Основания/ учреждения новых структур социального обеспечения.



 В октябре 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии.  В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны, которые впоследствии стали трудовыми интернатами. В трудовых интернатах инвалиды войны получали новые профессии. 

       23 января 1942 года выходит Постановление СНК СССР и ЦКП (б) «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Ставилась задача обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность. При исполкомах Советов депутатов трудящихся создавались комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Обращалось внимание на выявление таких детей и направление их в приемники – распределители НКВД СССР для детей в возрасте до 15 лет. Дети до 3 лет подлежали немедленному устройству через органы здравоохранения в детские учреждения или на патронат.

       16 июня 1942 – выходит Положение о врачебно-экспертных комиссиях. Устанавливается право ВТЭК на определение работ и профессий по состоянию здоровья инвалидам войны и труда [244].

       25 сентября 1942 г. создается отдел по охране прав детей, оставшихся без родителей в составе Управления детскими домами Наркомпроса РСФСР.

       15 июня 1943 года осуществляются меры по предотвращению порожденной войной детской беспризорности. Принимается Положение о Комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, при СНК АССР, областных, краевых, городских, районных исполкомах Советов депутатов трудящихся. Комиссии обеспечивают охрану прав несовершеннолетних, трудоустройство подростков, объединяют деятельность всех причастных к этому органов. В Постановлении СНК СССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» разрешалось организовывать в дополнение к трудовым колониям, предназначенным для содержания осужденных детей и подростков, воспитательные колонии для беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях.

В 1941 году начала действовать первая очередь эвакогоспиталей.

Теории, важные люди. 1931-1945 гг.

Милютин Николай Алексеевич – народный комиссар социального обеспечения с 1925 по 1931 г.

Наговицин Иосиф Алексеевич - народный комиссар социального обеспечения с 1931 по 1937 г.

Шабурова Мария Александровна - народный комиссар социального обеспечения с 1937 по 1939 г.

Гришакова Инна Ивановна - народный комиссар социального обеспечения с 1939 по 1943 г.

Сухов Алексей Николаевич - народный комиссар социального обеспечения с 1943 г. по 1952 г[245].

1. Выготский Лев Семенович (5 (17).11.1896, Орша - 11.6.1934, Москва), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности. Он подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций ("Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением. В последние годы жизни основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Культурно-историческая теория Выгосткого породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин[246]. 

2. Шацкий Станислав Теофилович (1(13). 6.1878, с. Воронино, ныне Духовщинского района Смоленской области, - 30.10.1934, Москва), советский педагог, член коллегии Наркомпроса РСФСР (1929-34). Член КПСС учебных занятий, формированию коллектива, взаимозависимости школы и окружающей среды. В 1932-34 руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории.с 1928. В 1903 окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Педагогическую деятельность начал в 1905 с организации первых в России клубов для детей рабочих (на одной из окраин Москвы). В 1911 вместе с женой В. Н. Шацкой организовал на общественные средства летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" для участников детских клубов. После Октябрьской социалистической революции 1917 возглавил Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР (1919-32), имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла школа-колония "Бодрая жизнь", и городское - в Москве. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительных для взрослых. В ней разрабатывались и практически проверялись вопросы организации коммунистического воспитания. Особое внимание уделялось соединению обучения с общественно полезным трудом, рационализации учебных занятий, формированию коллектива, взаимозависимости школы и окружающей среды. В 1932-34 руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории[247].

2. Блонский Павел Петрович (14(26).5. 1884, Киев, - 15.2.1941, Москва), советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко-филологический факультет Киевского университета. В 1903-17 член партии эсеров. С 1913 приват-доцент педагогики и психологии в Московском университете, а также на Высших женских педагогических курсах и в университете Шанявского. В 1919 создаёт Академию социального воспитания в Москве и становится её первым председателем и профессором (до 1931). В 1930-40 заведует лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в институте экспериментальной психологии. В 1907-14 Блонский с идеалистических позиций пишет ряд работ по истории философии. Обратившись к проблемам образования, формулирует принцип классового характера воспитания и выдвигает теорию трудовой народной школы (1915-16; "Трудовая школа", 1919). Согласно Блонскому, процесс учения есть не просто усвоение извне даваемых знаний и способов деятельности, а развитие новых качеств на базе врождённых способностей ребёнка. Это определило движение Блонского к педологии. Высказав верный тезис о том, что без знания возрастных особенностей детей нельзя построить удовлетворительную педагогику, он, однако, пришёл к механистическим выводам, согласно которым изменения в поведении ребёнка обусловлены влиянием среды и наследственности, а развитие его интеллекта должно повторять развитие человеческого рода и т.п. Блонский предложил генетическую теорию памяти ("Память и мышление", 1935), сохраняющую значение до сих пор и утверждающую, в частности, что в процессе усвоения главная роль принадлежит мышлению, а не памяти.

3.Макаренко Антон Семенович (1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, - 1.4.1939, Москва), советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский институт. В 20-30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, которой в 1921 г. было присвоено имя М. Горького. Эта колония была организована в 1920 г. Полтавским губнаробразом. В 1920-1928 г. колонией заведовал Макаренко. В 1923 г. она стала опытно-показательным воспитательным учреждением Наркомпроса УССР. На опыте колонии Макаренко создал и проверил основные положения организации детского коллектива. История колонии, труд педагогов нашли яркое отражение в книге Макаренко «Педагогическая поэма». Кроме того, Макаренко руководил и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского была создана в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова) на добровольные отчисления из заработной платы чекистов Украины (как памятник Ф. Э. Дзержинскому), открыта 29 декабря 1927. До 1935 г. руководителем коммуны был Макаренко. Ядром коллектива явились бывшие воспитанники колонии имени Горького. Воспитательный процесс в коммуне строился на основе соединения обучения с производительным трудом (первоначально в мастерских, затем в производственных цехах). В январе 1932 в коммуне был открыт завод электроинструмента, давший стране первую советскую электросверлилку (марки ФД-1), а затем - завод плёночных фотоаппаратов (первая их серия типа ФЭД выпущена в 1933). В 1930 открыт рабфак Харьковского машиностроительного института, а в 1934 - школа-десятилетка. В 30-х гг. передана в систему исправительно-трудовых учреждений. А.С. Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. С его точки зрения цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций. В методике четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования "воспитательного коллектива", он подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив ("педагогика параллельного действия") и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом "как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". Он старался "проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. Он многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других странах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени [248].

4. Граборов Алексей Николаевич (1885-1949), советский педагог-дефектолог, один из основателей советской олигофренопедагогики, доктор педагогических наук. Образование получил (1908-12) в Психо-неврологическом институте в Петербурге под руководством В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского. После Великой Октябрьской социалистической революции Граборов развернул активную организационную и научно-педагогическую деятельность по созданию государственной системы учреждений для воспитания и обучения умственно отсталых детей - вспомогательных школ и специальных детских домов. Активный участник и организатор ряда съездов но охране детства. Выдвинул идею общности целей и дидактических принципов обучения нормального и аномального ребёнка, вместе с тем попытался раскрыть специфику обучения и воспитания умственно отсталых детей.

5. Стасова Елена Дмитриевна (3(15).10.1873, Петербург, - 31.12.1966, Москва), деятель российского и международного коммунистического и женского движения, Герой Социалистического Труда (1960). Член Коммунистической партии с 1898. Окончив гимназию, работала вместе с Н. К. Крупской в воскресных школах для рабочих, вела социал-демократическую пропаганду. С 1898 работала в Петербургском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса". В 1904-06 была секретарём Сев. бюро ЦК, Петербургского комитета РСДРП, Русского бюро ЦК РСДРП. С августа 1905 до 1906 работала в ЦК РСДРП в Женеве, участвовала в издании газеты «Пролетарий». В 1907-12 пропагандист, представитель ЦК РСДРП в Тбилиси. В 1911 член Российской организационной комиссии по созыву 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП; на конференции (1912) утверждена кандидатом для кооптации в член ЦК. Неоднократно подвергалась арестам, в 1913-16 - в ссылке в Енисейской губернии. С февраля 1917 до марта 1920 секретарь ЦК партии. Активно участвовала в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания, на 6-м съезде РСДРП (б) избиралась кандидатом в члены ЦК. В 1918 член Президиума Петроградского ЧК, член Петроградского бюро ЦК РКП (б). В 1920-21 заведующая орготделом Петроградского комитета РКП (б), участвовала в организации и работе 1-го съезда народов Востока (Баку, 1920), секретарь президиума Совета пропаганды и действия народов Востока, член Кавказского бюро ЦК РКП (б). С 1921 работала в Коминтерне. В 1927-37 заместитель председателя Исполкома Международной организации помощи борцам революции (МОПР) и председатель ЦК МОПР СССР. В 1935-43 член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. В 1932 на Амстердамском антивоенном конгрессе избиралась членом Всемирного антивоенного и антифашистского комитета. В 1934 участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета. В 1938-46 редактор журнала "Интернациональная литература" (на английском и французском языке). С 1946 занималась общественно-литературной деятельностью. Делегат 7-9-го, 15-17-го и 22-го съездов партии; на 7-8-м съездах избиралась членом ЦК, на 16-м - членом ЦКК. Была членом ВЦИК и ЦИК СССР С. - автор многих статей и воспоминаний. Составительница книги: В. В. Стасов, "Письма к родным".

 

8. История социальной помощи и социальной поддержки. Период 1946-1950

 

Данный период характеризуется существованием отдельных форм и направлений социальной работы (либо непрофессиональной, либо, напротив узконаправленной медицинской, психологической и др.), но отсутствием целостной системы социальной работы, которая образовалась только в начале 90-х годов XX века.

Исследователи данного периода склонны полагать, что социальная работа как деятельность существует, «но нет системности, комплексности ее осуществления, т.е. она не институализирована как огромное, но единое разнообразие форм помощи человеку, нуждающемуся в поддержке»[249]. Это подтверждается существованием таких явлений социальной практики, как детские сады, детские дома, больницы, санатории, дома пионеров и т.п. «В Советском Союзе существовали определенные системы медицинской, пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам»[250]. В СССР были социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др. Социально-педагогическая работа проводилась в школах, по месту жительства, в пенитенциарных заведениях.

«Работали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению. Например, Общество Красного Креста РСФСР, которое в соответствии с Конституцией РСФСР осуществляло свою деятельность на всей территории республики. Руководствуясь Уставом и международно-признанными нормами гуманизма и милосердия, Красный Крест осуществлял программы помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, жертвам стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. Известен Российский Фонд милосердия и здоровья, основной задачей которого было оказание помощи (материальной, социальной, медицинской) одиноким престарелым, инвалидам, беженцам, хроническим больным, ветеранам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся; полезную работу вело Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), среди основных задач которого - разработка и предоставление предложений по социальной защищенности инвалидов, их социальная реабилитация, оказание им практической помощи. Работали Всероссийское общество слепых, основной задачей которого являлось создание комплексной системы социальной реабилитации слепых, что предусматривает медико-восстановительную реабилитацию, профориентацию, рациональное трудоустройство, повышение квалификации, освоение сложных профессий; Всероссийское общество глухих, основная задача которого - улучшение жилищных условий глухонемых, их материального обеспечения, образования, обучение различным видам профессиональной деятельности и др. Однако довольно часто деятельность и официальных учреждений, и общественных организаций носила "ведомственный" характер, с одной стороны, и "мозаичный", разрозненный - с другой»[251].

«Тем не менее в Советском Союзе социальная работа в ее современном понимании не проводилась. Отдельные аспекты этой деятельности реализовывали педагоги, медики, социологи, представители профсоюзов, работники отделов кадров и органов социального обеспечения, культработники и организаторы досуга. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций и, прежде всего профсоюзных комитетов... Называлась эта работа общественной, проводилась в нерабочее время и не оплачивалась»[252].

«Модель социального обеспечения 1917-1991 г.г.- модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной поддержки отдаются трудящемуся населению. В основе – социалистическое перераспределение. Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения приводили к медленному реагированию на решение общественных проблем, порождали различные формы социального иждивенчества, а пособия и система социальных услуг характеризовались крайне низким уровнем обеспечения»[253].

Основу социального обеспечения в СССР составляли страховые взносы. «Суть государственного социального страхования, которая в нашей стране состояла в уплате страховых взносов и в получении при наступлении определенных законодательством юридических фактов (реализации социальных рисков), установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща также пенсионному обеспечению. Начиная с 1937 года обеспечение граждан из средств, формируемых за счет страховых взносов, и выплата пенсий из государственного бюджета стали идти параллельно, дополняя друг друга. Произошло это из-за нехватки страховых взносов на все виды выплат, предусмотренных законодательством, и в бюджет государственного социального страхования стала поступать дотация из государственного бюджета»[254].

«Получает развитие профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно (20% от общего числа), либо за 30 процентов стоимости»[255].

О женсоветах исследователи пишут довольно противоречиво: «В 30-50-е гг., в период культа личности Сталина, когда складывалась командно-административная система управления, происходил спад женского движения. В 60-е гг. вновь начался его подъем. Создавались комиссии по работе среди женщин при профсоюзах на всех уровнях (позже переименованы в комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства), в 70-е гг. они получили повсеместное распространение. В отдельных республиках, областях, городах, на селе действовали и женсоветы.Их формирование не было обязательным, они создавались там, где были наиболее активны сами женщины (особенно активны были женсоветы, объединяющие жен военнослужащих)»[256].

«В послевоенные годы женсоветы также играли активную роль в возрождении страны. Однако, начиная с конца 1950-х гг., активность их начала падать, в 1960-1970-е гг. женсоветы практически исчезли, где-то они продолжали работать, но лишь благодаря энтузиазму отдельных людей»[257].


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!