Диагностические возможности игры.



Ведущий может оценить способность учащихся использовать схему личного профессионального плана как при построении своих планов ( главные игроки ), так и при анализе трудовых "судеб" ( учащиеся класса ). Игра позволяет также определить отношение учащихся к такой ценности как труд.

Типичные трудности.

Учащиеся в классе могут высказывать иронические замечания в адрес своих товарищей в непривычных для них ролях "Ветерана" и "Бездельника". Ведущий в роли "классного руководителя" может делать "строгие" замечания:" Будьте уважительнее к пожилым людям", "Посмотрим, какими вы будете в их возрасте" и т.д. Нежелательны замечания типа:"Перестаньте, ведь это же игра", т.к. тогда нарушается условность игровой ситуации.

Если окажется, что "Бездельник" явно интереснее и убедительнее "Ветерана", ведущий не должен явно помогать "Ветерану". При обсуждении важно выяснить, в чем был слаб "Ветеран", а "Бездельнику" заметить, что с его способностями он за "свои" 75 лет мог бы прожить еще более интересную жизнь, будь он тружеником.

Перспективы развития игры.

"Ветеран" и "Бездельник" могут использовать при подготовке своих рассказов "конкретные судьбы", заготовленных в виде более развернутых инструкций.Перед обсуждением учащимся в классе можно предложить написать краткие письма отдельно "Ветерану" и отдельно "Бездельнику",где они высказали бы свое отношение к их выступлениям. Эти письма можно было бы зачитать вслух.А "Ветерана" и "Бездельника" попросить написать, что дала им игра - это может быть хорошей обратной связью для ведущего.

Данную игру можно разделить на две самостоятельные игры: "Ветеран",и "Бездельник". Эти игры проводятся по той же схеме. При этом главный игрок окажется в трудной роли ( один на один с классом ), что потребует от ведущего более тактичного ведения игры, а в трудных случаях и поддержки.

Приложение 1.

Игровая инструкция "Ветерану"

Дело происходит в 2050 г. Вам уже более 75 лет. Как ветерана труда, старого уважаемого человека Вас пригласили к школьникам.

Главная Ваша задача - показать, что счастье - в честном труде ( на примере своей трудовой жизни ).

Кратко расскажите детям:

- с чего начинался Ваш трудовой путь;
- основные этапы Вашего пути;
- какие были радости, трудности;
- Ваши трудовые награды ( за что? ).

Постарайтесь, чтобы Ваш рассказ выглядел достоверно ( чтобы было похоже на правду ).
Очень большая просьба - говорите кратко ( на весь рассказ Вам дается 3-4 минуты ).
После рассказа будьте готовы ответить на любой вопрос учащихся.

Ж Е Л А Е М У Д А Ч И !

Дополнительно можно попросить "Ветерана" рассказать о своих реальных профессиональных планах, но настаивать на этом не следует.

Приложение 2.

Игровая инструкция "бездельнику".

Дело происходит в 2050 г. Вам уже более 75 лет.Вас, как редкого ( для 2050 г. ), оригинального человека пригласили в школу для показа учащимся.
Как человек гордый, Вы не намерены выглядеть "экспонатом" и хотите доказать всем, что прожили счастливую жизнь(не хуже других).
Расскажите, пожалуйста, детям:

- как Вы учились;
- с чего началась Ваша взрослая жизнь;
- основные этапы в жизни ( наиболее важные для Вас );
- главные трудности и радости;
- чего Вы достигли.

Очень большая просьба - говорите кратко ( на весь рассказ дается 3-4 минуты ).
После рассказа будьте готовы ответить на любые вопросы школьников.

Ж Е Л А Е М У Д А Ч И !

 

И Г Р А " О С Т Р О В "

 

Цель игры - знакомство с потребностью народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости. Игра может использоваться в рамках курса "Выбор профессии. Основы производства" по темам: "Потребности народного хозяйства в кадрах", "Основные отросли производства". Игра позволяет лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества, а также свою гражданскую, нравственную готовность к тем или иным профессиям.

Условия игры. Игра рассчитана на класс учащихся 7-8 кл. Время на игру - 40 минут. Важную роль в игре выполняет классная доска, где фиксируются высказывания школьников, отражается результат группового решения.

Процедура (этапы) игры.

Игра не требует явно выраженного подготовительного этапа. Ход самой игры следующий:

1. Классу объявляется название игры - "Остров" и зачитывается общая инструкция: "Представьте, что все мы "чудом" попали на заброшенный остров, где-то в южных широтах. Когда нас спасут неизвестно. Перед нами стоят 2 задачи: 1-выжить, 2-остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. Итак ваши предложения...

2. Школьники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это: постройка жилья, организация питания и т.д.), а ведущий записывает все предложения на доске в столбик.

3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске.

Желательно 2,3 этапы (вместе) закончить в течение 5-10 минут.

4. Когда установлен перечень "работ", необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего) определить, сколько человек необходимо для каждой "работы".

Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает на доске против каждого вида "работ" названное количество "работников". Время на этап - 3-5 минут.

5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ),и, не зависимо от требуемого количества, выписать число желающих на доске. Как правило, всегда возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого.

-----------------------------------

Если времени на игру мало, после данного этапа можно организовать обсуждение, связав его с темой "Несоотв. требуемых профессий и намерений школьников", но игру можно продолжать и дальше.

6. Ведущий объявляет, что "его поразила неизвестная болезнь, и через 3 минуты он умрет". За это время необходимо срочно создать из школьников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.

7."Умирая", ведущий заявляет, что превращается в "злого духа", который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей для дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Совету организовывать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит на последние парты и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать "работу" в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т.д.). В зависимости от успешности работы Совета, ведущий может несколько осложнять его работу в виде следующих вмешательств:

-с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников ( вызвать необходимость медицинской помощи );

-с помощью ветров, ливней осложнять работу некоторых рабочих групп;

-пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно гигиенических объектов (выход на не престижные профессии) и т.д.

Если Совет плохо справляется со своими обязанностями, вмешательства ведущего могут и не потребоваться.

9. За 5-7 минут до конца урока ведущий объявляет о прекращении игры.

Обсуждение игры.

Если обсуждение не удается организовать на этом уроке, можно перенести его на другое занятие.

Начинается обсуждение с вопроса: "Удалось ли нам выжить?" и "Остались ли мы цивилизованными людьми?". Отвечая, школьники должны кратко обосновать свое мнение. Ведущий может также и сам ответить на эти вопросы.

Обращаясь к теме "Потребности народного хоз-ва в кадрах", целесообразно использовать ту таблицу (требуемого кол-ва и желающих по разным видам работ),которая возникла в ходе игры. Наглядность таблицы позволяет ведущему почти не комментировать ее. Так как в игре фактически моделируется общество, можно легко перейти к проблемам, характерным для общества. Примечательно,что иногда в игре образуются группы, принципиально не участвующие ни в каких работах.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!