Диагностические возможности игры.



Выявляются знания об условиях поступления, обучения, возможностях работы после окончания того или иного учебного заведения или при устройстве на работу.

Типичные трудности.

Учащимся гораздо интереснее попробовать "поступить" в престижный ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в трудное и престижное учебное заведение.

Перспективы развития игры.

Большие возможности совершенствования игры - в более качественной подготовке членов приемной комиссии. Можно устроить соревновательную игру, когда определяются два разных учебных заведения, выбираются две приемные комиссии и потом, по очереди организуют прием. Выигрывает та комиссия, которая совершила меньше ошибок, а сами ошибки определяются при обсуждении игры. Перспективно также давать членам комиссии большее время на подготовку, например, после выбора комиссии перенести игру на следующий день.

IV. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (в работе с классом)

Игра рассчитана на работу с классом в рамках курса "Человек. Труд. Профессия", поэтому время игры рассчитано на один урок - 40-45 минут. Для данного варианта игры важен подготовительный этап, который может быть организован следующим образом:

1. Проводить игру в конце курса "Человек. Труд. Профессия".

2. На предшествующих игре уроках разбирать вместе с классом письменные работы "Моя будущая профессия" или "Мой личный профессиональный план" некоторых учащихся (анонимно и с их согласия). При разборе личного профессионального плана каждый элемент можно оценивать по 5-бальной шкале.

3. Если это возможно, организуется анонимный обмен письмами между учащимися разных школ. Письма подписываются именем и начальной буквой фамилии. Школьники сообщают о себе, своих планах и формулируют свою профориентационную проблему. В ответных письмах они дают друг другу советы (как бы консультируют друг друга ).Использование этого подготовительного приема требует от психолога такта и соблюдения профессиональной этики. Данная процедура предполагает добровольность учащихся.

Процедура проведения игры.

1 этап. Ведущий знакомит класс с условиями игры :

Инструкция: "Сейчас мы будем учиться помогать друг другу выбирать профессию. Разбейтесь на пары
(в классе все обычно уже сидят парами).
Один из вас будет специалистом-профконсультантом (взрослая роль), а другой будет играть самого себя - учащегося. Когда пройдет половина урока, вы поменяетесь ролями.".

2 этап . Ведущий предлагает всем учащимся достать листочки, подписать их и подготовить игровые протоколы. В каждой игре возможен свой тип протоколов:

А. Первый тип игрового протокола

· Я консультирую /указать ФИО др. учащегося/ Я - учащийся
Проблема учащегося: · Мои рекомендации: Отношение учащегося к моим рекомендациям: Моя профориентационная проблема: · Мое отношение к рекомендациям профконсультанта:

Быстро нарисовав такой протокол, каждый, независимо от того, в какой он роли, формирует свою профориентационную проблему и делает запись в колонке "Я - учащийся". Далее начинается игра: профконсультант делает записи на своем листочке в колонке "Я консультирую", а учащийся - в колонке "Я - учащийся". Записи желательно делать в конце беседы и не показывать их друг другу.

Б. Второй тип игрового протокола

  · Я консультирую /указать кого/ Я - учащийся
1. Дальняя проф. цель · 2. Ближняя проф. цель 3. Знание себя 4. Знание путей подготовки к профессии 5.Реальная подготовка к профессии 6. Резервный вариант    

Каждый участник игры в колонке " Я - учащийся " оценивает все шесть элементов своего личного профессионального плана по 5-бальной шкале, проставляя оценки в левой части колонки (для этого как раз и необходим подготовительный этап с разбором письменных работ "Мой личный профессиональный план"). Далее, начинается сама игра, в которой профконсультант работает на своем листочке в колонке "Я консультирую", сначала оценивая в левой части колонки ситуацию до беседы, а потом проставляя оценки после беседы ( что изменилось ). Учащийся то же самое делает в колонке "Я - учащийся". В ходе игры ведущий подходит к каждой паре, выясняя как идет игра, все ли понятно, не возникает ли трудностей.

В конце игры все протоколы сдаются ведущему, который может сопоставить их с данными обследования, наблюдения, с результатами индивидуальных бесед.

Выраженного этапа обсуждения в данной игре нет, зато игра обладает определенными диагностическими возможностями0, т.к. в ней сами школьники дают количественную оценку по различным элементам личного профессионального плана не только себе, но и своим товарищам.

Типичные трудности.

Некоторая сложность (непривычность) игровых протоколов поначалу не вызывает у школьников особого энтузиазма, однако потом многие втягиваются в игру. Ведущий может либо сам заготовить (отпечатать, распечатать) игровые протоколы для класса, либо подготовить их с классом на предыдущем уроке, если его уроки сдвоенные.

Иногда некоторые школьники слишком быстро заканчивают игру и остаются без дела. Ведущий может предложить им какое-нибудь занятие, но так, чтобы это не воспринималось как наказание, а сам проверить правильность оформления игровых протоколов (нередко учащиеся забывают что-либо сделать, например, оценивают личный профессиональный план только в начале беседы).

Если в классе нечетное количество учащихся и один человек оказался без пары, можно предложить ему стать в какой-либо паре вторым "профконсультантом".

Проводить данную игру сложнее, чем предыдущие варианты игры "Профконсультация" и естественно ее результаты будут скромнее.

Перспективы развития игры.

Совершенствование игровых протоколов. Консультирование не по общим проблемам выбора профессии, а по более конкретным вопросам профессионального самоопределения. Важно также продумать вопрос об организации обратной связи со школьниками, обсуждения их протоколов. Частично это может быть решено в последующих индивидуальных беседах с учащимися или в беседах с игровыми парами.

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА
"ОТКРЫТИЕ ФИРМЫ"

 

Предлагаемая методическая разработка представляет собой описание опыта проведения сотрудниками ЯЦПО деловой игры "Открытие фирмы" с учащимися, интересующимися современными профессиями с экономической направленностью.
Она может быть использована в целях профориентации и обучения в специализированных классах, в различных лагерях для старшеклассников, на уроках в школе в рамках курса "Человек.Т руд. Профессия".

СОСТАВИТЕЛИ: профконсультанты ЯЦПО

Научный консультант, редактор: кандидат психологических наук Кузнецова И.В.

Деловая игра "Открытие фирмы" проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с новыми, но уже ставшими популярными среди ребят профессиями: менеджер, брокер, коммивояжер и другие. В ходе игры анализируется и обсуждается содержание данных профессий, участники имеют возможность попробовать свои силы в интересующих видах деятельности.
Игра "Открытие фирмы" может проводиться в рамках школьного курса "Человек. Труд. Профессия", в рамках курса экономики в специализированных классах общеменеджеровской подготовки, экономическом и других. Количество участников может колебаться от 40 до 150 человек.
Для игры необходимы: бумага, краски, фломастеры, клей, жетоны трех цветов для работы жюри, конверты с заданиями, призы для награждения участников. Хорошо если есть какие-нибудь музыкальные инструменты (гитара, фортепиано).

Игра проводится в небольшом зале. Дополнительно необходимы несколько уютных помещений для работы групп.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
1. Подготовительный этап (знакомство с профессиями рыночной экономики).
2. Вступительное слово ведущего (знакомство, цель и ход игры).
3. Работа "филиалов фирмы".
4. Реклама филиалов (представление групп).
5. Предвыборная кампания президента фирмы.
6. Подведение итогов, награждение победителей.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

За несколько дней до игры на одном из занятий учащихся знакомят с новыми профессиями рыночной экономики. Им выдается также список наиболее распространенных профессий (примерный список дается в Приложении 1).Участники игры выбирают себе одну профессию (в соответствии со своими предпочтениями) для более глубокого самостоятельного знакомства, чтобы потом на игре представить ее по следующей схеме:

1)Чем занимается специалист данной профессии.
2)Какие знания и образование ему необходимы.
3)Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы.
4)Где он может работать.

В этом участникам игры могут помочь заранее составленные карточки с краткой характеристикой профессий (примеры даются в Приложении 2).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!