в духовном мире). Уверяю вас - я стою лишь в начале духовного пути, разве могу я претендовать на высшие уровни сознания? Я не смею и помышлять о такой возвышенной практике - мне недоступны настроения спонтанной преданности, присущие совершенным личностям. Я пока нахожусь на стадии регулируемого преданного служения и сражаюсь со своими анартхами (материальными качествами). Но если кто-либо уже обрел необходимые качества, то я прошу его просветить меня по данному вопросу, чтобы я понял, какой сиддха-сварупы (совершенного духовного облика) он достиг.
В любовных взаимоотношениях духовным учителем является Шримати Радхика. Духовный учитель проявляется в том облике, который необходим садхаке для того, чтобы развивать определенное настроение на высших стадиях духовного пути. Например, чтобы помочь ученику развить родительские отношения, он принимает на себя роль Нанды или Яшоды. В дружеских отношениях он проявляется как Шридама или Судама. Как слуга он проявляется в облике Читраки или Патраки, и т.д. Все эти глубокие эмоции сами собой проявляются в сердце того, кто постоянно поглощен служением духовному учителю. Должен сказать, что преждевременное и искусственное погружение в эти возвышенные предметы не принесут никакого блага и истинного понимания. Даже такие великие души, как Господь Брахма, Господь Шива и Анантадева не занимаются собственными измышлениями на темы вечных игр Господа. Благоприятный результат гарантируется лишь тому, кто должным образом развивает настроение служения духовному учителю. У нас нет иных обязанностей.
Я кланяюсь вам как своим духовным учителям
ШРИ ВЬЯСА-ПУДЖА
Лекция Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, прочитанная 18 февраля 1930 г. в Шри Дхам Маяпуре (Шри Чайтанья Матх).
Сегодня день поклонения Гуру. Я приехал сегодня сюда, чтобы служить лотосным стопам Шри Гуру.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!