Место явления Махапрабху и Его миссия



Слава Шри Гуру и Гауранге

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Беседы об Абсолюте

(Сборник статей и бесед)

 

 

Эта книга посвящается Его Божественной Мило­сти Ом Вишнупаде Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье Международ­ного Общества Сознания Кришны. Он явил миру вечное сокровище духовной любви, и этим испол­нил волю своего божественного наставника, Парамахамса Тхакура Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Мир навсегда останется в долгу перед ним.

«Философская книга»

2004

Безусловно, Брахма занимает более высокое положение, чем любая другая джива в этом творении, но его ни в коем случае нельзя сравнивать с Верховным Господом. Даже Шамбху (Шива) стоит гораздо выше Брах­мы, поскольку наделен гораздо большей божественной силой. Оба - как Сваямбху, так и Шамбху - личности, обладающие как очевидной, внеш­ней, так и скрытой, внутренней природой. Первая проявляется в их взаи­модействии с материальным миром (один наблюдает за деятельностью проявленного мира, в то время как другой дает живым существам эмпи­рическое знание), а вторая отражает их духовную суть - служение Вер­ховному Господу. Есть и еще одна немаловажная роль, которую они игра­ют в нашей вселенной. Шива - основатель Рудра-сампрадаи, которая является носителем духовного знания в этом мире, а Брахма - ачарья Брахма-сампрадаи, объект почитания как для цепи Шри Мадхвапады, так и для линии Мадхва-Гаудия. Подтверждения этому можно найти в «Махабхарате» и в «Падма-пуране».

 

***

СОДЕРЖАНИЕ

 

«Шри Гуру-парампара»

Милость и желание духовного учителя. (Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада)

Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на вопросы гостей

Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на вопросы учеников

Обращение на праздновании Вьяса-пуджи

Шри Вьяса-пуджа

Источник знания

Трансцендентный звук

Смиреннее травинки

Сваямбху Брахма

 

ШРИ ГУРУ-ПАРАМПАРА»

Авторство данного текста принадлежит следующим вайшнавам: Шриле Кави Карнапуру, Шриле Гопалу Бхатте Госвами, Шриле Баладеве Видьябхушане, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде и его последователям. Этот текст выбит на стене пушпа-самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура во дворе храма Шри Шри Радха-Дамодары во Вриндаване.

(1)

шри кришна - брахма - деварши - бадарайана самджнакан шри мадхва - шри падманабха - шриман нрихари-мадхаван

(2)

акшобхйа - джайатиртха - шри джнанасиндху - дайанидхин шри видйанидхи - раджендра - джайадхарман крамад-вайам

(3)

пурушоттама - брахманйа - вйасатиртхамш на самстумах тато лакшмипатим - шриман мадхавендранча бхактитах

Всем сердцем мы предлагаем нашу преданность и молитвы учителям, составляющим цепь нашей ученической преемственности: Шри Криш­не, Шри Брахме, Шри Нараде, Шри Ведавьясе, Шри Мадхве, Шри Падманабхе, Шри Нрихари, Шри Мадхаве, Шри Акшобхье, Шри Джаятиртхе, Шри Гьянасиндху, Шри Даянидхи, Шри Видьянидхи, Шри Раджендре, Шри Джаядхарме, Шри Пурушоттаме, Шри Брахманье, Шри Вьяса-тиртхе, Шри Лакшминати, Шри Мадхавендре;

 (4)

тач-чхишйан шришварадваита - нитйанандан джагад-гурун девам-ишвара-шишйам шри чаитанйанча бхаджамахе

(5)

шри кришна-према-данена йена нистарам джагат кали-калушу-сантаптам каруна-синдхуна свайам

а также джагад-гуру, ученикам Шримана Мадхавендры Пурипады: Шри Ишваре Пурипаде, Шри Адвайте Ачарье и Шри Нитьянанде Праб­ху; а также Шри Чайтанье Махапрабху, которому мы поклоняемся и слу­жим. Являя шишьятва-грахана-хилу - божественную игру, в кото­рой Он принимает на Себя роль ученика Шри Ишвары Пурипады, - Он раздает безграничную милость в виде кришна-премы, чтобы осво­бодить мир от бушующего пожара оскорблений, возникающих из-за влияния Кали-юги.

(6)

махапрабхох сварупа-шри дамодарах прийанкарах рупа-санатанау двау ча госвами-праварау прабху

(7)

шри дживо рагхунатхаш ча рупа-прийо маха-матих тат прийах кавираджа-шри кришнадаса-прабхур матах

(8)

тасйа прийоттамах шрилах севапаро нароттамах тад анугата-бхактах шри вишванатхах сад уттамах

Мы кланяемся Шри Сварупе Дамодаре, который есть олицетворе­ние сокровенного желания Махапрабху, Шри Рупе и Шри Санатане Праб­ху - двум главным Госвами, которые выполнили это желание, милосер­дному Дживе Госвами, самому близкому другу Шри Рупапады - Шри Рагхунатхе дасу Госвами, его преданному слуге - Шри Кришнадасу Кавирадже и его любимому ученику - Шриле Нароттаме Прабху, а также их верному последователю, расика-шекхаре (лучшему из расика-вайшнавов) - Шри Вишванатхе Чакраварти Тхакуру;

(9)

акташ ча гаудийа-ведантачарйа-бхушанам видйабхушана-пада-шри баладевах садашрайах

глубоко преданному шикша-ученику Шрилы Вишванатхи Чакравар­ти Прабху - Шри Баладеве Видьябхушане Прабху, который есть жемчу­жина среди всех гаудия-ачарьев и прибежище всех вайшнавов (агирая-сварупа);

(10)

ваишнава-сарвабхаумах шри джаганнатха-прабхус татха шри майапура-дхамнас ту нирдешта саджджана-прийах

главе всех вайшнавов - Шриле Джаганнатхе дасу Госвами Прабху, который дорог всем преданным и который открыл для них Шри Майяпур-дхаму, святое место игр Махапрабху;

(11)

шуддха-бхакти-прачарасйа мулибхута ихоттамах шри бхактивинодо девас тат прийатвена вишрутах

его самому дорогому и прославленному последователю, уттама-вайшнабу - Шри Бхактивиноде Тхакуру, который впервые стал проповедо­вать шуддха-бхакти (чистую спонтанную любовь и преданность) по всему миру;

(12)

тад-абхинна-сухрид варййо махабхагаватоттсшах шри гаура-кишорах сакшад-ваирагйам виграхашритам

неотличному от него лучшему из махабхагават - Шриле Гауракишоре дасу Госвами Прабху, который есть почитаемое олицетворение вайшнава-вайрагьи и для которого единственное прибежище - лотосные стопы Господа;

(13)

майавади-кусиддханта-дхванта-раши-нирасаках вишуддха-бхактисиддхантаих сванта-падма-викашаках

(14)

дево сау парамо хамсо маттах шри-гаура-киртане прачарачара-карйешу нирантарам махотсуках

(15)

хари-прийа-джанергамйа ом вишнупада-пурваках шри-падо бхактисиддханта-сарасвати-маходайах

великому духовному наставнику, Ом Вишнупаде Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами, чей свет знания, подобно прохладным лунным лучам, рассеивает тьму невежества и псевдо-философии имперсонализма и помогает раскрыться лотосу сердца. Все преданные Хари поклоняются ему, Парамахамсе Тхакуру, который всегда поглощен в Шри Гаура-киртан и страстно жаждет проповедовать исключительно о божественной славе Господа Гауранги.

(16)

сарве те гаура-вамшйаш ча парамахамса-виграхах

вайанча праната дасан тад-уччхишта-грахаграхах

Всем парамахамсам, принадлежащим гуру-варге Шри Гауранги, мы предлагаем свои бесчисленные поклоны, а всех их слуг мы горячо молим милостиво даровать нам наставления этих великих душ в качестве махапрасада.

 

МИЛОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ

Духовного учителя

 

(Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада)

 Лекция, прочитанная в день явления

 Шрилы Бхактисиддханты Сарасва­ти Госвами Прабхупады.

 

Сегодня благоприятный день явления нашего духовного учителя - Ом Вишнупады Парамахамсы Паривраджакачарьи Аштоттара-шата Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Он прожил яркую жизнь, но помимо его биографии нас в особенности интересует его миссия.

Место явления Махапрабху и Его миссия

 

Маяпур, в котором мы сейчас находимся, некоторое время назад на­зывался Мияпуром. По большей части он населен мусульманами. По этой ли причине или по другой, но название этого места было изменено на Мияпур. До сих пор не умолкают споры о том, где явился Шри Чайтанья Махапрабху. Бхактивинода Тхакур очень серьезно занимался исследова­ниями этого вопроса. В конце концов, Шри Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа подтвердил, что современный Йогапитх действительно явля­ется местом рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. Получив таким обра­зом от духовного учителя подтверждение своего божественного видения, Бхактивинода Тхакур захотел прославить это место, связанное со священным именем Шри Чайтаньи Махапрабху. Но ему не удалось претворить свои грандиозные планы в жизнь, и эта миссия перешла в руки его сына - Бхак­тисиддханты Сарасвати Тхакура. Его усилиями и усилиями его учеников слава Маяпура распространилась повсюду, и мы также стараемся внести свой вклад в его развитие. Поэтому мы назвали этот храм «Маяпур-Чандродая». В наших планах - грандиозное строительство; нам удалось установить связи с другими странами, особенно тесные - с Америкой. Такова была мечта Бхактивиноды Тхакура-чтобы американцы приезжали сюда, воспевали святые имена и танцевали вместе с индийскими преданными, а также участвовали в развитии Маяпура. Воплощение этой мечты, которая была также желанием Самого Чайтаньи Махапрабху, предсказано в стихе:

притхивите ачхе йата нагаради грама

сарватра прачара хаибе мора нама*

«Чайтанья-бхагавата», Вриндавана даса Тхакур.

Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы все жители Индии участвовали в проповеди:

бхарата-бхумите хайла манушйа джанма йара

джанма сартхака кари' кара пара-упакара

«Тот, кто родился человеком на земле Индии [Бхарата-варши], должен достичь совершенства жизни и нести благо другим» (Ч.-ч., Ади, 9.41).

Истинная благотворительность

Пара-упакара - в этом состоит миссия Чайтаньи Махапрабху. Пара-упакара означает «нести благо другим». В человеческом обществе суще­ствует множество организаций, которые занимаются благотворительно­стью, но почти все они убеждены, что тело - это наша сущность, поэто­му, принося ему благо, можно творить добро. На самом же деле это нельзя назвать добрыми делами, поскольку, как ясно сказано в «Бхагавад-гите» (2.18):

антаванта име деха нитъясъоктах шариринах

«Душа вечна, - лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели».

Это тело - антават. Анта означает, что оно имеет конец. Все, что имеет материаль­ную природу, рождается, существует некоторое время, а потом разруша­ется: бхутва бхутва пралияте. Духовное образование начитается с по­нимания, что мы не являемся этими телами. Это первое наставление, ко­торое Кришна дает Арджуне в «Бхагавад-гите». Арджуна рассуждал, опи­раясь на телесные представления о себе, поэтому Кришна сурово отчитал его: «О, Арджуна, ты говоришь, как высокообразованный человек, но по­чему же тогда ты скорбишь о том, что недостойно горя?» Ашочьян анва-шочас твам. («Бхагавад-гита», 2.11)

Без сомнения, нет ничего плохого в деятельности, приносящей благо телу - строительстве больниц, школ и т.д., - но в конечном итоге нужно заботиться о благе для души. Такова конечная цель. В этом заключается послание Вед. Кришна начинает с этих наставлений («Бхагавад-гита», 2.13):

дехино 'смин ятха дехе каумарам яуванам джара

татра дехантара-праптир дхирас татра на мухйати

«Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти измене­ния не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу».

Чайтанья Махапрабху также го­ворил о принципе пара-упакара:

бхарата-бхумите хайла манушйа джанма йара

 (манушъя) джанма сартхака кари' кара пара-упакара

Благие дела, о которых идет речь в этом стихе, не относятся к услажде­нию материального тела. Здесь говорится о благе для души - это то же, в чем Кришна старался убедить Арджуну: «Ты не тело. Ты-душа». Антаванта име деха нитйасйоктах шариринах. На ханйате ханйамане шарире - «Душа не уничтожается, когда погибает тело» («Бхагавад-гита», 2.20)

Итак, ис­тинная благотворительность начинается там, где проявляется забота о душе. В чем же заключаются потребности души? Они основаны на том, что душа - искорка огромного костра. Приняв эту аналогию, можно понять, что мы, живые существа, - крошечные искорки Верховного Брахмана, Парабрахмана, то есть Кришны. Находясь внутри костра, искра источает удивитель­ный свет; но, вылетая из огня, она тут же гаснет.

Два мира

 

Наше нынешнее положение состоит в том, что мы выпали из этого костра, покинув Кришну. Майя означает тьму, невежество. Есть простой бенгальский стих, описывающий этот процесс:

кришна-бахирмукха хана бхога-ванчха каре

никата-стха майа таре джапатийа дхаре

«Когда у живого существа появляется желание наслаждаться материаль­ной природой, оно попадает в ее ловушку» («Према-виварта», Джагадананда Пандит).

Это очень наглядный пример. Пока искры пляшут внутри костра, они си­яют; но как только они падают на землю, то тут же обращаются в пепел, кото­рый уже не горит. Точно так же и мы созданы для того, чтобы танцевать, иг­рать, гулять и жить с Кришной. Таково наше истинное положение. Это и есть Вриндаван. Каждый там общается с Кришной. Деревья, цветы, реки, коровы, телята, мальчики-пастушки и взрослые пастухи во главе с Нандой Махарад­жей, другие старшие жители, Яшода-маийя, гопи - вот картина Вриндавана, вриндаванская жизнь. Чтобы привлечь нас, Кришна приходит в этот мир со всем Вриндаваном и показывает нам эту жизнь: чинтамани-пракара-садмасу:

«Изначальный Господь Говинда, в Своей обители, состоящей из духов­ных драгоценных камней, пасет коров камадхену, которые исполняют любые желания. Там, в окружении бесчисленных древ желания, Ему служат сотни тысяч богинь процветания {гопи)» («Шри Брахма-самхита», 5.29).

Тем самым Он как бы говорит нам: «Вы пытаетесь выжать наслаждения из материального мира, но в нем невозможно наслаждаться. Вы вечны, а здесь нет ничего вечного. Поэтому идите ко Мне, идите ко Мне!»

тйактва дехам пунар джанма найтимам эти со'рджуна

«Тот, кто знает божественную природу Моего появления и Моих дея­ний, покидая это тело, не рождается снова в этом материальном мире, Но вхо­дит в Мою вечную обитель» («Бхагавад-гита», 4.9).

Такова цель движения сознания Кришны. В этом состоит послание «Бхагавад-гиты». Поэтому в конце ее Кришна призывает нас:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

«Оставь все виды религии и вручи себя Мне» («Бхагавад-гита», 18.66).

Влияние гун

 

Почему нужно постоянно пребывать в беспокойстве, строя планы и пы­таясь улучшить свою материальную жизнь? Здесь это все равно невозможно. Рано или поздно придется расстаться со своим телом и принять новое. Бхункте пракрити-джан гунан («Бхагавад-гита», 13.22.):пока живое существо находится в этом мире, оно вынуждено соприкасаться с гунами материальной природы. Можно ис­пользовать ту же аналогию. Предположим, искры вылетели из костра. Есть три варианта, куда они могут упасть: на сухую траву, на влажную траву и на голую почву. Как это можно связать с гунами? Есть три гуны - саттва-гуна, раджо-гуна и тамо-гуна. Саттва-гуну символизирует сухая трава; она вос­пламеняется, если искра падает на нее. В саттва-гуне проявляются качества огня (праката). Но если искра упала на влажную траву или землю, то она гаснет. Таким образом, соприкасаясь с саттва-гуной, мы получаем некото­рую надежду на духовную жизнь. Но если мы находимся во власти раджо- и тамо-гун, у нас нет никакой надежды. Раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе:

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш на йе

чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати

«Как только в сердце проявляется неуклонное любовное служение, вли­яние материальных гун страсти и невежества, выражающееся в жадности и вожделении, исчезает. Тогда преданный утверждается на уровне благости и испытывает постоянное счастье» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.19).

 Раджас-тамах. Погружаясь в эти гуны, мы обретаем соответ­ствующие желания - вожделение и жадность: кама-лобхадаяшча. Но если мы развиваем качества саттва-гуны, то кама-лобхадая не коснутся нас Мы будем стоять в стороне от них. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»:

шринватам сва-катхах кришнах

пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

«Шри Кришна, Личность Бога - Параматма (Сверхдуша) в сердце каж­дого и благодетель честного преданного, - очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в нем развивается потреб­ность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.17).

Необходимо преодолеть влияние саттва-, раджо- и тамо-гун, в осо­бенности двух последних. Если мы даже не пытаемся сделать это, то у нас нет надежды на какое-либо духовное спасение, или освобождение от ма­териальных пут. В Кали-югу влияние саттва-гуны практически не ощу­щается, она почти отсутствует. В основном действуют раджас и тамас, в особенности сильна тамо-гуна.

Джагханья-гуна-вритти-стхах адхо гаччханти тамасах

«Те, на кого влияет отвратительная гуна невежества, опускаются в адс­кие миры» («Бхагавад-гита», 14.18).

 Каллу шудра-самбхавах. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху начал движение сознания Кришны, основанное на воспевании Харе Кришна мантры.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!