И др.). Поведение личности в условиях группового давления (С.Аш, Р. Крачфилд и
Др.).
В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы; Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.
В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал.
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
|
|
Процессы влияния большинства и меньшинства отл-ся формой проявления. Большинство проявл. сильное влияние на принятие решения его позиций индивидом, при этом круг возможных альтернатив для него огранич-ся предлагаемых большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений, более правильных. Влияние меньшинства происходит менее сильно, но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, дающих возможность к проявлению оригинальных реш-ий и повышает их эффективность. Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активность членов группы. При влиянии меньшинства во время расхождения взглядов, возникающая стрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения. Важным усл-м влияния меньш-ва явл-ся послед-ть его поведения, уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие и принятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и трудней, чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству и наоборот, происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства и большинства более полно открывает особенности группового динамизма. С. Московичи разработал дескриптивную модель влияния меньшинства. «Блоки» анализа: 1.расшатывание этого согласия. 2.устойчивость, уверенность индивида в правоте своей позиции, изложение и структурирование соответствующих аргументов. 3.социальное изменение и инновация, меньшинство способно «выдвинуть» свою норму и взять верх над консервативным большинством. 4.преодолением конфликта, возникающего между наличным мнением индивида и тем, что ему предлагают (или навязывают) другие. 5.«эффект ореола». Утверждается, что успешная деятельность социальной группы зависит от согласия ее членов относительно каких-то фундаментальных жизненных принципов. А усилия меньшинства могут быть направлены на расшатывание этого согласия. В этом случае группа старается оказать давление на меньшинство, чтобы восстановить имевшееся ранее единообразие взглядов. При этом какие-либо жесткие санкции к инакомыслящим, такие, как их изгнание, не столь уж часты. Поэтому большинство членов группы вынуждено какое-то время смиряться с упорствующим в своем мнении меньшинством, и это оказывается ключевым для оказания влияния по направлению, ведущему от меньшинства к большинству. Влияние меньшинства проявляется в виде сложного, многогранного социального и психологического процесса. С. Московичи исходит из того, что пришедшее к согласию меньшинство: 1. разрушает устоявшуюся норму и порождает сомнение и неуверенность у представителей большинства; 2. проявляет себя, привлекает к себе внимание; 3. доказывает, что существует альтернативная и понятная точка зрения; 4. демонстрирует уверенность, последовательность и приверженность этой точке зрения; 5. показывает свою решимость не идти на компромисс и отстаивать свою позицию; 6. убеждает большинство в том, что единственный способ восстановить стабильность - пойти навстречу меньшинству. Особенно важны такие характеристики стиля, как его устойчивость, уверенность индивида в правоте своей позиции, изложение и структурирование соответствующих аргументов. Малейшее ослабление этих характеристик ведет к снижению влияния меньшинства.
|
|
|
|
|
|
63.Понятие социальной установки. Традиции и этапы изучения социальной установки (аттитюда). Структура социальной установки и ее функции.
- Понятие, структура и функции социальной установки (аттитюды).
Социальная установка (атитюд)- система знаний о социальном объекте, который предполагает к определенному поведению.
Социальная установка функционирует и как элемент психологической стороны личности, а кроме того, как элемент социальной структуры. Понятие «атитюда» фиксирует связь между индивидом каким-либо социальном объектом.
Функции:приспособительная; функция организации знаний; выражение ценностей; защита (разрешение внутренних конфликтов личности.)
Элементы:когнитивный (знания, убеждения, мнения); эмоциональный (чувство, переживание); физический (поведение, которое следует из знаний, переживаний, тенденций).
Атитюды являются системой, все элементы установленной системы взаимосвязаны и изменение одного элемента может вызвать изменение других элементов.
Установка — это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой.
Наши установки предопределяют наши поступки, если другие влияния уменьшены.
Фестингер: наши установки изменяются, потому что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями. То есть мы чувствуем напряжение, когда два убеждения психологически несовместимы. Мы оправдываем свое поведение, чтобы ослабить наш внутренний дискомфорт.
Соц.установка - предрасположенность (склонность) субъекта к определенному соц. поведению. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.
3-компонентную структура социальных установок (М. Смит, 1942г.):
а) когнитивный компонент (осознание объекта установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на соц. стереотипе);
б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему);
в) поведенческий (потенциальная готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).
Функции установок (Катц):
1) познавательная (установки помогаю чел-ку узнавать соц. мир, в котором он живет, путем структурирования и орг-ции полученной инф-ции);
2) утилитарная (установки помогают чел-ку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому чел-к имеет положительные установки к таким предметам уст-к, которые соответствуют его целям и отрицательные - к предметам, которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей;
3)ценностно-экспрессивная (установки служат пониманию чел-ком того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а также постоянные нормы и ориентации).
4) Эго-защитная (в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).
64.Понятие социально-психологического климата в группе. Социально-психологические закономерности адаптации личности в группе.
Для того чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, в последнее время часто используются понятия «социально‑психологический климат», «морально‑психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат» и т. п. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально‑психологического климата и различных исследовательских подходов (И. П. Волков, Е. С. Кузьмин, В. В. Новиков, В. Б. Ольшанский, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, В. М. Шепель и др.).
Социально‑психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это – отдельные элементы социально‑психологического климата. Отметим также, что состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности.
Необходимо четко разграничивать элементы социально‑психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в какой‑либо трудовой группе не являются элементами социально‑психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно.
Социально‑психологический климат – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны.
Наличие тесной взаимозависимости между социально‑психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так, например, характер взаимоотношений в группе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений ее членами (отраженное) представляет собой элемент климата.
При обращении к проблемам социально‑психологического климата группы одной из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой‑либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Рассмотрим проблемы социально‑психологического климата на примере первичной рабочей группы – бригады, звена, бюро, лаборатории. Итак, речь пойдет об элементарных организационных ячейках, не имеющих никаких официальных структурных подразделений. Их численность может варьироваться от 3–4 до 60 человек и более. Можно сказать, что это «клеточка» каждого предприятия и учреждения. Социально‑психологический климат такой ячейки формируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды.
Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Что же сюда входит? Прежде всего кардинальные особенности общественно‑экономического устройства страны, а конкретнее – специфика данного этапа ее развития, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов. Степень демократизации общества, особенности государственного регулирования экономики, уровень безработицы в данном регионе, вероятность банкротства предприятия и т. д. – эти и другие факторы макросреды оказывают определенное влияние на все стороны жизнедеятельности организации в современных условиях. К макросреде относится также уровень развития материального и духовного производства и культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим данное общественное бытие во всей его противоречивости. Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, определенного исторического периода развития общества.
Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в систему которых входит то или иное предприятие или учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально‑психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп.
В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат той или иной организации, следует отметить и ее многообразные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями продукции данной организации. Заметим, что в условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации (особенно производственной) будет возрастать.
Микросреда предприятия, учреждения – это «поле» повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики.
Какие же обстоятельства, условия повседневной жизнедеятельности формируют то или иное мироощущение и умонастроение первичной рабочей группы, ее социально‑психологический климат?
Можно выделить целый ряд воздействий. Прежде всего отметим факторы материально‑вещной среды. Это и характер выполняемых людьми трудовых операций, и состояние оборудования, и качество заготовок или исходного сырья. Большое значение имеют также особенности организации труда – сменность, ритмичность, степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно‑хозяйственной самостоятельности первичной группы (например, бригады). Отметим роль и санитарно‑гигиенических условий труда, таких как температура, влажность, освещенность, шум, вибрация и т. д.
Известно, что рациональная организация трудового процесса с учетом возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий работы и отдыха людей воздействуют позитивным образом на психические состояния каждого работника и группы в целом. И, наоборот, те или иные неисправности техники, несовершенства технологии, организационные неурядицы, неритмичность труда, недостаток свежего воздуха, чрезмерный шум, ненормальная температура в помещении и тому подобные факторы материально‑вещной среды сказываются негативно на климате группы. Поэтому первейшее направление совершенствования социально‑психологического климата состоит в оптимизации комплекса указанных выше факторов. Эта задача должна решаться на основе разработок специалистов по гигиене и физиологии труда, эргономике и инженерной психологии.
Другую, не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы на уровне первичной рабочей группы. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально‑психологического отражения человеческой микросреды. Будем для краткости называть эти факторы социально‑психологическими.
Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами первичной рабочей группы. Эти связи закреплены в формальной структуре данного подразделения. Возможные различия между типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л. И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности»:
1. Совместно‑индивидуальная деятельность: каждый член группы делает свою часть общего задания независимо от других (бригада станочников, прядильщиц, ткачих).
2. Совместно‑последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом группы (бригада конвейерного производства).
3. Совместно‑взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами (бригада монтажников).
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л. И. Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентации, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.
Материалы прикладных исследований на предприятиях также свидетельствуют о том, что сами по себе особенности той или иной «модели совместной деятельности» отражаются в итоге на психологических чертах рабочих групп. Как отмечают А. И. Донцов и Ш. В. Саркисян, исследование, охватившее 11 бригад на недавно созданном предприятии, показало, что удовлетворенность межличностными отношениями в этих первичных группах увеличивается по мере перехода от первой «модели совместной деятельности» к третьей.
Наряду с системой официального воздействия на социально‑психологический климат первичной рабочей группы огромное влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально‑психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Например, в пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам «не своих» групп.
Конечно, рассматривая факторы, влияющие на климат группы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичной рабочей группы и остальными ее членами, также воздействует на социально‑психологический климат. Рабочие, считающие руководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным делам, обычно более довольны своей работой, чем те, кто заявлял о невнимании к ним со стороны руководителей. По данным отечественных исследований, демократический стиль руководства мастеров бригад, общность ценностей и норм мастеров и рабочих способствуют формированию благоприятного социально‑психологического климата.
Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой то или иное сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на нее со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование климата группы. Конечно, психику группы не следует понимать как сумму индивидуально‑психологических особенностей каждого из ее членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формирования того или иного социально‑психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов группы также является фактором, обусловливающим в большой степени его климат.
Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально‑психологический климат первичной рабочей группы.
Воздействия со стороны макросреды:характерные особенности современного этапа социально‑экономического и общественно‑политического развития страны; деятельность вышестоящих структур, руководящих данной организацией, ее собственных органов управления и самоуправления, общественных организаций, связи данной организации с другими городскими и районными организациями.
Воздействия со стороны микросреды:материально‑вещная сфера деятельности первичной группы, сугубо социально‑психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в группе и соотношение между ними, стиль руководства группой, уровень психологической совместимости работников).
Конечно, при анализе социально‑психологического климата первичной рабочей группы в той или иной конкретной ситуации невозможно отнести какое‑либо влияние на нее на счет только макросреды либо только микросреды. Зависимость климата первичной группы от факторов его собственной микросреды всегда обусловлена макросредой. Однако, решая задачу совершенствования климата в той или иной первичной группе, следует обратить первоочередное внимание на факторы микросреды. Ведь именно здесь нагляднее всего заметен эффект целенаправленных воздействий.
65.Понятие о социально-психологических свойствах личности.
Социально-психологическая компетентность личности.
Коммуникативные свойства личности
«Социально-психологическая адаптация — это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями... При этом под статусом «социальной личности» понимается положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус» (Крысько, 2001, с. 11, 526).
Социальная адаптация является одной из наиболее важных функций социальной психики (объекта социальной психологии). «Социальная психика способна приводить индивидуальное сознание в соответствие с принципами и нормами, господствующими в социальной группе. По существу — это особое обучение. Известно, что всякая культура вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия между людьми и призванные обеспечить наиболее эффективное достижение социальных и индивидуальных целей. Социальная психика облегчает взаимное приспособление людей и создает условия для адаптации личности к определенным образцам поведения» (Руденский, 1998, с. 23).
Скрыть объявление
В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности, т. е. степень приспособленности ее к жизни в социуме. Адаптированность может быть: внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенных измене-
ниях среды (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность человека видоизменяются и приходят в состветствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями — происходит полная, генерализованная адаптация личности); внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности); смешанной, при которой личность частично изменяется и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я» и самостоятельность.
Противоположная адаптированное™ характеристика — деза-даптированность личности бывает нескольких типов: устойчивая ситуативная дезадаптированность, характеризующаяся отсутствием у личности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет умения адаптироваться; временная дезадапти-рованность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; общая устойчивая дезадаптированность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики.
Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, осознанно их использует в соответствии с ситуацией, это повышает адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. Если же защитные механизмы человеком используются неосознанно, они играют деструктивную роль в развитии психики, так как избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире.
Представители разных психологических направлений и школ выделяли различные защитные механизмы. Сам термин «защитные механизмы» был введен психоаналитиками, под этим понятием они подразумевали совокупность бессознательных приемов, с помощью которых психика защищает себя от травм и разрушения. Так, Фрейд описал следующие защитные механизмы: вытеснение, отрицание, рационализацию, инверсию или противодействие, проекцию, замещение, изоляцию, регрессию. Представитель гештальтпсихологии Перлз выделил слияние, ретрофлексию, интроекцию, проекцию (зеркальную, дополнительную и проекцию катарсиса). Один из лидеров гуманистической психологии К. Р. Роджерс предложил рассматривать такие защитные механизмы, как: искажение восприятия и отрицание (Столяренко, 1999).
Помимо психологической защиты, к функциям социально-психологической адаптации можно отнести: «достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность — социальная среда»; максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношений; формирование эмоционально-комфортных позиций личности; самопознание и само коррекцию; повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья» (Крысь-ко, 2001, с. 12). Соответственно «главная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на нивелировку «Я»» (там же, с. 628).
В связи с этим отечественные психологи описывают два типа социально-психологической адаптации: прогрессивную и регрессивную. В ходе прогрессивной адаптации достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и общества — с другой. Регрессивная адаптация формальная, не отвечает ни интересам общества, ни развитию социальной группы, ни самой личности. Часто регрессивную адаптацию обозначают как конформную, основанную на внешнем, формальном принятии человеком групповых норм и ценностей. В этом случае личность лишает себя возможности проявить свои творческие способности и не может полностью самореализоваться. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, в то время как использование конформистской стратегии формирует у человека склонность к систематическим ошибкам поведения, нарушению норм. Когда член общества не может оправдать предъявляемые ему ожидания, это приводит к созданию новых проблемных ситуаций, для выхода из которых необходимы все те же адаптивные способности.
По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной (по желанию человека) или принудительной (причиняющей ущерб, деформирующей личность). Наряду с термином «адаптация» в социальной психологии используется термин «переадаптация» — «процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную» (Крысько, 2001, с. 13). «Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности. Так, например, переход человека из гражданских, мирных условий его жизнедеятельности к военным, обычно сопровождается не только адаптацией, но и переадаптацией его психики. При возвращении к мирной жизни у таких военнослужащих происходит их реадаптация и нередко с серьезными психологическими последствиями. Если переадаптация по каким-то причинам невозможна, то происходит дезадаптация личности» (там же, с. 14).
Итак, можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация является процессом, который происходит при изменении условий социальной среды и связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом.
Особое значение в социализации личности играет историческое развитие общества, государства, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества предъявляет и определенные требования к личности. В стабильные периоды общественного развития более социально-адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентации на групповые ценности, в то время как в переломные, кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у кого одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой — люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, возрастной, профессиональной, территориальной и т. п.) социальной группы.
Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. «Социализация как единичный процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, то есть стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др.» (Крысько, 2001, с. 482) «Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронических больных, инвалидах. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре» (там же, с. 525).
В качестве двух основных структурных компонентов социализации отечественные психологи выделяют ее содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту) и широту, т. е. количество сфер, в которых личность смогла в достаточной мере адаптироваться, выйти на уровень субъекта характерных для них общественных отношений.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических, правовых, экономических, культурных, религиозных и т. д.), с другой — отношением к ним самого индивида. Причем это отношение зависит не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она действует: материальных условий, ее принадлежности к конкретным социальным группам, социального статуса и характера взаимодействия с другими людьми.
Главный смысл социализации заключается в актуализации .«Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. По тому, насколько социально зрелой и гармоничной является личность, оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве, по мнению Э. Фромма, дело обстоит иначе. Здесь часто наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм — это стремление поставить себя в подчинение другим людям, отказ от своего «Я», как бы слияние его с другим человеком, т. е. это своеобразное бегство от свободы, вызванное страхом одиночества и ответственности. Под садизмом в данном случае понимается постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти; эксплуатация и запугивание окружающих. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от ощущения собственного бессилия посредством насильственного разрушения окружающего мира, в частности конкретных социальных институтов. Конформизм в его крайнем выражении означает отказ индивида от собственного «Я» и его превращение в человека толпы («извне ориентированная личность»), автоматически следующего за большинством, мыслящего и действующего «как все». Таким людям свойственны некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам; отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, преобладание потребительской ориентации, социальная пассивность.
По мнению многих отечественных психологов, важнейшей закономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций — типизации и индивидуализации. Тенденции эти по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития личности, в отношении тех или иных форм развития и у различных индивидов. Многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств и т. п. служат примерами первой тенденции. Примерами другой являются накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д. Только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции личности.
Любой процесс развития человека, в том числе и социального, — это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей.
66.Понятие ролевой структуры личности. Виды социальных ролей.
Межролевые и внутриролевые конфликты.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. e. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.
Возникая в связи с конкретной социальной позицией, заданной в общественной структуре, социальная роль вместе с тем – конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие социальные роли. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности социальные роли, выполняемые людьми, персонифицируют господствующие общественные отношения.
Понятие «социальная роль» появилось в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, а затем Т. Парсонса, Т. Шебутани, Р. Линтона и др. В дальнейшем это понятие получило отражение в различных социологических построениях. Широкое распространение это понятие получило благодаря работам американских социологов и социальных психологов, и прежде всего Г. Мида и Д. Морено.
Совокупность парадигм, рассматривающих значение социальной роли, принято называть ролевыми теориями или концепциями личности. Коротко охарактеризуем основные положения теорий разных авторов, их особенности.
Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.
Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.
Р. Дарендорф (западногерманский социолог) рассматривает человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что, в свою очередь, отражает отчуждение личности.
Представители марксистской социологии различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как обусловлены социальной структурой общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации. Вместе с тем, в марксистской социологии отмечается ограниченность ролевых теорий личности вследствие ее преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.
Г. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации социальных ролей. Он считал, что для любой роли характерен набор следующих основных пяти характеристик: эмоциональная содержательность; способ получения роли (предписывание или приобретение); масштаб; формализация (строго установленная или размытая); мотивация.
Дж. Морено в своей книге «Кто должен выжить?» следующим образом классифицирует социальные роли:
«психосоматические роли», когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;
«психодраматические роли», когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;
«социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему – оно является продуктом уникального, свойственного только этому человеку способа интерпретации истолкования ролей. Поэтому и сами роли могут меняться в зависимости от позиции самой личности.
Как справедливо отмечает в своей работе В. Харчева (Основы социологии: Учебник. – М., 1997), процесс реализации ролей зависит от:
биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;
личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;
характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;
структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух несовместимых ролей и более, называется социально-ролевым конфликтом, речь о котором пойдет в следующем параграфе.
К видам ролевых конфликтов относятся:
1) Когда индивид играет несколько ролей, может возникнуть межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);
2) когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом). Внутриролевой конфликт: требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним); 3) личностно – ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).
Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.
С оценочной точки зрения внутриролевые конфликты можно представить как борьбу двух ролей в психике одного субъекта.
Любое действие человека представляет собой и взаимодействие с внутри него самого с другой ролью.
Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях:
Первый тип — агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта; второй — поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, то есть к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта.
В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается.
Способы разрешения внутриролевых конфликтов
Одним из основных способов выхода из внутриролевых конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает в себя самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие «рефлексия». Это способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, своих переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.
Последствия внутриличностного конфликта
Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превышает определенную величину, то происходит психологический срыв и человек оказывается выведенным из душевного равновесия. В таком состоянии он уже не в состоянии справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью человека или чрезмерной агрессивностью, которая может быть направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.
Межролевые конфликты можно рассматривать как столкновение ролей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой).
Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка. Все межролевые конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо искаженной информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.
Решающее влияние на выбор модели поведения в межролевом конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте.
Предупреждение и разрешение межролевых конфликтов
Если возникла конфликтная ситуация, то необходимо серьезно взвесить ее возможные «за» и «против» в предлагаемом конфликте. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению правильного решения.
67.Психологические аспекты социализации личности.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
1) идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);
3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта͵ мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
4) социальная фасилитация (ингибиция) (фасилитация – облегчение, ингибиция – подавление) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида (повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования);
5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:
1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
2) идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
3) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
4) чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.
Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация – процесс длительный, протяженный во времени и пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в различные периоды своей жизни.
68.Психологические механизмы регуляции социального поведения личности (потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки).
Происходит активное взаимодействие внешних и внутренних регуляторов социального поведения. Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах – личностные свойства и социально-психологические качества личности.
К первым относятся (внутренний локус контроля): внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы.
К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: социальный статус и роли, диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиации, аттракция (симпатия), целевые и социальные установки, оценки, жизненная позиция, общественное мнение, стыд, вина, любовь, ненависть, сомнения, удовлетворенность, ответственность, страх, тревожность, атрибуция.
К регуляционному блоку психических явлений относятся мотивационно-потребностная и волевая сферы личности. Мотивация, мотив осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.
Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.
Важными психическими механизмами внутренней регуляции и неформального психического контроля являются мощное чувство стыда, совесть, общественное мнение. Еще 3. Фрейд отмечал, что нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались механизмом вытеснения в бессознательную психику человека, но обнаруживали себя в обмолвках, оговорках, сновидениях человека. Если человек уступал своим желаниям, влечениям и нарушал социальные нормы, то он встречался с осуждением, наказанием со стороны других людей, у него возникало чувство стыда (стыдят тебя другие люди) и чувство собственной вины, укоров совести... Самым действенным личностным механизмом саморегуляции поведения являются стыд и совесть.
Совесть человека – это такое его качество, которое даст ему возможность сравнивать свое поведение с установленными в обществе нравственными нормами, позволяет личности вершить "суд над самой собой", внутри себя, вне очевидной общественной оценки. Чувство стыда отличается от совести тем, что имеет более выраженный внешний характер: человек оценивает сам себя в соответствии с критериями окружающих его людей.
Чувство стыда – это один из самых сложных аппаратов, регулирующих поступки человека в общественной среде, механизмов саморегуляции социального поведения личности. "Мало, если человек сознает недопустимость и наказуемость воровства. Надо, чтобы ему было неодолимо стыдно, если его назовут вором. В свою очередь, “пристыдить” – сильное средство общественного воспитания" (Б. Ф. Портннев). Каждый негативный поступок, совершенный в коллективе (крупная кража, вопиющий обман, предательство и пр.) является объектом неформального контроля, критики, осуждения, презрения. Между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. Принцип детерминизма, сформулированный
С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант.
Рассматривая проблемы внутренней регуляции поведения, Е. А. Сергиенко отмечает, что внутренний контроль и регуляцию своего поведения человек может осуществлять, используя свои индивидуальные ресурсы, включающие три уровня:
1) интеллектуальные ресурсы (особенности интеллектуальных, когнитивных способностей, обеспечивающих анализ и упорядочивание внешней и внутренней среды, создание ментальных моделей ситуации и событий, ментальное оперирование внутренними моделями и представлениями, подготовку решения, способность гибкого когнитивного контроля);
2) ресурсы эмоциональной регуляции (люди отличаются различной эмоциональностью, интенсивностью эмоций, эмоциональной лабильностью, эмоциональной импульсивностью, различной способностью "читать" эмоции других людей и понимать свои, умением осуществлять эмоциональный самоконтроль);
3) ресурсы произвольно-волевой регуляции. Под ресурсной основой контроля поведения понимают индивидуальные когнитивные, эмоциональные и волевые ресурсы человека. Соотношение когнитивных, эмоциональных и волевых способностей представлено у каждого человека в разных пропорциях.
Например, может быть высокий уровень когнитивных ресурсов, средний – эмоциональных и низкий – волевых. Невозможность преодолеть тревогу, выстроить последовательность целевых действий, трудности коммуникаций в социуме свидетельствуют о проблемах саморегуляции (контроля поведения), где дефицит эмоциональной и (или) волевой регуляции блокирует или снижает реализацию когнитивных ресурсов. Е. А. Сергиенко отмечает, что контроль поведения как интегративный индивидуальный способ регуляции поведения отличается у разных людей, и его эффективность различна в зависимости от выраженности его параметров (когнитивный, эмоциональный, волевой контроль). Контроль поведения складывается в раннем онтогенезе человека. На развитие контроля поведения, как было показано в работах Г. А. Виленской, большое влияние оказывает стиль родительского воспитания, который может способствовать формированию того или иного типа самоконтроля ребенка как способа индивидуальной адаптации. Трудные жизненные ситуации позволяют выявить различия контроля поведения, поскольку предъявляют высокие требования к индивидуальным ресурсам регуляции.
Человек реагирует на обстоятельства деятельности в соответствии с тем, каковы его потребности и какую цель он преследует в этой деятельности. А. Н. Леонтьев исследовал механизмы преобразования цели действия во внутреннее осознанное побуждение, в мотив. Личностная значимость или личностный смысл объективных значений внешних стимуляторов (обстоятельств) деятельности порождаются не значениями, а отношением между мотивом действия и тем, на что действие направлено как на свой прямой результат, т.е. его целью. В мотивации деятельности обнаруживаются доминирующие тенденции, которые Л. И. Божович рассматривает как "внутреннюю позицию личности", или ее направленность, а М. С. Неймарк уточняет, что эта направленность есть "постоянное доминирование определенных мотивов, создающих не только целенаправленность поведения, но и целенаправленность всей жизни субъекта". Эта направленность мотивации личности формируется в определенных социальных условиях, является продуктом ее онтогенеза, индивидуального и социального опыта.
Эмоциональные, когнитивные и поведенческие предрасположенности субъекта к определенным реакциям на социальные обстоятельства деятельности выступают как совокупность отношений, или "аттитюдов", к различным социальным объектам и ситуациям, как механизм внутреннего регулирования социального поведения личности. Нельзя "аттитюд" рассматривать только на уровне микросреды индивида при полном игнорировании общих социальных условий деятельности личности. Следует учитывать, что общие условия социальной жизни конкретного общества определяют нс только специфику макросоциальной среды, но они же детерминируют и высшие регулятивные сферы социально-установочной деятельности – систему ценностных ориентаций личности.
69.Понятие о браке и семье. Функции современной семьи
Брак – исторически обусловленное , санкцианированная обществом форма отношений между м и ж устанавливающая их права по отношению друг к другу. Валерстайн описывает следующие задачи брака : 1отделение от родительской семьи, 2 создание новой семейной общности, 3 создание полноценных сексуальных отношений, 4 совместное родительство, 5 противостояние кризисам жизни, 6создание безопасного пространства, использование юморапредоставление партнеру эмоциональной поддержки, сохранение романтического представления о любви.
Семья (Акерман) – социальная группа цель которой совместное удовлетворение общих потребностей (биологических, психологических (по Маслоу), соц. – экономических). Семья является связующим звеном между потребностями человека и требованиями к семье. Это проявляется во всех функциях семьи (1 репродуктивная, 2 сексуальная, 3социализирующая, 4 хозяйственно экономическая, 5 коммуникативная, 6 рекреативная, 7психотерапевтическая).
Особенности института семьи: 1.самое древнее социальное образование; 2 человек рождается в семье и дальнейшее развитие человека происходит в семье; 3 семья является основным условием счастья, за которой следуют дружба, общение, организация.
Функции современной семьи. 1.Репродуктивная. Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, удовлетворение потребности в детях. 2.Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов. Она предполагает взаимопонимание, альтруизм, доверие, искренность, взаимную верность, признание взаимной исключительности и единственности друг друга. 3.Хозяйственно-экономическая функциясостоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, приготовление пищи. 4.Коммуникативная (сфера семейного общения). Компоненты: организация внутрисемейного общения, посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации. 5. Рекреационная: удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. 6. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. 7. психотерапевтических функциях: 1. Это функция «поглаживания». 2.«Резонирование», поддержка другого в самореализации и личностном развитии.
70.Семья как система. Параметры структуры семьи. Динамика семьи. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития.
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!