Теория диадического взаимодействия д.Тибо и г. Келли



Подход Тибо и Келли очень кратко может быть представлен следующей цепочкой рассуждений.

1. Любое межличностное отношение – это прежде всего взаимодействие, реально наблюдаемый обмен поведенческими реакциями в рамках некоторой ситуации.

2. Это взаимодействие с большой вероятностью буде продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они выгадывают от него.

3. Для того чтобы определить наличие или отсутствие выгоды, каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины исхода. Исход – это сумма вознаграждений и потерь, которые приносит с собой данный обмен действиями.

4. Взаимодействие будет продолжаться, если для каждого партнера вознаграждения превосходят потери. При этом и те и другие в большинстве случаев имеют психологическую природу: власть, статус, роль, нормы, удовлетворение социальных потребностей).

5. Процесс получения выгоды для каждого участника усложняется тем, что партнеры имеют возможность влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери.

Итак, взаимодействие контролируется исходами. Каждый человек наделен некоторой способностью оценивать знак (+,-) и величину своих исходов. Партнеры влияют на исходы друг друга.

Скрыть объявление

Авторами был разработан методический прием для изучения типов контроля и исходов, который получил название репертуарной решетки или матрицы исходов.

В целом данная матрица является примером фатального типа контроля: Один участник взаимодействия полностью контролирует и определяет исход другого.

Другой тип контроля – поведенческий. В этом случае партнеры не могут фатально определять выигрыш другого, но имеют стратегические возможности влияния на исходы другого.

В практике социально-психологического обучения и психотерапии бихевиорального толка матрицы исходов успешно применяются как средство децентрации позиции клиента (умение увидеть ситуацию с другой стороны) и для развития у человека способности видеть ситуацию объемно, со всеми ее плюсами и минусами.


56.Общая характеристика межличностных отношений как социально-
психологического феномена. Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений.

Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей. Дело в том, что межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой – системой общественных отношений.

Сама лич­ность, с одной стороны, – “продукт” социальных связей, а с другой, – их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте” [1].

Этот “кон­текст” представлен системой реальных отношений личности с внеш­ним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом много­численных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отноше­ний: общественные отношения и “пси­хологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения в психологии – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Это прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество « группа « человек. Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют, в конечном счете, общественные отношения. И наоборот, общественные отношения “преломляют” свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: эконо­мических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди “отно­сятся” друг к другу как представители определен­ных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложив­шихся в сфере политической жизни). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обуслов­лены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социаль­ных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, ко­торое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. В понимании социальной роли существенны следующие положения:

Скрыть объявление

она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каж­дого, занимающего данную позицию;

в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;

она связана с определенными видами социальной деятельности.

Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций. Общество мо­жет либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется “асоциальным”). Иногда одобрение или неодобрение может дифферен­цироваться у разных социальных групп. Важно под­черкнуть, что одобряется или не одобряется не конкрет­ное лицо, а, прежде всего, определенный вид социальной деятель­ности.

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека (носителя роли) зависит от того, на­сколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернализации) определяется индивидуальными психологичес­кими особенностями каждого человека.

Каж­дая социальная роль не означает абсолютной заданности шабло­нов поведения, она всегда оставляет некоторый “диапазон воз­можностей” для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным “стилем исполнения роли” [1]. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных об­щественных отношений второго ряда отношений – межличност­ных или психологических отношений. Межличностные отношения –социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений – общественных и межличностных – в обобщенном виде представлено на схеме 1.

В конечном счете, межлич­ностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безлич­ных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия. Для большинства людей именно эта форма взаимоотношений – межличностная – и является единственной реальностью каких бы то ни было отношений.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. за всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются 'позитивными'' с этой точки зрения. Во вторую группу взаимодействия, так или иначе ''расшатывающие'' совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для него.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что ''предмет'' и ''мотив'' деятельности не совпадают.

Другой тип взаимодействия – конкуренция, здесь чаще всего анализ вклада участников взаимодействия сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. М.Дойч называет две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные. Определение дестуктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу ''на личности'', чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний. Друга черта – ''эскалация'' конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт.и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-нибудь проблему, на способы ее разрешения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более ''легитимной''. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативн6ого взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.
57.Межличностное восприятие и понимание. Механизмы и эффекты
социальной перцепции.

Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Кау­зальная атрибуция. Содержание, эффекты, механизмы межличностного восприятии.

Поскольку человек вступает в общество всегда как личность, то он и воспринимается другими как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем другого человека», расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые при этом возникают играют важную роль. Т.к. познавая другого формируется сам познающий индивид и от меры точности прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Скрыть объявление

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем общественного самосознания: с одной стороны богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление и о самом себе. Маркс: «Человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». У Выготского: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собою для других». Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии , что этот другой дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид соотносит себя с другими не вообще, а прежде всего преломляя соотнесение в разработке совместных решений. Ходе познания другого человека одновременно осуществляются несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия его поведения и построение стратегии собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому активному субъекту приходится принимать в расчет не только установки, потребности и мотивы другого человека, но и как этот другой понимает мои мотивы, потребности и установки. Таким образом, анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Кроме того, туда также включается и каузальная атрибуция.

Идентификация отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление ему себя. Иногда предположение о внутреннем состоянии человека строится на основе попытки поставить себя на место другого человека. Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией (состояние близким по содержанию).

Эмпаиттия– особый видпонимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.Эмпатия противостоит пониманию, она суть аффективное понимание. Ситуация другого человека не сколько «продумывается», сколько «прочувствывается». Механизм эмпатии в определенных местах схож с механизмом идентификации: умение поставить себя на место другого, выглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обаятельно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как его стоит другой. Если же я проявляю эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том и в другом случае налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению,встав на его позицию,действуя с нее, другое дело — понять его,приняв в расчет его точку зрения,даже сочувствуя ей, но действуя по-своему. Процесс понимания друг друга осложняется явлениемрефлексии.

Рефлексиятермин в социальной психологии означаетосознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразныйудвоенныйпроцесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

Каузальная атрибуциякак механизм межличностного восприятия занимает особое место: важно и разработано в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях.

Каузальная атрибуция- этопроцесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желаниеминтерпретироватьего поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда дефицит информации и приходится заменить приписыванием. Приписывание осуществляется либо на основе сход­ства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуа­ции (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов атрибуции.

Мера и степень приписывания зависят от: степени уникальностиилитипичностипоступка и степени его со­циальной«желательности»или«нежелательности».В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение (например, терпе­ливое поведение преподавателя на экзамене в случае слабого ответа студента) есть поведение, предписанное ролевыми образцами, оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение (преподаватель не выдерживает и начинает кричать и топать ногами) допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Так же и во втором случае: социально «желательное» поведение - соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое (юноша посторонился и пропустил в дверь пожилого человека). При нарушении таких норм (оттолкнул старика и пролез вперед — социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С. Л. Рубинштейна о «свернутости» процесса познания другого человека в обычных условиях и его «развернутости» в случаях отклонения от принятых образцов.

Характер атрибуций зависит также и от того, выступает ли субъект восприятия сам участникомкакого-либо события или егонаблюдателем.В этих двух различных случаях избирается разныйтип атрибуции(Г. Келли ):

· личностнаяатрибуцию (причина приписывается лично совершающему поступок),

· стимульнаяат­рибуция (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие)

· обстоятельственнуюатрибуцию (при­чина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершаю­щееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюда­тель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя. В этой связи были выявлены возможные ошибки атрибуции, которые важно учи­тывать в процессе межличностного восприятия.

Особый практический интерес представляет часть теорий атри­буции где анализируется вопрос о приписывании ответственнос­тиза какие-либо события, что тоже имеет место при познании чело­века человеком. На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сде­лан вывод о том, что они составляют основное содержание межлич­ностного восприятия. Но этот вывод не разделяется всеми иссле­дователями (некоторые полагают, что нельзя полностью отождеств­лять атрибутивный процесс и процесс межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углублен­ного представления о содержании межличностного восприятия.

Эффекты:

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъектаиобъектавосприятия, т.к. они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В одном случае пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристиквоспринимающегов процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они появляются и т.д. Именно субъект восприятия как бы «читает», по выражению С. Л. Рубинштейна, другого человека. Суть этого «чтения» включается в том, что «читаются» внешние данные человека, со­ставляющие как бы «текст», а затем они расшифровываются, за ними скрывается смысл. «Чтение» осуществляется бегло, автоматически, а последующая расшифровка во многом зависит от особенностей чи­тающего. Так было установлено, что одни люди склонны в большей мере фиксировать физические черты, другие пытаются более непос­редственно воспринимать психологические характеристики окружаю­щих, т.е. в большей мере включают механизм приписывания. Выявле­на также зависимость приписываемых характеристик от предшеству­ющейоценкиобъектов восприятия.

Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характе­ристикам объектавосприятия, от них также в значи­тельной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности разных людей раз­личны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко («он — скрытный», «он — себе на уме» и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия. Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрез­вычайно важную проблемуэффек­тов межличностного восприятия:эффект первого впечатления (уста­новки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эффект установкииграет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментахА. А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека (преступник - крупный ученый). После этого каждой группе было предложено соста­вь словесный портрет сфотографированного человека. Портрет получился соответствующий.

Многочисленные эксперименты позволили обсудить в литературе принципиальные вопросы о том, насколько же точно первое впечатле­ние вообще, какой срок оптимален для составления более или менее адекватного образа другого человека и какие еще факторы могут влиять на межличностное восприятие. Без всестороннего анализа этих проблем невозможно прогнозировать успешность межличностного восприятия.

Эффект ореола- тенденция переносить предвари­тельно полученную благоприятную или неблагоприятную информа­цию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринима­емые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта вос­приятия. Проявление: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно прояв­ляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информа­цию об объекте восприятия и когда суждения касаются мо­ральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характерис­тики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. Эксперименты:

- Регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия: «любимые» и «нелюбимые» дети. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его кор­ректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «лю­бимым», а отрицательные — «нелюбимым». Это соответствует теории соответствия о том, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хо­рошими чертами». Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: плохим людям все­гда приписываются плохие поступки, а хорошим — хорошие. Как пра­вило, позитивные качества преувеличиваются при восприятии пре­восходящихнас по какому-то параметру людей.

- был продемонстрирован перенос физи­чески привлекательных черт на психологические характеристики воспринимаемого человека: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивыхженщин и попросили высказаться об их чертах. Толькокрасивыебыли наделены такими чертами, как крепкие, уравновешенные, любезныеи дажезаботливые и вниматель­ные.Эффект ореола выражает тенденцию затемнить определенные характеристики и высветить другие, играет роль свое­образного фильтра при «прочтении» партнера по общению.

Эффект «первичности и новизны»- касается значимости определенногопо­рядкапредъявления информации о человеке для составления пред­ставления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Эксперимент: Четырем группам студентов был представлен некий незнакомец, которого нужно было описать в терминах качеств его личности, и о котором было сказано: экстраверт; интроверт; сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; то же, но в обратном порядке. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3-й и 4-й группах впечат­ления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления ин­формации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случа­ях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуаци­ях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», ко­торый заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информа­ция оказывается наиболее значимой. Однако однозначного ответа на вопрос, какой же способ предъявления информации о другом челове­ке оптимален, не существует.

Стереотипизаццярассматривается как один из эффектов межличностного восприятия, хотя, может быть, ее можно по­нимать и в более широком плане — как явления, сопровождающего все процессы социальной перцепции. Впервые термин «социальный стереотип» был введенУ. Липпманомв 1922 г., - негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при позна­нии людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Основная причина: групповаяпринадлежность человека, например, профессиональная принадлежность. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все бухгалтеры — педанты»). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к:

- определенному упрощениюпроцесса познания другого человека; при этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку не происходит «сдвига» в сторону эмоционального принятия или непринятия другого. Остается просто некотораяконстатациязакрепленных черт, которая хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания.

- как только констатация заменяется оценкой стереотипизация приводит к возникновениюпредубеждения.Еслисуждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких пре­дубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных ис­следованиях, но естественно, что они особенно отрицательно прояв­ляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными яв­ляются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной ин­формации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.


58.Вербальная и невербальная коммуникация. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Виды коммуникаций.

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.

Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.

Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики,жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!