Диагностические возможности игры.



Игра выявляет понимание школьниками роли труда в жизни общества, их отношение к труду, проявляющееся в вопросах и ответах, а так же творческие возможности учащихся, уровень их остроумия, фантазии.

Типичные трудности.

Задавая вопросы "пришельцам", "журналисты" могут перевозбудиться, а могут проявить пассивность(нет вопросов).В первом случае ведущий должен давать слово только тем, кто поднял руку, во втором случае он может сам задавать интересный вопрос "пришельцам" и тем самым оживить игру, но делать это надо лишь в крайнем случае.
Большой сложностью проведения игры является лимит времени, особенно на этапе обсуждения. Во-первых, ведущий должен рассчитывать время и поддерживать высокую динамику игры (напоминать школьникам о времени, не дожидаться, пока все сделают очередное задание, самому не увлекаться длительными высказываниями).Во-вторых, не следует стремиться к полному разбору всей игры на уроке, можно вернуться к ряду моментов на других занятиях в рамках курса "Человек. Труд. Профессия".

Перспективы развития игры.

Более интересной и законченной игра может стать при большем количестве времени. Определенный интерес представляют специальные инструкции "пришельцам", где сообщаются конкретные данные об их планете, что позволило бы ведущему лучше подготовиться к обсуждению игры, однако несколько снизило бы ее импровизационные возможности.

ИГРА "КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ НА ЛУНЕ"

 

Цель игры - Игра используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, может внести вклад в сплоченность членов группы. Каждый школьник в ходе игры сможет определить свой вклад в работу малой группы. Игра "Кораблекрушение на Луне" знакомит школьников с понятием групповой, коллективной сплоченности (соорганизованности).

Условия проведения игры.

Для проведения игры необходим школьный класс или другая аудитория, где можно свободно перемещаться,пишущие принадлежности и бумага по количеству участников,список предметов,приведенный ниже,школьная доска.Оптимальное число участников 12-24 человека.Время проведения 45-50 минут.

Процедура проведения игры.

Ведущий раздает протоколы ( см. приложение 1 ).

Инструкция участникам:

"Ваш корабль потерпел кораблекрушение на Луне, на темной ее стороне. Согласно плану Вы должны встретиться со станцией, находящейся на расстоянии 300 км от этого места на освещенной стороне Луны. Все уничтожено, кроме предметов, список которых имеется у Вас на листках ( коробок спичек, пищевые концентраты, 20 м нейлонового шнура, шелковый купол парашюта, переносной обогреватель на солнечных батареях, коробка сухого молока, два баллона с кислородом до 50 лг, звездная карта лунного небосклона, самонадувающаяся спасательная лодка, магнитный компас, 25 л воды, сигнальные ракеты, аптечка первой помощи с инъекционными иглами, приемопередатчик с частотной модуляцией на солнечных батареях ).

Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Вашей задачей является выбор наиболее необходимых предметов для преодоления пути в 300 км. Вы должны перечислить 14 предметов в соответствии с их значением для сохранения Вашей жизни.
Номером 1 обозначьте наиболее важный предмет, который возьмете в первую очередь, номером 2 - второй по значению и так далее до 14 наименее важного для Вас предмета. Работать необходимо самостоятельно. Время для выполнения задания 5 минут."

Для лучшей организации игры, для повышения активности и заинтересованности ее участников, можно ввести элемент соревновательности ( конкуренции ):

1) приз-сюрприз победившей команде, который ждет ее на станции,
2) начисление дополнительного очка за быструю работу (команде первой выполнившей задание). Сумма этих очков отнимается затем от групповой ошибки, улучшая общий результат команды.
3) начисление штрафного очка за шум, неорганизованость, невнимание при выполнении задания. Сумма этих очков суммируется с групповой ошибкой, делая общий результат команды хуже.
Все участники проставляют номера в графе "Индивидуальное решение" протокола.

После того, как все участники выполнят задание, формируются экипажи по 4-6 человек.

а) Для этого ведущий заранее готовит карточки с номерами экипажей. Карточки перемешиваются и каждый из участников, не глядя, берет одну из карточек с номером экипажа.
б) Группы можно сформировать по желанию ребят. Экипажи могут взять себе названия.

Продолжение инсрукции участникам:

"Теперь Вы будете работать не отдельно друг от друга, а как единое целое - экипаж.Вы вместе обсудите и решите, как дойти до станции. Ваша задача - выработать такое совместное решение этого вопроса, которое удовлетворит всех членов экипажа.
Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую общую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1) Избегайте защищать свои индивидуальные суждения, подходите к задаче логически.

2) Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3) Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения.

4) Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

Номера предметов, в зависимости от значимости, заносите в графу

"Групповая оценка" протокола. У всех членов экипажа записи в этой графе

будут одинаковыми. На это задание дается 10-20 минут."
Ведущий осуществляет целенаправленное наблюдение за работой группы,

ориентируясь на следующие моменты:

1) как происходит разбивка на группы;
2) как осуществляется работа в группах:
а) какие виды поведения помогают или мешают процессу достижения согласия?
б) вырабатывают ли участники какие-то правила для совместного принятия решения или действуют стихийно?
в) кто участвует в процессе выработки решения, а кто нет?
г) кто и как оказывает влияние на процесс принятия решения? один или два лидера?
д) какова атмосфера в группе во время дискуссии?
е) какие действия предпринимают участники группы для "протаскивания" своих мнений?

Процесс принятия совместного решения можно обсудить в конце игры при подведении итогов.

После завершения данного задания ведущий дает продолжение инструкции:
"В это время наладилась связь с Центром управления полетом. На Земле, узнав об аварии на корабле, собралась комиссия компетентных экспертов, которая выработала наиболее верное решение данной проблемы - как дойти до станции. Вам передано решение Центра управления полетом."( см. приложение 2 )

Ведущий зачитывает, а участники игры записывают решение Центра в графу протокола "Решение Центра".

Далее решение Центра сравнивается с индивидуальным и групповым решениями. Все участники подсчитывают показатели:

1."Индивидуальная ошибка". Сравнивается индивидуальная оценка по каждому предмету с оценкой Центра управления полетом. Разница берется по абсолютной величине без учета знака, и записывается в соответствующей колонке.
Считается "суммарная индивидуальная ошибка" по всем предметам. Чем она меньше, тем лучше.

2."Групповая ошибка". Находится аналогичным путем сравнения групповых оценок с оценками Центра. Подсчитывается "суммарная групповая ошибка".

Пока идет подсчет, ведущий может начертить на доске таблицу со следующими колонками:

Номер или название экипажа Групповая ошибка Индивидуальные ошибки членов экипажа

Таблица заполняется с учетом полученных каждым экипажем в ходе работы дополнительных и штрафных очков.
Затем ведущий проводит анализ работы групп и называет победителя. При этом учитывается не только количественные результаты, но проводится и качественный анализ. Например, если индивидуальная ошибка одного из членов экипажа меньше групповой, то, следовательно, ни сам член экипажа не смог отстоять свою точку зрения, ни группа не помогла ему в этом. То есть экипаж не использовал весь свой внутренний потенциал, не смог соорганизоваться для коллективной работы.

Если же, например, наилучший результат члена экипажа был хуже, чем в других группах, то, следовательно, изначальный потенциал группы или точнее ее отдельных членов был ниже, чем в других группах. Однако в целом группа сумела организоваться и достаточно успешно справилась с поставленной задачей, в том случае, если групповая ошибка меньше индивидуальных. На этом этапе проводится и обсужденин процесса принятия решения в группе.

Лучшая команда может быть награждена поощрительным призом.

Приложение 1

Протокол игры "Кораблекрушение на Луне".

Список предметов Индивидуальная оценка Индивидуальная ошибка Групповая оценка Групповая ошибка
1.Коробок спичек 2.Пищевые концентраты 3.20 м нейлонового шнура 4.Шелковый купол парашюта 5.Переносной обогреватель на солнечных батареях 6.Коробка сухого молока 7.Два баллона с кислородом по 30кг 8.Звездная карта лунного небосклона 9.Самонадувающаяся спасательная лодка 10.Магнитный компас 11.25 л воды 12.Сигнальные ракеты 13.Аптечка первой помощи с инъекц. иглами 14.Приемопередатчик на солнечных батареях с частотной модуляцией        
Сумма баллов        

 

Приложение 2

Правильное решение проблемы кораблекрушения на Луне.
( Решение Центра )

Список предметов Правильный номер Пояснения специалистов
1.Коробок спичек 14 На Луне нет кислорода, который необходим при горении. Спички совершенно не нужны.
2.Пищевые концентраты 4 Эффективное средство для поддержания необходимой энергии.
3.20 м нейлонового шнура 6 Может быть использован для преодоления скал и переноски раненых.
4.Шелковый купол парашюта 8 Может защитить от солнечных лучей.
5.Переносной обогреватель на солнечных батареях 12 Не нужен на солнечной стороне.
6.Коробка сухого молока 11 Более громоздкая замена пищевых концентратов.
7.Два баллона с кислородом по 30 кг 1 Самое необходимое для поддержания жизни.
8.Звездная карта лунного небосклона 3 Необходима при навигации.
9.Самонадувающаяся спасательная лодка 9 Баллоны с СО2 можно использовать в качестве привода для двигателя
10.Магнитный компас 13 Магнитное поле на Луне не поляризовано поэтому компас в данном случае не нужен
11.25 л воды 2 Для возмещения потерь влаги в организме на освещенной стороне
12.Сигнальные ракеты 10 Аварийные сигналы будут необходимы при приближении к станции
13.Аптечка первой помощи 7 Иглы для впрыскивания витаминов, лекарств и т.п. подходят для спец. устройств в скафандрах
14.Приемопередатчик на солнечных батареях с частотной модуляцией 5 Для связи со станцией, приемник с частотной модуляцией применим только на небольших расстояниях

 

ИГРА "УГАДАЙ  ПРОФЕССИЮ"

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем "Профессиограмма", "Формула профессии", а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства.

УСЛОВИЯ ИГРЫ. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся 7-8-х классов, а также более старшие классы).Время на первое проигрывание 10-15 минут, на последующие - 7-10.В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий.
При окончательном определении победителей можно ввести критерий (еще до обсуждения):если общее количество неправильных ответов будет больше 10,то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель.

Диагностические возможности игры.
Игра позволяет выявить знания учащихся о конкретных профессиях, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий.

Типичные трудности.
Опыт показывает, что учащиеся 7-8-х классов легче отгадывают профессии в игре "Ассоциация", чем в данной игре, кроме того, "Угадай профессию" - более сложная игра по самой организации.
Поэтому, если проводить много проигрываний, в которых играющие будут постоянно проигрывать, то интерес к игре может снизиться. Если игра получаетсяпроцедурные усовершенствования, заполнение времени на обдумывание музыкой и т.д.

ПРОЦЕДУРА (ЭТАПЫ) ИГРЫ.

Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с "формулой профессии" (7,112)*.Желательно не только рассказать о формуле, но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. При этом могут возникнуть ситуации, когда ни класс, ни психолог не могут (по причине незнания) с уверенностью охарактеризовать разбираемую профессию по какому либо пункту схемы анализа. В этом случае следует признать свою неинформированность и в ближайшее время восполнить пробел, показав этим всем учащимся, что главное - не обманывать себя, не строить иллюзий относительно своих знаний профессии. Малейшее сомнение должно быть проверено. Настроив таким образом школьников, можно переходить к этапам самой игры, которая во многом строится аналогично игре "Ассоциация" .

1.Перед классом вывешивается таблица с "формулой профессий" или со схемой анализа профессий (Приложение 1).
2.По желанию выбирается группа из трех человек.
3.Дается общая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает профессию. После этого трое входят в класс и наблюдают за ним, а каждый сидящий в классе должен в течение 3-5 минут проанализировать загаданную профессию по схеме анализа. Через 3-5 минут каждый из трех отгадывающих выбирает из класса по одному человеку, которые в течение 2-х минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по схеме анализа.

____________________________________________________________________

*В настоящих рекомендациях предлагается игра с использованием более расширенного варианта схемы анализа профессии (см. Приложение 1)

Данный вариант практически использовался в работе с учащимися 7-8-х классов.

Например профессия "учитель математики" анализируется так: предмет труда - человек, знак;
цели труда - гностические, преобразовательные и изобретательные; средства труда - функциональные; условия - бытовой микроклимат и т.д. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своем варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный - команда отгадывающих победила.

4.Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию.

5.Ведущий приглашает отгадывающих ,которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загадочную профессию по схеме анализа.**

6.Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа профессии.

7.После этого отгадывающие в течение одной минуты оценивают все три выписанные варианты и предлагают три своих варианта отгадки.

8.Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав при этом загаданную профессию.

Обсуждение игры (проигрывания).
По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, праввввильные и неправильные ответы.

____________________________________________________________________

* При использовании игры на базе лаборатории профориентации можно предложить загадывать наиболее важные профессии данного завода.
** Наблюдение отгадывающим за классом является дисциплинирующим приемом,т.к. выбор из класса явного лодыря повышает шансы отгадывающих на выигрыш, а лодыря ставит в неудобное положение перед классом.

Приложение 1.

Схема анализа профессий.*

1.Предмет труда: природа, техника,человек, знак, художественный образ.

2.Цели труда: гностические (оценивающие),преобразующие, изыскательские.

3.Средства труда: ручные, механические, автоматические, функциональные (речь, мимика, физические данные),теоретические (знания).

4.Условия труда: бытовой микроклимат, необычные (цех, магазин),экстремальные (под водой, в шахте),на открытом воздухе.

5.Организация труда: четкая дисциплина, обычные отношения: начальник - подчиненный, относительная самостоятельность.

6.Общение в труде: индивидуальное (с клиентом),работа в группе, работа с большими коллективами, аудиториями.

7.Ответственность в труде: материальная, моральная, жизнь и здоровье людей.

8.Характер подвижности: сидячая работа, работа стоя, постоянное движение.

9.Требование к здоровью: высокие, нормальные, могут работать практически все.

10.Потребности общества в профессии: требуется, особенно не требуется, трудно устроиться.

11.Особенности профессии: льготы (какие?),ранняя пенсия, частые командировки, соблазны (возможность получения нетрудовых доходов) и др.

12.Получение профессии: образование не требуется, учеником на производстве, окончание специальных курсов, СПТУ, техникум, ВУЗ аспирантура, докторантура, академия.

__________________________________________________________________

* После разбора 2-3 профессий схема перестает казаться слишком сложной.

 

 

ИГРА " ВЕТЕРАН " - " БЕЗДЕЛЬНИК "

 

Цель игры - формирование у школьников готовности к более качественному построению личного профессионального плана, выделение гражданских, нравственных позиций профессионального самоопределения.
Игра может быть соотнесена с темой " Личный профессиональный план ". При использовании на базе учебно-курсового комбината главным участникам игры дополнительно предлагается как-то связать свою трудовую жизнь с данным предприятием.

Условия проведения игры.

Игра рассчитана на работу с классом, или с небольшой группой ( 10-15 человек ) учащихся 8-9 и более старших классов.

Время на игру - 20-30 минут. Для главных участников желательно заготовить инструкции
( см. ниже ).

Процедура проведения игры.

Подготовительный этап состоит в кратком знакомстве учащихся со структурой личного профессионального плана . Данную игру лучше проводить после прохождения основных тем курса "Человек.Труд.Профессия".

1 этап . До объявления названия игры выбрать двух учащихся на главные роли. Желательно, чтобы эти учащиеся были остроумными,веселыми,отчаянными ( эмоциональными лидерами класса ). Объявив название игры,ведущий предлагает выбранным школьникам распределить роли:"Ветеран " и "Бездельник".

2 этап. Класс знакомится с общей инструкцией:Инструкция:" Представьте, что все мы находимся в 2050 году. Вы - ученики,я - ваш классный руководитель. Сейчас к нам в гости придут два очень интересных человека, проживших длинную жизнь и много повидавших на своем веку. Один - "Ветеран труда", заслуженный человек.

Другой - выдающийся "Бездельник". В наше время мы должны знать, что существуют разные судьбы. Наша задача - научиться правильно оценивать эти судьбы.Итак, "Ветеран" и "Бездельник" сейчас продумают свою жизнь;потом каждый кратко расскажет о своей судьбе и ответит на ваши вопросы, ребята."

3 этап. "Ветеран" и "Бездельник" отправляются на 3-5 минут в коридор,чтобы продумать свой короткий рассказ и подготовиться к вопросам учащихся.Ведущий дает "Ветерану" и "Бездельнику" вспомогательные письменные инструкции ( см. приложение ).

Пока они готовятся, ведущий предлагает учащимся в классе придумать для них интересные вопросы, связанные с их счастьем, личной жизнью,самыми значительными воспоминаниями, их любимыми занятиями, как именно они выбирали себе профессию, повторили бы они свою жизнь и т.д.Ведущий обращает внимание на то, что к гостям следует относиться уважительно, а все свои вопросы надо задавать вежливо, подняв руку.

Как активизирующий момент можно предложить тем школьникам, которые уже придумали вопрос, поднять руку и не продолжать игру, пока большинство не придумает хотя бы по одному вопросу.

4 этап. Ведущий приглашает "Ветерана" и "Бездельника". Класс приветствует их ( можно вставанием, а можно даже аплодисментами ).

Каждый из них кратко рассказывает о своей жизни, при этом ведущий не должен стоять перед классом, чтобы не смущать игроков, а отойти в сторону или сесть на свободное место в классе.

5 этап. Ведущий занимает свое место перед классом и предлагает школьникам задавать вопросы гостям. Если все вопросы будут обращены к одному из гостей, ведущий сам может задавать вопросы тому, кому вопросов задают мало, тем самым повысив внимание к этому игроку.

Допускается, что и сами гости могут задавать друг другу вопросы.

6 этап. Заканчивая игру следует обязательно поблагодарить гостей за "откровенность".

Обсуждение игры.

Нередко обсуждение фактически начинается в ходе вопросов-ответов. т.е.в самой игре. Если рассказ или ответы кого-либо из "гостей" противоречивы, путаны, явно не правдоподобны, учащиеся могут в классе сказать им об этом и даже начать спорить. Более строгий порядок обсуждения предполагает опору на схему личного профессионального плана,когда выясняется, каким образом достигались разные этапы профессиональной судьбы "Ветераном" или из-за невыполнения каких позиций личного профессионального плана "Бездельником".
Можно также предложить классу оценить, чья роль лучше удалась. Ведущий должен иметь в виду, что роль "Бездельника" сложнее, т.к. трудно представить чистого "Бездельника". Можно оценить, кому удалось доказать,что он прожил счастливую жизнь. Наконец, можно попытаться определить, чем принципиально отличается человек труда от бездельника. Один из важных критериев здесь: способность человека полноценно реализовать себя, не растрачивать свои силы впустую,не обманывать самого себя. Например,если человек выбирает из двух путей более легкий ( и менее интересный ),как бы экономя свои силы, он "бездельничает" по отношению к своему счастью. Не желая полноценно строить свои личные профессиональные планы человек "бездельничает" по отношению к своему будущему. Смысл безделия - мог что-то сделать, но не сделал.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!